"Считается, что культуры скифов и кобанцев были тесно связаны и впоследствии имели родственные смешения. Скифы не могли упустить или уничтожить такого выгодного союзника. Ведь мастера по бронзе они были совершенными". --
https://cyberleninka.ru/article/n/kobanskii-mogilnik-kak-chast-arheologicheskom-kultury-narodov-severnogo-kavkazaИз Вики: "Значительное культурно-хозяйственное влияние на кобанцев оказали скифы — в VII—VI вв. до н. э. племена скифской и скифообразной культур проникали на Северный Кавказ, вступали в контакт с местным населением и формировали полиэтничную аристократию (вероятно, большинство северокавказских курганных захоронений того периода и принадлежали подобной знати). Также известно, что через Кавказ (и иногда и через земли кобанцев) скифы совершали свои военные походы в Малую Азию. Все эти факторы предполагают какое-то участие скифов в этногенезе поздних кобанских племён".
То есть аристократию у кобанцев представляли пришлые скифы.
Скифы в Центральном Предкавказье в VII-IV вв. до н.э.
https://istina.msu.ru/projects/168692241/Несколько цитат: "Полученные данные свидетельствуют о наличии у скифского населения, оставившего могильник Новозаведенное III, невысоких лошадей степного типа, близких к современным башкирской или монгольской породам. С учетом проанализированного материала Уллу (бескурганный могильник кобанской культуры с элементами скифского влияния) и данных, опубликованных в научной литературе, была заложена основа для сравнительного анализа экстерьерных особенностей лошадей из скифских и кобанских могильников". "С использованием статистических методов впервые проведён сравнительный морфометрический анализ костей дистальных отделов конечностей лошадей из археологических памятников VII—IV вв. до н.э. с территории Северного Кавказа, в частности, Предкавказья, Центрального и Северо-Западного Кавказа. Всего в анализ включено 14 памятников, материалы по 12 из них публикуются впервые. Описан экстерьер лошадей, выявлены некоторые его изменения в течение 400 лет. Показано, что, наряду с общей однотипностью животных, существуют определённые различия между памятниками, оставленными разными археологическими культурами. Однако эти этнокультурные особенностив значительной степени могут быть обусловлены также и различиями в эколого-географических условиях содержания и разведения лошадей. Ограниченный объём материала не позволяет с уверенностью утверждать наличие направленной селекции лошадей и породообразования в этот исторический период, определить происхождение лошадей разных археологических культур. Однако общая однотипность животных может указывать если не на происхождение, то, по крайней мере, на значительное влияние скифских лошадей на местное поголовье".
https://istina.msu.ru/publications/article/381680186/Скифы и кобанцы ездили на лошадях одной породы.
"Исследования скифского звериного стиля в контексте основной темы проекта "Скифы в Центральном Предкавказье" По состоянию на декабрь 2020 года одним из участников проекта (А.Р. Канторовичем) выявлено 2473 оригинальных изображения (без учета копий и зеркальных отображений), выполненных в канонах скифского звериного стиля и оформляющих/украшающих предметы, относящихся к скифской археологической культуре Восточной Европы (т.е. в рамках восточноевропейского скифского звериного стиля - далее ВСЗС). Эти изображения формируют 352 морфологических типа, дифференцированных А.Р. Канторовичем в результате классифицирования по совокупности иерархически сопоставленных критериев – образных, композиционных и стилистических (См. Файлы Табл. Звериный стиль). Статистический анализ продемонстрировал, что изображения, выполненные в манере скифского звериного стиля на территории Северного Кавказа, составляют более 1/5 (21,2%) от общего массива изображений в ВСЗС, - при том, что количество памятников скифской археологической культуры на Северном Кавказе (по нашим последним подсчетам, их около 100) значительно меньше, чем на территории степного Северного Причерноморья и лесостепного Поднепровья и Подонья (по нашим последним подсчетам, их примерно 3145) (см. Файлы Табл. Статистика памятников скифской культуры). Данные изображения входят в 87 морфологических типов, что составляет ¼ (24,7%) от всего массива иконографических типов, выявляемых для ВСЗС. Все четыре мегаобраза скифского звериного стиля (хищники, копытные, птицы и синкретические/фантастические животные) в полной мере представлены и на Северном Кавказе. Отсюда происходят 16,7% изображений всего массива хищников ВСЗС, соответственно 21,9% изображений копытных, 19,7% изображений птиц и практически треть (33,3%) изображений синкретических животных. При этом в рамках темы хищника в скифском зверином стиле на Северном Кавказе в основном реализуются образы кошачьих и волчьих (почти нет изображений медведей; интересно, что, напротив, в кобанской искусстве это достаточно популярный образ). Среди копытных в основном представлены олени, что естественно, т.