Генетическая история населения запада России при переходе от каменного века к бронзовому. Текст читает Александр Личман.
https://youtu.be/sRzF_elfsnMКультурный комплекс шнуровой керамики был распространён на обширной территории, от Татарстана на востоке, до Бельгии и Нидерландов на западе, а также от южных районов Финляндии, Швеции и Норвегии на севере до Швейцарии и Украины на Юге.
Её восточный вариант — фатьяновская культура, была образована благодаря обратному движению людей на северо-восток, с вторжением на территории где уже обитали охотники и рыболовы волосовской культуры. Понятное дело были конфликты, а в захоронениях Московской области у фатьяновских воинов между костей были обнаружены волосовские кремнёвые наконечники стрел. Но также были и могилы с черепами, проломленными тупыми предметами, возможно каменными топорами. Наиболее сильные археологические связи фатьяновской культуры прослеживаются со среднеднепровской, распространённой на территории современной Беларуси и Украины.
Для фатьяновской культуры были характерны погребальные обычаи, включающие плоские земляные могилы (реже курганы), где захороненных располагали, лёжа на боку в согнутом положении, причём мужчин на правом боку и головой в западном направлении, а женщин на левом боку и головой в восточном направлении. Фатьяновцы также практиковали захоронения животных, преимущественно собак и медведей. Вместе с захороненными размещали керамику и прочий погребальный инвентарь, включая каменные боевые и рабочие топоры в мужских могилах.
А в целом, фатьяновцы стали важным связующим звеном между западом и востоком, т.е. скотоводами и последними охотниками-собирателями. Они внедрили в лесном поясе животноводство и, возможно, подсечно-огневое земледелие. А с последующими абашевской, синташтинской и андроновской культурами, фатьяновская стала ключевым компонентом в развитии более широкого культурного ландшафта Евразии бронзового века.
В новой работе, помимо 28 новых радиоуглеродных дат, были получены генетические данные от представителей культур шнуровой керамики и фатьяновской, а также от охотников-собирателей, которые объединили с ранее опубликованными геномами.
Цель исследования заключалась в том, чтобы выяснить было ли влияние на данный регион миграций, которые наблюдались в других частях Европы в течение голоцена, а также откуда были люди, населявшие северо-западную часть России в тот период и были ли популяции фатьяновской культуры результатом прямой миграции из Восточноевропейской степи или же предки ранних европейских земледельцев поучаствовали в этом процессе, по аналогии с более западными группами культуры шнуровой керамики. Помимо этого, интересным было и то, имело ли место смешение между охотниками и рыболовами волосовской культуры и вторгшимися фатьяновцами, как это предполагают археологические данные.