Жужани были на самом деле угры?
Нет.
Я уже писал о том, что китайские исследователи считают, что сейминце-турбинцы принесли в Китай бронзу около 4000 лет назад и имется в Китае наконечники копий, как в сейминско-турбинском могильнике Ростовка, которому около 4200 лет
https://www.cambridge.org/core/services/aop-cambridge-core/content/view/69E7A6EE63F38C7D5B2B0612E48DE264/S0003598X17001776a.pdf/origins_of_metallurgy_in_china.pdfОколо 4100 лет назад на поселении культуры хакэ в Хулуньбэр (кажется, это Хуйхэ Шуйба) появляется лошадь.
Я думаю, что это N-M2019 были те сейминце-турбинцы, что вернулись назад и привели лошадь в культуру хакэ и бронзу в Китай. N-A9408 хороший кандидат для принесения бронзы. В самой хакэ бронза не обнаружена.
Основываясь на мнении Синора я думаю, что эти сейминце-турбинцы, которые вернулись немногим более 4000 лет назад в Хулуньбэр/Забайкалье, могли говорить на каком-то языке, похожем на обско-угорский.
Но дело в том, что, по мнению Синора
I am quite certain that if from all the Uralic and Altaic languages only the Northern Tunguz and Ob-Ugric were known, no one would deny their genetic relationship. In fact Northern Tunguz and Uralic are in many respects closer than Mongol and Tunguz… there are fundamental differences between Mongol and Turkic, which shows many links with Finno-Ugric. It is clear that the relationship between any of these groups is much more involved than traditionally supposed… A meticulous study of Central Eurasian isoglosses cannot but reveal the existence of linguistic areal units which, whether or not related genetically with the neighbouring regions, share with them a number of morphological and lexical elements”
Я вполне уверен, чо если бы от уральского и алтайского языков только северно-тунгусские и обско-угорские языки были известны, никто не стал бы отрицать их генетическое родство. На самом деле, северотунгусские языки и уральские во многих отношениях ближе, чем монгольские и тунгусские. Существуют фундаментальные различия между монгольским и тюркским, который имеет много связий с финно-угорским. Ясно, что отношения между любой из этих групп куда более сложны, чем традиционно полагают. Дотошное изучение среднеазиатских ищоглосс не может не выявить существования языковых ареальных единиц, которые, будучи или нет связанными в своем происхождении с соседними регионами, разделяют с ними некоторое количество морфологических и лексических элементов.
Sinor D. The Problem of Ural-Altaic relationship // The Uralic Languages: Description, History, and Foreign Influences. Brill, 1988.
По
глоттохронологии видно,
что вернуться мог какой-то
вымерший ныне "параугорский" язык, т.е. и не правенгерский, и не праобско-угорский, т.к. их дата разделения 3480 лет назад не подходит под возвращение в Хулуньбэр/Забайкалье, но в принципе подходит общая дата отделения всей угорской ветви 4350/4180 лет назад.
Вот такой мог быть язык N-M2019 изначально.___________________________________________________________________________
Я все же думаю, что авары/ухуань по Пуллибланку/жуаньжуаны встретили предок венгерского языка на пути от захваченного ими государства эфталитов на запад.
По-моему в древнем ДНК Венгерских образцов нет совсем угорского N-L1034, зато есть N-M2019.
Так что, похоже, это сами авары из-за каких-то обстоятельств, которые еще предстоит выяснять, приняли этот язык и его принесли на территорию Венгрии.
Существует Сарвашская надпись 8 века н.э., т.е. до прихода завоевателей 896 года, которую Габор Веконь прочел как надпись на древневенгерском языке и определил, что некоторые ее символы являются предковыми венгерскому алфавиту роваш
Хотя этот подход критикуется, в свете мнения венгерских генетиков он преоретает новое звучание.
Такая надпись свидетельствует, что венгерский язык проник до 896 года, а так как кроме аваров массово никто не проникал, то проник с аварами.
________________________________________________________________________________
Но на каком же языке говорили жуаньжуани до описанных явлений?Большинство считает, что это был монгольский или пара-монгольский, особенно с учетом того, что ухуань, выводящиеся от дунху, в китайских источниках считаются родственными бесспорным предкам монголов сяньби.