к. в ВСЗС в целом почти 12% репертуара – это изображения оленя; но при этом на Северный Кавказ приходится треть от всех изображений оленя в ВСЗС, т.е. здесь этот образ еще более популярен (33,4%). Напротив, в скифском зверином стиле Северного Кавказа практически не реализуется популярный в ВСЗС образ лося (очевидно, в силу малоизвестности природного прототипа), - при том, что элементы этого образа присутствуют в синтетических (возникавших, очевидно, на стыке двух мотивов, в качестве реплик) изображениях «оленелося» (9 из 13 в ВСЗС) и «лосекозла». Почти все изображения «лосекозлов» (16 из 21) происходят с территории Северного Кавказа, и в этом отношении крайне характерна наша находка в могильнике Новозаведенное-III сразу двух оригинальных изображений «лосекозла». Пропорционально общей доле копытных северокавказского скифского звериного стиля в массиве ВСЗС представлены обособленные конечности копытных (19,5%), несколько ниже соответствующий показатель для горных баранов (15%), кабанов (15%), еще ниже для горных козлов (11%) и иных образов, но при этом 2 из 5 изображений быка в ВСЗС происходят именно с Северного Кавказа, что, можно объяснить закавказско-передневосточным влиянием. Среди птиц, как и во всем ВСЗС, абсолютно господствуют образы хищных птиц. Среди синкретических животных выделяются два массива изображений – во-первых, образы грифонов и крылатых львов, составляющие почти треть (30,3%) от всего массива грифонов ВСЗС, во-вторых, образы бараноптицы/грифобарана – почти половина от всех бараноптиц ВСЗС. Это объясняется особой, решающей ролью Северного Кавказа в формировании и развитии соответствующих в скифском зверином стиле в целом (см.: Канторович, 2007, Канторович, 2012; 2015). Также нами в ходе работы в рамках данного проекта была специально проанализирована статистика сцен преследования, терзания и поглощения в ВСЗС в целом и на территории Северного Кавказа в частности. Как известно, одним из наиболее распространенных вариантов многофигурных композиций в искусстве скифского и, шире, скифо-сибирского звериного стиля являются сцены нападения одних животных на других — как правило, хищников на копытных (преследование, терзание и поглощение). Этот феномен не должен рассматриваться в качестве уникальной черты данного художественного направления, поскольку в еще большей мере такого рода композиции присущи переднеазиатскому (начиная с IV тыс. до н. э.), древнегреческому и фракийскому искусству. Однако эти сцены достаточно популярны в рамках ряда локальных вариантов скифо-сибирского звериного стиля на определенном этапе (преимущественно в V–IV вв. до н. э.). Речь идет, прежде всего, о восточноевропейском варианте ССЗС (соответствующем скифской археологической культуре) и пазырыкском варианте ССЗС. Множество работ посвящено попыткам реконструкции семантики данных сцен в скифо-сибирском зверином стиле. По сути, совокупность мнений на эту тему может быть сведена в настоящее время к двум основным версиям — космологической и магической (еще одна - тотемическая интерпретация сцен терзания в скифском зверином стиле, весьма популярная в прошлом, в настоящее время может быть признана устаревшей). В ходе работы в рамках данного проекта было установлено, что всего на сегодняшний день в ареале скифской археологической культуры насчитывается 112 предметов (с учетом количества копий и парных изделий), оформляемых или декорируемых в манере скифского звериного стиля и содержащих сцены преследования, терзания и поглощения на предметах. Это преимущественно предметы вооружения и конского снаряжения. Было установлено, что репертуар сцен преследования, терзания и поглощения, выполненных в канонах скифского звериного стиля и оформляющих/украшающих предметы, относящиеся