Немного о фенотипе Балтийской бронзы (Кивуткалнс) «турбиков», отзыв А.Г. Кузьмин
Р. Я. Денисова. Антропология древних балтов. Этногенез латышей (по данным краниологии):
«По вопросу о происхождении узколицего населения балтийского побережья автор не высказывает определенного мнения, а ход его рассуждений в первой и второй книгах значительно отличается. Р. Я. Денисова, естественно, отождествляет это население с позднейшими ливами, которые средневековыми авторами локализуются в районе устья Западной Двины. Именно здесь обнаружены древнейшие погребения узколицего населения, и жители этого района отличаются соответствующими чертами и до сих пор. Сложность проблемы в том, что ливы признаются реликтом угро-финского населения, а узколицый антропологический тип является чисто европеоидным. В первой книге автор указал на его сходство с узколицым населением племен Центральной Европы, а во второй стремился обнаружить соответствующие антропологические группы в составе угро-финского населения, а также допускает возможность миграции племен мегалитической культуры из Скандинавии через Финляндию на восточно балтийское побережье (1977, стр. 176 - 178).
К сожалению, Р. Я. Денисова никак не оценила давние наблюдения Н. Н. Чебоксарова и М. В. Витова о том, что узколицесть у современного прибалтийского населения сопровождается темной пигментацией. Оба автора находили здесь "средиземноморскую (в широком смысле) северопонтийскую примесь"5 . Н. Н. Чебоксаров полагал, что какое-то причерноморское население продвинулось на берега Балтики в III-IV веках6 . Исторически это маловероятно: в начале нашей эры движение шло от Прибалтики к Причерноморью, а не наоборот. К тому же новый материал, приводимый Р. Я- Денисовой, позволяет точнее указать время появления этого антропологического типа: последняя четверть II тыс. до н. э. (1975, стр. 145). Для решения вопроса о происхождении нового населения устья Западной Двины может иметь значение и то обстоятельство, что в Резиесском могильнике конца II тыс. до н. э. фиксируется наиболее раннее в Прибалтике отражение культа коня»