История человеческих популяций, населяющих равнины и горные хребты, отделяющие Европу от Азии, богата событиями, поскольку эти естественные препятствия пересекались на запад многочисленными волнами тюркских и уральско-говорящих мигрантов, а также европейцами на восток. К сожалению, материальные записи истории этого региона недостаточно плотны, чтобы реконструировать детали истории населения. Эти соображения стимулируют растущий интерес к получению генетической картины демографической истории миграций и примесей в Северной Евразии.
Полученные результаты
Мы генотипировали и проанализировали 1076 особей из 30 популяций с географическим охватом от Балтийского моря до озера Байкал. Наша плотная выборка позволила нам подробно описать структуру популяции, дать представление о геномной истории многих европейских и азиатских популяций и значительно увеличить количество генетических данных, доступных для современных популяций в регионе Северной Евразии. Наше исследование удваивает количество полногеномных профилей, доступных для этого региона.
Мы обнаружили необычно большое количество общих геномных сегментов, идентичных по происхождению (ВЗК) между несколькими сибирскими популяциями, такими как ханты и кеты, что свидетельствует о генетическом родстве на огромных географических расстояниях и между носителями разных языковых семей. Кроме того, мы наблюдали чрезмерное распространение ВЗК между ханты и башкирцами, группой тюркоязычных жителей Южного Урала. Придавая некоторый вес «финно-угорскому» происхождению башкир, наши исследования показали, что башкирскому генофонду не хватает основного «ядра», поскольку он представляет собой многослойную смесь тюркских, угорских, финских и индоевропейских вкладов, что указывает на запутанность генетического соприкосновения тюркских и уральских популяций.
Наш проект залатал дыру в генетической карте Евразии: мы продемонстрировали сложность генетической структуры северных евразийцев, наличие генетических градиентов Восток-Запад и Север-Юг, а также оценили различные вклады древних популяций в современные популяции.
В Волго-Уральском регионе проживают три основные языковые и культурные группы: уральские, тюркские и славянские. Башкиры и татары - основные тюркские группы в регионе. Хотя обе этнические группы живут в одном регионе и их языки взаимно понятны, мы неожиданно обнаружили лишь ограниченное количество древних блоков ВЗК, общих между ними, и их общий характер совместного использования ВЗК отличается: татарские разделяют умеренное количество ВЗК (3,55–7,35). см на пару) со всеми соседними популяциями, в то время как башкиры делят большую часть своих древних блоков (в среднем 8,62 см на пару) с ханты, группой уральских носителей из Западной Сибири. Мы предполагаем, что это несоответствие между культурной и генетической близостью татар и башкир может быть связано с феноменом культурного доминирования:
Одна из самых любопытных находок касалась башкир, этнической группы с чрезвычайно сложной историей. Существует три основных теории происхождения башкир: «тюркская», «финно-угорская» и «иранская» [ 76 , 77 ]. Согласно «тюркской» теории, большая часть башкирского генетического происхождения была сформирована тюркскими племенами, мигрировавшими из Средней Азии в первом тысячелетии нашей эры. «Финно-угорская» теория гласит, что ядро башкирского происхождения сформировали мадьяры (венгры), которые позже были ассимилированы тюркскими племенами и приняли тюркский язык, в то время как «иранская» теория считает башкир потомками сарматов из Южный Урал.
В целом наши находки добавляют веса «финно-угорской» теории происхождения башкир. Большинство башкирских фрагментов IBD принадлежали ханты, этнической принадлежности, связанной с мадьярами. Интересно, что в некоторых работах указывается, что до XIII века венгров обычно называли башкирами ([ 78 ], с. 289–294). Предполагается, что мадьярский этнос сформировался в районе между Волгой и Уральскими горами, а затем, в конце восьмого века нашей эры, переселился в донско-кубанские степи, покинутые протобулгарами, с последующим переселением в их настоящее время. расположение между Днепром и Дунаем несколько позже.
Дальнейший анализ (ADMIXTURE и недавний IBD) указал на близость башкир к тюркоязычным татарам и чувашам, а также к финно-угорским[b] удмуртам и ханты.[/b] Кроме того, результаты анализа внешней группы f3 показывают, что башкиры, в отличие от других тюркоязычных, находились под сильным влиянием древних северных евразийцев, подчеркивая несоответствие их культурного происхождения и генетического происхождения и запутанность исторической границы между тюркским и уральским населением. Как правило, восточноевропейские носители уральских языков разделяют большое количество IBD с хантыйским и кетским, к этому правилу добавляется тюркоязычный башкирский язык.Примечательно, что в геномах ближайших лингвистических родственников башкир, волжских татар, очень мало следов восточноазиатского или среднесибирского происхождения. Волжские татары представляют собой смесь булгар, куманов, хазар, местных финно-угорских племен и алан.