Наиболее ранние сведения о башкирах относятся к первой половине IX века. Персидский историк Абу Саид Гардизи упоминал о «хазарском вельможе» Башджурте, обитавшем с 2000 всадниками между хазарами и кимаками. Историки датируют время правления Башджурта второй половиной VIII века. По одной из веосий именно от его имени произошел этноним башҡорт. Арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, около 840 г. направлявшийся из Хазарии на восток в поисках стены Зулькарнайна, упоминал земли башкир ориентировочно за Волгой. Вместе с ним были проводники из хазар, которые возможно и рассказали Тарджуману о башкирах.
К какому племени принадлежал Башджурт, давший название башкирам?Чтобы ответить на этот вопрос следует обратиться к венгерской истории. Византийский император Константин Багрянородный в середине X века писал, что венгры (названные им «турки») раньше назывались савартами-асфалами (византийские авторы VI века называли савир «гуннами»), и что до переселения в Ателькузу (Днепро-Днестровское междуречье) проживали в области Леведия, названной так по имени «воеводы», и расположенной у реки Хидмас или Хингилус, и отождествляемой современными историками с рекой Кондурча в Заволжье. Из сведений Багрянородного также можно узнать, что у каждого племени «турок» был свой «воевода», из которых «первым» был Леведий, и все они подчинялись хазарскому кагану. Правил Леведий всего три года, затем под давлением печенегов он с частью народа переселяется на запад, в Ателькузу. Другая часть народа уходит на восток. Печенеги были завоеваны и вытеснены из Приаралья огузами и кимаками в 830-840 гг. Не ранее этой даты венгры переселяются в Ателькузу. Константин Багрянородный отмечал пребывание печенегов на пространстве между реками Геих (Яик, Урал) и Атил (Итиль, Волга).
[Знай], что народ турок имел древнее поселение 1 близ Хазарии, в местности, называвшейся Леведия — по прозвищу их первого воеводы 2. Этот воевода прозывался личным именем Леведия, а по названию достоинства его именовали воеводой, как и прочих после него. Итак, в этой местности, уже названной Леведии, течет река Хидмас, которая именуется также Хингилус 3. В те времена они не назывались турками, а именовались по неведомой причине савартами-асфалами 4. Турок было семь племен 3, но архонта над собой, своего ли или чужого, они никогда не имели; были же у них некие воеводы 6, из которых первым являлся вышеназванный Леведия. Они жили вместе с хазарами в течение трех лет 7, воюя в качестве союзников хазар во всех их войнах 8. Хаган, архонт Хазарии, благодаря мужеству турок и их воинской помощи, дал в жены первому воеводе турок, называемому Леведией, благородную хазарку из-за славы о его доблести и знаменитости его рода, чтобы она родила от него 9. Но этот Леведия по неведомой случайности не прижил детей с той хазаркой. Пачинакиты же, прежде названные кангар (а название кангар давалось у них в соответствии с благородством и мужеством) 10, двинувшись на хазар войною и будучи побеждены, были вынуждены покинуть собственную землю и населить землю турок 11. Когда же меж турками и пачинакитами, тогда называвшимися кангар, состоялось сражение, войско турок было разбито и разделилось на две части. Одна часть поселилась к востоку, в краях Персии, — они и ныне по древнему прозвищу турок называются савартами-асфалами, а вторая часть поселилась в западном краю вместе [161] с их воеводой и вождем Леведией 12, в местах, именуемых Ателкузу 13, в которых ныне проживает народ пачинакитов.
http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Konst_Bagr_2/text38.phtml?id=6397 Да будет известно, что пачинакиты сначала имели место своего обитания на реке Атил, а также на реке Геих.
http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Konst_Bagr_2/text37.phtml?id=6396 Константин Багрянородный так же приводит сведения о родах «турок».
Да будет известно, что так называемые кавары произошли из рода хазар 2. Случилось так, что вспыхнуло у них восстание против своей власти, и, когда разгорелась междоусобная война, эта прежняя власть их [все-таки] одержала победу. Одни из них были перебиты, другие, бежав, пришли и поселились вместе с турками в земле пачинакитов, сдружились друг с другом и стали называться каварами. Поэтому и турок они обучили языку хазар 3, и сами до сей поры говорят на этом языке, но имеют они и другой — язык турок. По той причине, что в войнах они проявили себя наиболее мужественными из восьми родов и так как предводительствовали в бою, они были выдвинуты в число первых родов. Архонт же у них один (а именно на три рода каваров), существующий и по сей день.
http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Konst_Bagr_2/text39.phtml?id=6398 Первый — этот, от хазар отколовшийся, вышеназванный род каваров, второй — род Неки, третий — Мегери, четвертый — Куртугермат, пятый — Тариана, шестой — Генах, седьмой — Кари, восьмой — Каси 1. Так, соединясь друг с другом, кавары вместе с турками поселились в земле пачинакитов.
http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Konst_Bagr_2/text40.phtml?id=6399 Кавары, происходящие от хазар, названы «первым» родом. Возможно из них происходит Арпад и его потомки, как Бела III (R1a-SUR51).
