В принципе, если подумать, и культура хакэ тоже уже вполне может быть местом, где сформировался прауральский язык. Эта культура хакэ находится в Хулуньбэр, а это совсем недалеко от места формирования дворцовской культуры и от Барга Элс - самой восточной точки, где найдена посольская керамика родом из прибайкалья, которая косвенно свидетельствует о наличии байкальского антропологического типа.
Безотносительно даты распада прауральского 5000 лет назад по Янхунену, можно попытаться предварительно и
чисто гипотетически распределить судьбу ветвей N-P43, N-L1026 и ветви N-M2019, просто в рамках рассуждений. Все даты возьму из работы Ilumae et al.
Если принимать самодийскость N-P43, то ее дата разделения согласно Ilumae et al 4727 лет. Одна ветвь N-P43 пошла с предками финноугров куда-то в Саяны, а другая осталась в Забайкалье. Тогда это,
чисто гипотетически, и было бы распадом на прафинноугорский и прасамодийский язык. В таком случае, следовало бы понимать, что распад самой N3a3'6 4995 лет назад был бы связан с ее переселением в Хулуньбэр в культуру хакэ. Тогда 4995-4727=268 лет до распада было бы у прауральского языка, чтобы сформировать свою "урал-алтайскую типологию" на основе предыдущей изолирующей типологии. Принимая переселение N3a3'6 4995 лет назад, нужно также было бы принять, что N2a2, N3a2 и N3a1 переселились в Хулуньбэр в культуру хакэ вместе с ней. Касательно N3a1, она распадается по данным Ilumae 4325 лет, что примерно совпадает с распадом N3a4, N3a3 и скорее всего, является частью одного и того же процесса. Врядли иные ветви N-M231 могли случайно встретить N3a1 по пути на запад и начать разделяться с ней примерно в тоже время. Кроме финно-угорского ареала, она нигде не встречается, поэтому нужно принимать, что она изначально отправилась в Хулуньбэр вместе с иными ветвями N.
Частью одного процесса с этой датой 4727 лет назад может быть отделение N3a6 от N3a3 4714 лет назад. Эта гаплогруппа не пошла на запад, она вернулась из гипотетического прасамодийского ареала назад в Маньчжурию в культуру Цзыоцзяшань, так как N3a6 дожна в конце концов попасть в Приамурье и разделиться 4217 лет назад во время вормирования вознесеновской культуры. Но влияние Забайкалья и Монголии на вознесеновскую культуру неизвестно, есть лишь влияние какой-то Цзыоцзяшань-подобной культуры. Потому и надо принять, что N3a6 из прасамодийского ареала вернулась в Цзыоцзяшань и направилась потом в приамурье.
N3a5 не уходила на запад и осталась в прасамодийском ареале. 4580 лет назад она разделилась. Чтобы одна из ее ветвей вошла в состав прамонголов-дунху 2774 года назад, надо чтобы она отправиласьв Южную Маньчжурию. Этого можно достичь, если предположить, что эта ветвь и является носителем северного нефрита и байкальской керамики, которая найдена на кладбище трех культур в наньбаолигаоту 4500 лет назад. Это кладбище, где есть материалы Сяохэянь, Пианьбаоцзы и озера Байкал. Оно близко к месту формирования дунху. Стало быть, монгольская подветвь N3a5 вернулась на границу культуры Сяохэянь и 2774 года назад попала в состав прамонголов-дунху.
Чукотская ветвь N3a5. Нет среди самодийцев. Не уходила в ымыяхтахскую культуру, т.к. если бы, подобно N3a2'6 попала в ее состав, то разнеслась бы и по нганасанам, и по юкагирам, и по эвенкам. Она же есть только в чукотско-камчатских народах и совпадает по времени с расселением токаревской культуры, которая родственна набильской культуре Сахалина. Поэтому преселение ее в оседлое население Приамурья вместе с N3a6, которая тоже нигде. кроме Приамурья, не встречается, объяснит ее редкость. Оттуда при формировании токаревской культуры попала на Чукотку.
Самодийская ветвь N2a1 через дворцовскую культуру попала в пазырыкскую и оттуда в исторический ареал самодийцев.
N3a3, N3a4, N3a2, N3a1, N2a1-Y3195 отправились на запад 4727 лет назад и поселились в Саянах. Говрили на прафиноугорском языке.
Ращделяются:
N3a3 -4480 лет назад
N3a4 - 4476 лет назад
N3a2 - 4490 лет назад
N2a1-Y3195 - 4523 года назад
N3a1 - 4325 лет назад.
Ни одна дата даже близко не похожа на появление могильника Ростовка на Оби 4200 лет назад. Поэтому надо понимать, что это время разделения гаплогруп - время, в течении которого они ознакомились с производством металла бронзы и дальше двинулись на запад т на восток, производя ираспространяя бронзовые изделия.
