Отличее Кушанов(Юэчжей?Тохаров?) от Андроновцев и от БMAK-овцев это 40% Хаджифирузского Халколита
Примерно Кушане 16.8% БМАК, 43.5% Андроново, и 39,7% Хаджифирузского Халколита
Григорьев о связи тохаров/юэджи с гутиями и тукри из Передней Азии и об образовании юэдюами после 174 г. до н.э. Кушанского царства.
Лингвистические исследования показывают
дифференциацию тохар еще в пределах Передней Азии, где они фигурируют в источниках под
названиями “гутии” (“кутии”) и “тукри”. Это
соответствует их самоназваниям, а также “куши”
тохарских текстов и “тохар” индийских [Гамкрелидзе, Иванов, 1989, с. 15, 16]. С кутиями
следует отождествлять известную по месопотамским источникам страну Гутиум, расположенную между Эламом и Субарту (Субир).
Наиболее вероятным местом локализации кутиев
является для III тыс. до н.э. район Малого Заба,
а к началу II тыс. до н.э. Приурмийский район.
Тукри жили, по-видимому, в прилегающих восточнее районах Загроса [Гамкрелидзе, Иванов,
1989, с. 15, 16, 18, 23; Юсифов, 1987, с. 19; Potts,
1994, p. 26, 27]. Не исключено, что это смещение
тохар к северу было вызвано походами НарамСина. [Гамкрелидзе, Иванов, 1989, с. 26, 27].1
1
“Тохарские диалекты были, очевидно, первой, самой
ранней (предшествовавшей и индоиранским миграциям)
волной, направившейся в восточном направлении...” (с. 23,
24). Здесь мы тоже фиксируем расхождение, поскольку археологическая реконструкция предполагает более раннее появление в этом районе ариев. Однако твердых оснований для
суждений о языке ямного населения у нас все же нет. Более
корректно считать их индоевропейцами.
Тохары, переселившиеся в Синцзян, в китайских источниках фигурируют как “юэджи”, что
обосновывается чисто лингвистическим путем
[Гамкрелидзе, Иванов, 1989, с. 29-33]. Тем не
менее, это отождествление вполне соответствует
историческим реалиям. После разгрома в 174 г.
до н.э. часть юэджей переселяется в Среднюю
Азию и Бактрию, где формируется несколько
юэджийских территориальных группировок,
объединяющихся вскоре в Кушанское царство. В
результате из источников постепенно исчезает
древнее название “Бактрия” и эта территория
называется “Тохаристаном” [Гамкрелидзе, Иванов, 1989, с. 30, 33; Древние государства…,
1985, с. 206, 250, 251]. Соответствие этого названия, как и названия самого царства, тохарским
этнонимам позволяет говорить о тохарской принадлежности кушан, юэджей и о справедливости
лингвистической реконструкции относительно
переднеазиатских кутиев и тукри.