Но, как я писал,
По мнению советско-американского лингвист Александра Вовина, имеющиеся в наличии матриалы свидетельствуют, что жуаньжуаны не говорили ни на тюркском, ни на монгольском, ни на каком-либо другом алтайском языке...
http://www.academia.edu/4208122/Once_again_on_the_Ruan-ruan_language
http://www.academia.edu/1804008/Some_thoughts_on_the_origins_of_the_old_Turkic_12-year_animal_cycle
Вовин приводит черты жуаньжуанского, которые не свойственны алтайским языкам:
Some non-‘Altaic’ features оf Ruan-ruan
•no mid vowels
•initiall-l
•final consonantal cluster-nd
•feminine gender suffix
-tu-
а также реконструируемый фонд лексики из пары десятков лексем.
Относительно жуаньжуаньского Вовин делает следующий вывод:
Old Turkic was influenced on lexical, morphological, and phonological levels by the unknown language X in Inner Asia, that has no apparent genetic connection to any other language family from the same geographical area.
На древнетюркский язык на лексическом, морфологическом и фонологическом уровнях оказал влияние неизвестный язык X, в котором нет видимой связи ни с одной из языковых семей из той же географической области.______________________________________________________________________________________
Казалось бы - всё, никогда не найти жуаньжуаньский язык, осталось ведь 20 слов и пару грамматических и фонетических черт, при таком фонде каждый язык будет казаться изолятом. Но хотелось бы хотя бы узнать "может ли жуаньжуаньскому быть родствен тот гипотетический "параугорский" язык, который так повлиял на прасеверотунгусский язык,. что, как пишет Синор - "
Я вполне уверен, чо если бы от уральского и алтайского языков только северно-тунгусские и обско-угорские языки были известны, никто не стал бы отрицать их генетическое родство."
Ответ будет
"Нет. Не родствен язык жуаньжуаньской элиты этому параугорскому языку".
И вот почему.
Вовин пишет, что в жуаньжуаньском языке нет гласных среднего ряда (т.е. e и o).В прауральском и праугорском они, конечно же, есть.Но, быть может, был язык, где нет этих гласных переднего ряда?
По мнению Джеймса Мэтисоффа,
такой язык есть.
Это ПРАТИБЕТО-БИРМАНСКИЙ ЯЗЫК. В нем, по мнению Джеймса Мэтисоффа не было гласных переднего ряда.Удивительным ли будет, что
1) краниологическая серия жуаньжуаньского/аварского могильника Кудыргэ близка еще и культуре плиточных могил Восточной Монголии
2) чулутский этап культуры плиточных могил произошел от улаанзуухской культуры
3) крашеная керамика улаанзуухской культуры произошла от керамики Шабарах-Усу
4) а крашеная керамика Шабарах-Усу произошла от керамики культур, восходящих к
ПРАТИБЕТО-БИРМАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ МАЦЗЯЯО.
_________________________________________________________________
Конечно, антропологически культура плиточных могил Восточной Монголии совсем не похожа на тибето-бирманцев, но в любом случае улаанзуухская культура сформировалась 3300 лет назад на субстрате местного населения, которое описывается как неолитическое, под влиянием этих тибето-бирманских культур. И, очевидно, язык относительно развитых культур бронзового века вполне способен заместить язык местных культур неолитического уровня. Далее на основе улаанзуухской культуры сформируется культура плиточных могил чулутского этапа, а потом ее сменит культура плиточных могил ацайского этапа.
Но могилы этого ацайского этапа, которому краниологически близки серия древних тюрок Алтая, как уже говорилось, по мнению японских ученых, связан с культурой херексуров, а вовсе не с чулутским этапом. Антропологический тип плиточных могил Забайкалья ацайского этапа отличается от антропологического типа плиточных могил Восточной Монголии этого этапа. Поэтому можно подозревать, что при наступлении ацайского этапа в Восточной Монголии при отсутствии смены населения сохранился и язык чулутского этапа.
В 3 веке до н.э. культура плиточных могил исчезает - и в Восточной Монголии, и в Забайкалье.
Восточная Монголия территориально близка дунху, поэтому часть населения культуры плиточных могил вполне могла войти в состав дунху.
После поражения от сюнну дунху формируют сяньби на севере и ухуань на юге.
Эти-то ухуань согласно Пуллибланку читаются с учетом специфики древнекитайского произношения и фонетики как "авар".