N3a3, N3a4, N2a1-Y3195, N3a1 отправились на реку Обь. Должны достичь ее ко времени возникновения могильника Ростовка 4200 лет назад. Отправилась ли с ними N3a2? Возможно. Существует хантыйская ветвь N3a2, только непонятно пока, в каком соотношении находится с N-B182 и якутской ветвью. На схеме Ilumae et al, хантыйская ветвь показана как независимая третяя ветвь наряду с якутской и N-B182. Но если хантыйская ветвь будет иметь внутреннее разделение такое же как N-B182 и якутская ветвь - во время государства жуаньжуанов, то, возможно, возвращадась на восток, а потом опять пошла на запад с аварами и попала в состав обских угров. Если же нет, то изначально поселилась на реке Обь и там жила. N-B182 и якутская ветвь и якутская ветвь вполне могли пойти сначала на запад. Дело в том, что было возвращение сейминско-турбинского феномена в Китай
https://www.cambridge.org/core/services/aop-cambridge-core/content/view/69E7A6EE63F38C7D5B2B0612E48DE264/S0003598X17001776a.pdf/origins_of_metallurgy_in_china.pdf4000 лет назад в культуре нижнего слоя Сяцзядянь оригинальные бронзовые изделия, такие как в могильнике Ростовка, появились
На одном из поселений культуры хакэ, кажется, 4100 лет назад, найдены останки лошади.
Но дело в том, что, по мнению Синора
I am quite certain that if from all the Uralic and Altaic languages only the Northern Tunguz and Ob-Ugric were known, no one would deny their genetic relationship. In fact Northern Tunguz and Uralic are in many respects closer than Mongol and Tunguz… there are fundamental differences between Mongol and Turkic, which shows many links with Finno-Ugric. It is clear that the relationship between any of these groups is much more involved than traditionally supposed… A meticulous study of Central Eurasian isoglosses cannot but reveal the existence of linguistic areal units which, whether or not related genetically with the neighbouring regions, share with them a number of morphological and lexical elements”
Я вполне уверен, чо если бы от уральского и алтайского языков только северно-тунгусские и обско-угорские языки были известны, никто не стал бы отрицать их генетическое родство. На самом деле, северотунгусские языки и уральские во многих отношениях ближе, чем монгольские и тунгусские. Существуют фундаментальные различия между монгольским и тюркским, который имеет много связий с финно-угорским. Ясно, что отношения между любой из этих групп куда более сложны, чем традиционно полагают. Дотошное изучение среднеазиатских ищоглосс не может не выявить существования языковых ареальных единиц, которые, будучи или нет связанными в своем происхождении с соседними регионами, разделяют с ними некоторое количество морфологических и лексических элементов.Sinor D. The Problem of Ural-Altaic relationship // The Uralic Languages: Description, History, and Foreign Influences. Brill, 1988.
В силу проникновения сейминско-турбинского феномена в культуру нижнего слоя Сяцзядянь в Маньчжурии и привнесении ею бронз в Китай, любопытсво вызывает сопоставление Синором севернотунгусских языков с обско-угорскими. Будучи разделены самодийскими, напрямую они не контактировали. Однако северотунгусские языки в рамках распространения урильской культуры заняли территорию культуры хакэ.
Но в любом случае, если N-B182 и якутская ветвь действительно путешествовали на Обь и вернулись назад в бывший ареал культуры хакэ, то врядли лишь они одни привносили бронзу в Китай. Сейминск-турбинский феномен взоимодействовал и с тибето-бирманской культурой Цыцзя коридора Хэси на западе Китая, и в одном из тибето-бирманцев тамошних земель обнаружена "обско-угорская" гаплогруппа N-L1034. Гипотетически, и в Маньчжурию также и она могла проникать. Смущает также жуаньжуанское время разделения и распространения N-B182 и якутской ветви. Жуаньжуаньский, по мнению Вовина, язык-изолят. В культуре хакэ, как видим, лошадь 4100 лет появилось, и Вовин считает, что yund "лошадь" - слово жуаньжуанское, в тюркский из жуаньжуанского проникло. Считается, что самодийское juna от тюркского junt произошло, но появление лошади в культуре хакэ раньше чем в кульутре плиточных могил и дворцовской кульутер заставляет думать, что язык културы хакэ либо дал слво yund жуаньжуанскому языку-изоляту, либо сам и есть жуаньжуаньским языком, который из-за фрагментарности словаря выглядит как изолят, не связанный ни с алтайскими, ни с уральскими языками
В любом случае, первичность жуаньжуанского слова yund лошадь ставит под вопрос мнение Синора о том, что северотунгусские языки особо близки обско-угорским. Потому, что если язык культуры хакэ или был поглащен жуаньжуанским языком, или "стал жуанжуанским", то откуда эта связь северотунгосско-обско-угорская
В каком ареале имела место
но судьба N3a3, N3a4, N2a1-Y3195, N3a1 проста. Те, что остались на Оби, сформировали угорские языки, а те, что переселились в Европу 3900 лет назад (дата-появления Юринского могильника) - финно-пермские.
Такая может быть
чисто гипотетическая, скорее похожая просто на "игры разума", история уральских ветвей гаплогруппы N-M231