О нескольких культурно-генетических пересечениях в теории.
L664 - как носительница ингвеонской традиции > S2894 - ваны > S2886, YP432 и YP285?- династия Инглингов > YP285 - гауто-юты.
> Если обратиться назадъ къ главнымъ даннымъ вопроса объ Ингевонахъ, то они окажутся двоякаго рода: свидѣтельство Плинія упрочиваетъ это имя за Хавками-Фризами, - это одинъ выводъ; другой подслушанъ у пѣсни, руны, саги, древняго прозвищя, и состоитъ въ томъ, что Ингевоны - сѣверные Готы. Двѣ народныя группы, нѣмецкая и скандинавская, стоятъ порознь и равно предъявляютъ свои права на то же обозначенiе. Одна возможность помирить ихъ: указать ихъ давнишнюю родовую связь, указать, что Фризы - тѣ же Готы и только позже стали на ту переходную степень, на которой они и мѣстомъ и языкомъ занимаютъ средину между Скандинавами и Саксами. Черты былаго тождества даются сами собою. Слѣды Геруловъ, древнихъ всельниковъ Даніи встрѣчаются, въ восточной Фрисландіи, доказаны созвучіемъ письменныхъ названій. - Родоначальникъ Датчанъ, отецъ Дана и Англа, у Саксона Humblus (patre Humblo procreati) повторяется въ Humli, эпонимѣ фризскихъ Гумблинговъ. Родство религіозныхъ представленій еще сильнѣе подтверждаетъ мысль о прежнемъ народномъ единствѣ. Мы видѣли, какъ въ средѣ Готовъ-Ингевоновъ имена Инга, Ингви, Унгвина стоятъ нераздѣльно съ судьбами фрейерова культа. - Для Ингевоновъ-Фризовъ имѣются положительныя свидѣтельства о быломъ поклоненiи какому-то божеству въ родѣ женскаго Фрея.
> Странствующій Ингъ черты скандинавскаго бога и мифическое значенiе родоначальника Ингевоновъ выходитъ на свѣтъ: Irmin связанъ съ Одиномъ, такъ Ингъ является повтореніемъ Фрейра. Вмѣстѣ съ тѣмъ и границы Ингевоновъ раздвигаются шире слѣдомъ за переселеніемъ и культа: подались отъ Даніи къ сѣверу, захватили Скандинавію. Все говорить за болѣе обширное значеніе народнаго прозвища. Такъ думаетъ и ... въ своей Исторіи Норвегіи, прилагая Ингевоновъ римскихъ писателей ко всему народному семейству Готовъ, возводя культ Hleidhr'ы къ готскому началу. У Саксона (1, стр. 124) въ самомъ дѣлѣ встрѣчаемъ Unguinus Gothensium rex. Unguinus стоитъ, разумѣется, вмѣсто Ynguinus.
> За то чем далѣе къ сѣверо-востоку, тем крупнѣе слѣды Ингевоновъ, тѣмъ болѣе именъ напоминающихъ и народъ и его эпонима. Въ Беовульфѣ Ingvine или Inguinas зовутся Датчане. Въ одной старой рунической пѣснѣ разсказывается, какъ Ing пребываетъ сначала у восточныхъ Датчанъ, потомъ отправился на востокъ чрезъ море, а за нимъ покатилась его колесница. Въ Инглингасагѣ Фрейръ носитъ еще другое имя - Ingvi; или то и другое названiе сливаются въ одно и выходитъ Ингрифрейръ. Ему поклонялись въ Упсалѣ; отъ него пошло поколѣніе Инглинговъ. Это невольно напоминаетъ намъ Ingvinas Беовульфа. Если сличить съ этимъ, что датская Hleidhra также извѣстна была служеніемъ Frodhi - Фрейру, что та же Инглингасага говоритъ о бѣгстве боговъ изъ Фіоніи въ Швецію, гдѣ Фрейръ учреждаетъ свой культъ - то загадки древней руны разрѣшаются сами собой.
