Национальный музей Республики Башкортостан
Башкортостан в X – начале XIII вв. по археологическим источникам
После ухода кара-якуповского населения, в Х веке в лесостепь Приуралья проникает новая волна родственного зауральского населения, археологические памятники которого объединены в мрясимовский тип.
]
Курганы мрясомовского типа обьединины в общую колекцию по антропологии. Кочевников 9-12 в.
Ближайшие аналоги которых хазары,ранние тюрки 6-8 в. Половцв и кипчаки. До сих пор на св,в у башкир южносибирский тип преобладает. Они никак не могут быть связаны с уграми. Это население имело как другой облик,так и другой тип курганов.
Или караякуповцы, или турбаслинцы должны были остаться на Ю.Урале, и войти в состав башкир. Как минимум, один из двух.
Иначе никак не объяснить наличие у башкир в культуре например орнаментов, которые идентичны найденным орнаментам в курганах Ю.Урала 1 тыс. нэ., или курганах до нэ.
Кроме чияликцев в последние годы найдена и начинает изучаться селеукская культура. Сам знаешь.
Рассматривается вопрос об этнической принадлежности носителей чияликской культуры, выделенной по материалам памятников в низовьях рек Ик и Белая. Новизна исследования видится в том, что носителей чияликской культуры нельзя отождествлять с башкирами письменных источников.
Башкирами могли быть носители памятников селеукского типа, синхронных чияликской культуре и широко распространенных на Южном Урале. В XIII—XIV веках бытуют два вида лепной керамики: в приуральской лесостепи чияликская, генетически связанная с мрясимовской, но имеющая небольшие отличия от нее, а в предгорной зоне Южного Урала — в среднем течении р. Белой, на северо-востоке Башкортостана, по рекам Ток, Самара, Кинель и в зауральской лесостепи — плоскодонная, украшенная защипками и насечками по венчику, названная селеукской. «Селеукские памятники до сих пор еще мало изучены, и говорить что-либо об истоках плоскодонной керамической традиции и специфике взаимодействия чияликцев и селеукцев пока еще преждевременно» [Гарустович, 1998, с. 22—23].
Таким образом, если мрясимовские памятники генетически предшествуют чияликским, то се-леукские памятники из этого ряда совершенно выпадают. Нет оснований считать, что «селеукцы» были родственны «чияликцам» и вместе с ними входили в состав археологических культур угорского ЭКА. Введение в научный оборот памятников селеукского типа (по-существу речь идет о новой археологической культуре, территория которой значительно превышает территорию чияликской культуры) позволяет иначе взглянуть на проблему соотношения носителей чияликской культуры с историческими башкирами.
https://cyberleninka.ru/article/n/vopros-ob-etnicheskoy-prinadlezhnosti-nositeley-chiyalikskoy-kultury-v-istoriografiiСелеукцы по керамике подозрительно похожи на турбаслинцев. Такие же плоскодонные сосуды с насечками.
Селеукцы могли быть потомками турбаслинцев.
Допустим от них происходят некоторые рода башкир, такие как юрматы, тунгаур, бурзян, часть усерган, сынряне, табынские рода и др.
Тунгауры, бурзяне и др до сих пор живут в Самарской, Оренбургской обл, где найдены следы селеукцев.