Эти-то авары и есть жуаньжуани.
Поэтому лишь так можно объяснить, откуда из теоритически близкородственных дунху выделяются монголы-сяньби, говорящие на алтайском языке, и некие ухуань/авары/жуаньжуани, говорящие на неалтайском языке.
Сегодня тибето-бирманские языки не являются языками региона Жуаньжуаньского каганата, и, кроме того, тибето-бирманский язык, который мог через улаанзуухскую культуру распространиться с культурой плиточных могил чулутского этапа, скорее всего, относился к какой-то вымершей ветви тибето-бирманских языков, поэтому отсутствие информации о фонетических изменениях такого языка не позволит
установить родство имеющихся 20 слов жуаньжуаньского языка иным тибето-бирманских языкам. На лицо лишь сохранение такой пратибето-бирманской черты, как отстутствие гласных среднего ряда.________________________________________________________________________________________________
И так было уже видно, что якуты и "жуаньжуань"
TL1 аутосомно отличаются от монголов, а ведь ухуань жили еще южнее сяньби, что не могло не привести к более южному, монгольскоподобному, аутосомному составу изначальных ухуань по сравнению с якутами и
TL1.
_______________________________________________________________________________________________
Как теперь видно, и лингвистически может быть показано, что исконные жуаньжуани чужды и тюркскому языку якутов, и гипотетическому древнейшему "параугорскому" языку N-M2019, соседство которого-то языка с северотунгусскими языками где-то в Хулуньбэр, Забайкалье вытекает из мнения Синора._______________________________________________________________________________________________
Но гаплогруппа N-M2019 стала частью Жуаньжуаньского каганата, а затем нетокоторые ветви - Аварского. Об это свидетельствуют и древние образцы с территории Венгрии, и западноевропейское расселение N-B182, которое может проистечь из расселения аваров, и тот факт, что N-B182 и N-M1993 диверсифицируются во время Жуаньжуаньского каганата.
Но при миграции аваров на запад ветвь N-B182 могла принять венгерский язык, в пользу чего свидетельствует отстствие, пока что, N-L1034 в Венгерских древних образцах, которые и должны были бы принести хтот язык в Венгрию, данные венерских генетиков о бОльшем вкладе аварской популяции в венгерский генофонд, данные Габора Вэконя о наличии венгерской надписи до завоевания 896 года.
_________________________________________________________________________________________________
Интересно, откуда же N-B182 могла начать свой путь.
Ответ на этот вопрос можно получить археологически из могильника Кудыргэ.
Жуаньжуани уникальны тем, что принесли в Европу стремена, которые являются китайским/сяньбийским изобретением.
По мнению Гавриловой, могильник Кудыргэ - вторжение на территорию Алтая группы населения с юга.
По данным китайских исследователей, аналогии стременам могильника Кудыргэ, действительно, имеются на юге, в Синцзяне.
Но по данным бурятского исследователя Дашибалова, аналогии стременам могильника Кудыргэ имеются в Забайкалье, только они, к сожалению, являются случайными находками и не приписаны ни к какому археологическому памятнику.
По мнению других археологов, ряду изделий могильника Кудырге имеются аналогии в Забайкалье, например, в памятнике Дурой-I.
Таким образом, можно констатировать попадание кудыргинского/аварского населения сначала из Забайкалья на юг (завоевание государства эфталитов?), а потом на запад (основное направление) и на север в Кудыргэ.
Основное же направление археологических связей Забайкалья в жуаньжуаньский период будет в сторону южных сяньбийских культур, что логично, в силу южного размещения и ухуань. По данным археологии Жуаньжуаньский каганат, по-видимому, взаимодействовал в области вооружений и материальной культуры, и с государством Когурё.
________________________________________________________
Таким образом, N-B182 изначально не была исконной жуаньжуаньскоязычной гаплогруппой, но вошла в состав Жуаньжуаньского каганта и должна была обитать в Забайкалье в его время. Успела ли она принять жуаньжуаньский язык, неизвестно. Далее N-B182 Отправляется сначала на юго=запад для завоевания государства эфталитов, а потом распространяется оттуда на запад, где встречает предков венгров, и, при условии истинности гипотезы о "аварском" происхождении венгерского языка, принимает венгерский язык.
Бутанская ветвь N-M2019, по-видимому, попала в Бутан также из государства эфталитов.