Лѣтописи русской литературы и древности, Т. 1, 1839.
Во главѣ генеалогіи амаловъ Jord. 14, 79 стоитъ Gapt, имя котораго обыкновенно принимается за описку вм, Gaut. Съ другой стороны, Гаутъ по Yngl. s. 38 первый царь — эпонимъ гаутовъ, что на первый взглядъ связываетъ послѣднихъ непосредственно съ готами материка. Ho Gaut - Geat обычная фигура въ родословныхъ не только скандинавскихъ, но и англосаксонскихъ королей, см. Grimn. DM. III 4, 377 ss, всегда въ связи съ Woden'омъ, то какъ предокъ, то какъ потомокъ его. Кентская генеалогiя начинается съ Geta (т. е. Geáta) qui, ut ajunt, filius fuit dei, 1. c. 387; совершенно также у Iорданна въ указанномъ мѣстѣ Gapt… primus heroum, quos non puros homines, sed semideos id est Ansis vecaverunt. Передъ нами общегерманское божество или, точнѣе, общегерманское прозвище Одина-Вуотана, такъ какъ оно встрѣчается и у южныхъ нѣмцевъ въ формѣ Gõz, Caos и т.д. въ многочисленныхъ личныхъ и географическихъ именахъ. Здѣсь первоначальное значенiе его уже стерто; оно сохранилось на сѣверѣ, см. въ старшей Эддѣ Grimn. 54, 4, гдѣ Одинъ говорить о себѣ: hétomk… Gautr… meþ goþom; Vegtamskv. 2, 1. 13,2: Óþenn aldenn gautr. Каково бы ни было его нарицательное значеніе, «творецъ» (отъ giuta, какъ думають обыкновенно, или «sermones serens, sermocinator» (Egilsson Lex. poet. 226), можетъ быть, мы имѣемъ исходный пунктъ этнического имени гаутовъ.
Браунъ Ф. А., Разысканiя въ области гото-славянскихъ отношенiй, 1889.
Саксы, имя которыхъ происходитъ отъ названія оружія, тоже разсказываютъ въ своихъ народныхъ преданіяхъ о прибытіи древнѣйшихъ представителей своего народа на материкъ, что заслуживаетъ вниманія въ связи съ посредствующей ролью англофризовъ между южными и сѣверными германцами, въ которой саксы тоже принимали участіе. Хотя саксы, какъ видно, не были съ самаго начала западными германцами, но они, во всякомъ случаѣ, относительно рано примкнули къ западно-германскому процессу сліянія народовъ и содѣйствовали обособленію и упроченію особой германской народности: во-первыхъ, тѣмъ, что они образовали тотъ великій и прочный союзъ съ южными германцами, населявшими нынѣшнюю Сѣверную Германію, который получилъ отъ нихъ свое имя, — союзъ Саксовъ;
Гельмольтъ Г., Исторія человѣчества: Средняя и Сѣверная Европа, Т. 6, 1896.
> Следовательно, эта западная прибрежная группа Шлезвиг-Гольштейна, которая характеризуется как тип эддельакер, «содержит явный культурный элемент почти всех ютских групп». Этот прибрежный «культурный поток» объясняется переселением с севера, которое происходило в III—V вв., достигнув области хавков. Из слияния этих групп и возникло древнесаксонское племя, в которое позднее включились еще другие этнические группы.
> Таким образом, формирование саксонского племенного союза происходило в течении II—V вв., когда «многочисленные и благородные» хавки находились на пике своей экспансионистской политики, захватывая и подчиняя себе соседние племена. Причем подчинение племен, находившихся в соседстве друг с другом и объединенных общим культом, происходило путем интегрирования. Оформление древнесаксонского союза завершилось в ~VI в. под руководством скандинавской военной элиты.
Семенова И. А., Проблема формирования древнесаксонского племенного союза, 2009.