к скифской археологической культуре Восточной Европы, сводится к следующим сюжетам: • сюжеты терзания, поглощения, преследования хищником/грифоном копытного (основная тема для вышеперечисленных исследовательских семантических трактовок), • сцены нападения копытного на птицу (только на Жаботинских пластинах), • сцены нападения хищника на хищника, • сцены нападения хищника на человека, • сцены нападения хищника на птицу, • сцены нападения птицы на рыбу, • сцены нападения хищника/грифона/грифоно-гиппокампа на неопределенное животное. В сценах преследования, терзания и поглощения задействованы в качестве субъекта или объекта 179 оригинальных изображений различных животных (без учета копий и зеркальных отображений; кроме того, в это число не включены изображения, которые являются результатом зооморфного превращения частей тела субъектов и объектов сцен преследования, терзания и поглощения, поскольку они не могут считаться полноценными персонажами этих сцен). Данные изображения относятся к 43 морфологическим типам, причем в состав ряда из этих типов, в соответствии с вышеуказанными принципами классификации, также входят самодовлеющие изображения, никак не задействованные в такого рода сценах. Соответственно персонажи сцен преследования, терзания и поглощения составляют 7,2 % от общего массива оригинальных изображений ВСЗС, а типы, к которым они относятся – 12,2 % от общего количества морфологических типов ВСЗС. Тем самым известный вывод исследователей о самодостаточности большинства изображений скифского звериного стиля находит статистическое подтверждение (учитывая, что иных композиций с взаимодействующими персонажами – геральдических и др. – в искусстве ВСЗС также не столь много, в сравнении с количеством одиночных или бессюжетно сопоставленных персонажей). Хронология сцен преследования, терзания и поглощения в ВСЗС демонстрирует, что подавляющее большинство из них относится к периоду «скифской классики» V–IV вв. до н.э., тогда как для периода «скифской архаики» VII–VI вв. до н.э. и начала «скифской классики» композиции такого рода единичны (Жаботинская пластина, бляхи «ольвийского типа», Бамутские налобники). Четко видна тенденция нарастания популярности сцен терзания в V и, особенно, в IV в. до н.э., в период интенсификации скифо-греческих контактов и резкого усиления влияния зооморфного искусства греческой классики на скифский звериный стиль. Также для этого периода хорошо известно влияние ахеменидского (в V в. до н.э.) и фракийского искусства (преимущественно в IV в. до н.э.), фиксируются фракийские художественные импорты в зону скифской археологической культуры. Таким образом, статистически подтверждается важная, если не решающая роль внешнего, и прежде всего древнегреческого импульса (в особенности с учетом вышеупомянутых шедевров греческой торевтики со сценами терзания, созданных специально для скифов) в разработке и распространении сцен преследования, терзания и поглощения в восточноевропейском скифском зверином стиле. Теперь обратимся к территории Северного Кавказа. В ходе работы в рамках данного проекта было установлено, что репертуар соответствующих сцен в скифском зверином стиле на Северном Кавказе, за редким исключением, практически соответствует репертуару в остальных зонах ВСЗС. Это следующие сюжеты: • сюжеты терзания, поглощения, преследования хищником/грифоном копытного, • сцены нападения хищника на хищника, • сцены нападения хищника на человека, • сцены нападения хищника на птицу, • сцены нападения птицы на рыбу. Здесь (в Прикубанье, на Ставрополье и в Центральном Предкавказье) насчитывается не менее 77 оригинальных изображений различных животных, выполненных в канонах скифского звериного стиля и задействованных в сценах преследования, терзания и поглощения в качестве субъекта или объекта – т.е. не менее 43 % от общего массива соответствующих изображений на территории скифской археологической культуры. Данные изображения относятся к 12 морфологическим типам – это, следовательно, 27 % от общего количества морфологических типов с персонажами сцен терзания в рамках ВСЗС. Таким образом, сцены преследования, терзания и поглощения занимают в скифском зверином стиле Северного Кавказа значительно большее место, чем в ВСЗС в целом".
Множество скифских художественных шедевров создавалось именно на Кавказе людьми кобанской культуры.