Позволю себе высказывание своего дилетантского мнения.
Возможно, наголову разбитые на поле боя при взятии Казани, татары отступили в сторону Башкирии и дали начало новым "башкирским" родам но при этом продолжали называться татарами
Чуваши ясачные | Кто такие и откуда взялись?
Д Исхаков в интервью по некоторым аспектам , дает искаженную информацию, Он утверждает ,что термин "чуваш" -являлся названием сословия .Это не так .Вот контраргументы
1)В 16 веке упоминается народ чуваш ,т.е предки современных чуваш .Ни у кого нет сомнения что этот термин означал название этноса .Вот что писал Курбский перед штурмом Казани
Егдаж переплавишася Суру реку, тогда и Черемиса Горняя6, а по их Чуваша зовомые, язык7 особливый, начаша встречати по пяти сот и по тысяще их, аки бы радующеся цареву пришествию: понеже в их земле поставлен оный предреченный град на Свияге"
Ясно что речь идет об этносе , а не о сословии,тем более подчеркивается что у них язык особый,,но мы все понимаем ,что у сословий отдельного языка не бывает. ."Черемиса горная"- так называли русские в 16,17 веках предков современных чуваш .В то время лишь сами предки современных чуваш называли себя чувашами и больше ни кто .Чувашами ,Чювашой (суасами) в 15,16,17 вв называли предков казанских татар..
2)Напоминаю что Исхаков Д пытается внушить что чуваши были сословием,означающий оседлое земледельческое население в Казанском ханстве и проживающее на этих землях также и после вхождения в состав Руси до 18 века .
Но это не так .Он сильно ошибается
Вот цитата из труда Хамидуллина «Исчезнувший» народ чуваши в этнологическом конструктивизмеИнтересно, что служилая татарская знать также именовалась чувашами. В Уфимском уезде с XVII в. были известны темниковские мурзы Ураковы, большинство из которых приняло крещение. Однако, один из них вернулся в Ислам, за что из князей был низведен (в сословие) в ясачные татары21. Это — переводчик Уфимской провинциальной канцелярии Кильмухаммед Ураков. Его поступок весьма порицался уфимскими дворянами, говорившими, что он «беззаконной чювашенин и принял обрезание»22. Вот еще один весьма симптоматичный пример. Один из вождей башкирского восстания 1735—1740 гг. батыр Тамьянской волости,башкир,Кусяп Султангулов, приехавший в Оренбург под гарантии личной неприкосновенности, данные оренбургским ахуном,(казанским татарином) Мансуром Абдрахмановым, а затем вероломно арестованный, говорил последнему(Абрахманову) : «ты де, чувашенин(суас) меня обманул, да и мурза де чувашенин(суас) также обманул»23. В том, что мулла Мансур и касимовский мурза Кутлу-Мухаммед Тевкелев не имеют отношения к предкам современных чуваш , нет никакого сомнения
.
Мы видим, что чувашами(суасами) назывались духовные лица и знать Поволжских татар ,а также и горожане . Если все сословия народа называются одним термином ,то это означает название этнонима данного этноса .Для Мусульман-чуваш русские власти ввели два сословия --служилые и ясачные татары .Если Мусульманина -чуваша включали в сословие служилых татар ,то его переставали называть чувашом .Постепенно название "татар" закреплялось в сознание своего и окружающих народов и этот сословный термин (татар) переходил в этнический . Та же история с двусловным термином "ясачные татары " , но переход от этнического термина "чуваш" на название" татар" проходил медленнее.
3) В состав жителей Казани начала 17 века входили Мусульмане-чуваши в количестве 150 дворов .Это как раз жители Старо-татарской слободы Их лишь в 18 веке начали называть татарами .Там жили духовные лица ,ремесленники ,купцы и мещане..Получается 4 сословия проживали в Мусульманской слободе г Казани начале 17 века .Но Исхаков чувашами называл лишь земледельческое население .Но в Мусульманской слободе Казани совсем не было земледельцев ,но были 4 других сословий, представители которых официально названы чувашами .Мы видим явные нестыковки в концепции Исхакова Д.
4) На Средней Волге и Урале были ясачные татары ясачные чуваши ясачные марийцы (черемисы) ,ясачные удмурты( вотяки) ясачные башкиры ясачные вогулы .(манси)-. Слово "ясачный" означал - платившие ясак .Это слово объединяли с названием этнонима определенного народа В частности термин чуваш - означал в то время, как Мусульман-чуваш ,предков Казанских татар , и чуваш язычников ,предков современных чуваш.