Неожиданной и исторически интересной оказалась информация, связанная с глиняной посудой. Несколько горшков были характерны для поздних сарматов, в том числе алан, а вот три сосуда – явно не их «произведение». Такое впечатление, что это совсем инородное «творение», не сарматское и не аланское: глина грубая, горшки слеплены неаккуратно, в глиняном тесте – обильная примесь толченой керамики, чего у сарматов нет. Откуда они? Наиболее приемлемое предположение, что сосуды «позаимствованы» аланами у местного населения. Но что это за «местное население»?
На реке Хопер и его притоках во II-III вв. н.э. обитали раннеславянские племена, которые совсем недавно открыты здесь балашовским археологом А.А. Хрековым у села Инясево. Это тоже настоящая сенсация! Славяне на Хопре во II-III вв. н.э.! Сомнения, бывшие поначалу, сменились поисками объяснения: зачем они здесь? Горшки из аланских погребений, хотя и неодинаковы с инясевскими, но похожи! Но ранние славяне здесь обитали до гуннского нашествия, насколько показывали результаты раскопок их погребений и поселений – во II-III вв. н.э. А мы имеем дело с гуннским нашествием, с концом IV в. н.э.
Раннеславянские памятники к гуннскому нашествию, вроде бы исчезают… Так, может, не исчезают? И мы их просто еще не знаем, не нашли их поселений и погребений IV в. н.э.? Иначе как их горшки попали к аланам? Многое прояснится нынешним летом в ходе дальнейших раскопок.
http://communa.ru/nauka_i_obrazovanie/vsadniki_v_krasnykh_tunikakh_