PS Если народ обитает в полуземлянках и не пользуется гончарным кругом - это да, таки может говорить о том, что они жил в относительной изоляции и варился в собственном соку.
Вот старая статья Фурасьева о Пражской культуре, где он считает, что Пражская культура возникла в результате миграций: http://www.archaeology.ru/Download/Furasjev/Furasjev_2009_O_roli.pdf
Соответственно, особой генетической изоляции от окружающих популяций не было.
Из Вашей статьи:
Несмотря на то, что в IV веке еще существует классическая киевская культура,
никто из исследователей, даже признавая возможность генетической связи
раннепражских памятников с киевскими, не рассматривает первые, как один из
локальных вариантов ККИО. Слишком велика их специфика. Основной чертой
является крайняя бедность и архаичность керамических форм, в противовес
чрезвычайному разнообразию развитого керамического комплекса позднекиевских
памятников, а также почти полное отсутствие импортных, особенно черняховских
вещей, что для этого времени опять же очень странно.
Многие исследователи неоднократно отмечали необыкновенную устойчивость
материального комплекса пражской культуры на огромной территории ее
распространения в VI – VII в.: от Днепра до Эльбы, от Дуная до Вислы. И что еще
более важно – на всей этой территории на протяжении всего периода существования
пражские древности отличает единый ритм развития, общие тенденции эволюции
керамического комплекса. Именно они и легли в основу периодизации лепной
керамики, предложенную И.П.Русановой. Ее принцип продолжает работать и сегодня
(Гавритухин 2003, с. 125; Гавритухин 2005, с. 442). В течение VI – VII вв. население
пражской культуры неуклонно расширяет свой ареал, и вероятно, в какой-то момент
10
утрачивает стабильные связи между крайними точками локализации, но по-прежнему
следует одной генеральной тенденции в развитии. Тенденции, которая, судя по этому,
была заложена изначально, еще в исходной точке самого начала своего
существования. Все это говорит о довольно компактной зоне первичного
формирования данной традиции, а ее стремительное распространение напоминает
взрывообразный характер.
Статья не моя, а Фурасьева. И суть я вижу вот в этой цитате:
"Дело
прежде всего в том, что этот
период конца III – первой половины IV века отличает
крайняя нестабильность ситуации во всем днепровском бассейне. Миграции
различных локальных группировок киевской культуры, их миксация, натиск
черхяховских племен с юга. Только к середине IV века ситуация, казалось бы,
несколько стабилизируется, но вскоре вслед за этим наступает катастрофа 375 года.
Мы вполне можем гипотетически смоделировать тот характерный набор
признаков, который должен быть присущ искомому «протопражскому» прототипу. Но
найти и локализовать в конкретной ситуации, на конкретном археологическом
материале устойчивую группу памятников, отвечающую искомым характеристикам,
нам вряд ли удастся.
Круг поисков уже сейчас сужен, по-моему, до предела, но
несмотря на это, недостающее звено не проявляется. Нам представляется, что это
звено нужно искать не в статичном типе памятников, а в динамичной ситуации
взаимодействия искомых признаков на различных по типу памятниках,
сосуществующих в определенное время"
+
"Древнейшие памятники второй половины IV века занимают центральную часть
Полесья. К середине V века поселения типа Прага появляются на Днестре, во второй
половине V они известны уже на Висле, в Чехии. В начале VI века огромные массы
славян появляются на Дунае. Основные генеральные направления движения вполне
определенны – натиск на запад и на юго-запад (рис. 3). Характер происхождения и
распространения пражской традиции близко напоминает теорию большого взрыва,
приведшего к возникновению новой Вселенной – славянского мира. Исходя из
направленности этого импульса, можно предположить, что сам первоначальный
«взрыв» должен был произойти к востоку от ядра древнейших памятников. В зоне
поречья Днепра, в районе от устья Березины до устья Припяти и Десны.
Еще раз повторю, что искать здесь следует не локальную группу памятников, а
ту ситуацию, которая могла привести к формированию нового типа древностей.
Какова же ситуация.
В конце III – начале IV вв. здесь происходит взаимодействие
нескольких различных культурных традиций, которое, как отмечают многие
исследователи, носило скорее всего острый конфликтный характер. Связано это было
преимущественно с миграционными процессами"