Рода неки (ньек) и мегери (мадьяр) историки считают однозначно угорского происхождения, остальные, от двух до пяти – тюркского.
Можно предположить, что род ньек — это потомки караякуповской культуры Южного Урала и принадлежали к гаплогруппе
https://yfull.com/tree/N-L1442/ . Встречается у современных венгров и у башкир племен уран, усерган, тангаур, кошсы и др. Мадьяр — потомки родственной кушнаренковской культуры принадлежали к гаплогруппе
https://yfull.com/tree/N-Y24361/. Встречается у современных и древних венгров, и у башкир племен минг, юрматы, елан, бикатин.
Племя генах связывают с башкирским племенем еней (
https://yfull.com/tree/N-M2019/).
Племя тариан отождествляют с башкирским племенем гайна (тархан) (R1b-U152). Эта гаплогруппа присутствует также у башкир племени буляр. Видимо, род тархан в прошлом разделился на две группы - предки гайнинцев ушли на север.
Племя кари можно отождествлить с башкирским племенем гэрэ (I1-M227), а каси - с родом кадыкай/кады/казы племени кыргыз (I1-M227). Происхождение родов кари и каси связано с проникновением в мазунинскую (финно-пермскую) этнокультурную среду военизированных групп, оставивших подкурганные захоронения Тураевского и Старо-Муштинских могильников низовья Белой и Прикамья (IV-V вв). Согласно Голдиной эти группы были гото-славянами.
https://cyberleninka.ru/article/n/yuzhnoe-preduralie-v-epohu-velikogo-pereseleniya-narodov-arheologo-geograficheskiy-kontekst/Этноним курт-дьярмат соотносят с названием башкирского рода юрматы, которое в свою очередь, по одной из версий, произошло от этнонима сарматы. В венгерском языке слово gyarmat означает «колонию». Как пишут авторы венгерского этимологического словаря, происхождение его неизвестно, возможно оно происходит от «тюркских пришельцев» времен до завоевания родины в Паннонии. Первая часть этнонима курт-дьярмат, слово kürt в венгерском языке означает «рог» и также имеет неясную этимологию. По мнению авторов словаря представители этого племени изобрели музыкальный инструмент в форме рога, поэтому их так назвали.
https://dtk.tankonyvtar.hu/bitstream/handle/123456789/8879/Etimologiai_szotar.pdfВ тоже время слово «курт» похоже на вторую часть этнонима башкорт, где баш — с тюркского «главный», а «корт» или «курт» означает «волка».
Возможно, Башджурт был из племени юрматы, что отразилось в двойственном названии рода курт-дьярмат.
Откуда происходит башкирское племя юрматы?Можно предположить, что юрматы — потомки турбаслинской культуры Южного Приуралья, которую связывают с гуннизированными сарматами. У башкир племени юрматы основная гаплогруппа
https://yfull.com/tree/R-FGC56440/По мнению Ф. А. Сунгатова, прототурбаслинские племена (связанные своим происхождением с поздними сарматами) в IV веке были увлечены на запад в общем движении гуннских племен. Они входили в состав гуннского племенного объединения в степях Северного Причерноморья и в Паннонии. После смерти Аттилы (453 г.), поражения гуннов от гепидов при Недао, от византийцев и сарагуров в Волго-Донских степях (463 г.), в ордах коалиции гуннских племен начинается распад. «В результате, одна из групп позднесарматского населения, испытавшего на себе влияние гуннской этнокультурной среды, в виде нового этнического образования отходит на восток — в Приуралье, где ими и были оставлены памятники, известные в науке как турбаслинские».
https://cyberleninka.ru/article/n/unikalnoe-proizvedenie-pozdneantichnoy-torevtiki-iz-pogrebeniya-na-yuzhnom-uraleПришедшие из Зауралья кушнаренковцы «колонизируют» территорию расселения турбаслинцев. Турбаслинцы в отличии от кушнаренковцев были оседлыми и жили в стационарных поселениях. Видимо поэтому их этноним в венгерском языке стал означать «колонию».
На территории современного Башкортостана «турбаслинцы» жили оседло, хотя на своей прародине (вероятно – степи Нижнего Дона и Северного Причерноморья) они, скорее всего, вели кочевой образ жизни. Об их оседлости свидетельствуют стационарные поселения, расположенные около могильников: Ново-Турбаслинское поселение и могильник, Улукулевское поселение и Шареевский могильник в Кармаскалинском районе, могильники на территории г.Уфы и городище Уфа II (пересечение ул.Пушкина и проспекта Салавата Юлаева), могильник и поселение на окраине с.Кушнаренково. По материалам раскопок Ново-Турбаслинского поселения удалось установить, что «турбаслинцы» жили в небольших квадратных полуземлянках, в центре которых находился очаг. Занимались пастушеским скотоводством и земледелием. О последнем свидетельствуют находки земледельческих орудий – серпов и каменных жерновов, а также специально оборудованных ям для хранения зерна.
В конце VI – начале VII веков из Зауралья в среднее и нижнее течение р.Белая приходит население т.н. кушнаренковской культуры (по поселению у с.Кушнаренково). Всего выявлено около 40 памятников, в основном они расположены по левобережью Белой и ее крупных притоков (Дема, Сюнь, Чермасан и др.).
Большинство поселений неукрепленные, с тонким и слабо насыщенным культурным слоем без следов каких-либо построек. Вероятно, это следы сезонных стоянок полукочевого населения.
http://archeology-rb.ru/index.php/epohi-i-kultury/80-srednevekove После прихода кушнаренковцев в конце VI – начале VII века основная масса турбаслинцев среднего течения Белой уходит на запад в Заволжье, где они вскоре попадают под власть Хазарского каганата. Примерно, во второй половине VIII века упоминается «хазарский вельможа» Башджурт, около 840 года Саллам ат-Тарджуман упоминает «земли башкир».
Не позднее 850 года под руководством «воеводы» Леведии часть племен под давлением печенегов мигрирует на запад в Ателькузу. Оставшаяся часть присоединяется к башкирам. В 922 году Ахмед ибн Фадлан встретил башкир как раз около реки Кондурчи. Любопытно, что исторические предания упоминают «старинные» юрматынские земли «в стороне Волги и Симбирска».
Этапы этногенеза башкир:1) гунно-сарматский (V-VII вв)Турбаслинская культура.
Юрматы (R1a-FGC56440).
Язык древних башкир должен быть близок к языку хазар и булгар.
2) булгаро-мадьярский (VII-XIII вв)Кушнаренковская, караякуповская культуры. Чияликская культура.
Буляр, гайна (R1b-U152), юрми, упей, кобау (G2a), еней (N-M2019), кармыш-юрматы (N-Y24361), сызги, сырзы, терсяк, сураш (N-L1442), гэрэ, кадыкай (I1-M227).
3) кимакский (X-XI вв)Елан (R1b-M73).
Происходит кипчакизация башкирского языка. Неслучайно, Махмуд аль-Кашгари в Диван лугат ат-турк (1074 г.) перечисляет язык башкир вместе с языком кимаков. У кимаков обнаружена гаплогруппа R1b-M73.
4) кипчакский (XIII в.)Усерган (J2),
Усергане происходят от кипчаков рода Токсоба:
https://youtu.be/33FgTiKlDg8?t=370После монгольского завоевания Башкирии в 1237 году именно усергане возглавили башкир, согласно шежере. Вероятно, из усерган происходили все правители до XIV века. Государь всей Баскардии, которого встретил Иоганка Венгр, тоже, возможно, был из племени усерган. Ставка башкирского правителя скорее всего располагалась в Зауралье, возле Яика. Там же сконцентрированы археологические памятники XIII-XIV вв кипчакского и монгольского происхождения. Как известно, к правителю Башкирии приходил посол из страны Сибирь, что было бы маловероятно, если бы ставка правителя Башкирии находилась в Приуралье. Для этого пришлось бы преодолевать горы или обходить с юга. Следует понимать, что средневековая Башкирия была намного больше современной республики Башкортостан. От Волги до Тобола. На западе граничала с Булгарией, на востоке - со страной Сибирь. И Зауралье было географическим и политическим центром Башкирии.
5) кипчако-ногайский (XIV-XVI вв)Бурзян, сынрян (R1b-Z2103), айле (R1b-U106), мурзалар, тырнаклы (I1-Z140), канглы (G1), кувакан, тубаляс, калмак (N-F4205), сарт (J1), табын, танып, иректэ, балыксы, унлар, кудей, кошсы, катай (R1a-Z2123), минг, тангаур (C3), сарайлы-минг, бикатин (R1a-Z280), кыпсак, тамьян, теляу (R1a-Z2123), карагай-кыпсак, меркит, каратавлы, тазлар (R1b-M73), байлар, кай, туркмен-кыпсак (N1b-P43), кубеляк (G2a), ельдяк, бадрак, кумрук, дуван, уран (I2a), кыргыз (I1-M227), салъют (N-L1442), шуран, каршин.