Вот теперь дискуссия и подошла к тому, почему я не мог сразу за один раз написать ответ
.
Что же вообще выражает светлосалатовый компонент?
Он максимален в дай (языки тай-кадай) и лаху (тибето-бирманские языки).
Оранжевый компонент максимален в японцах, но при этом они имеют что-то общее светлосалатовое с дай и лаху.
Что же это общее?
Воспользуемся статьей
Ancient Genomics Reveals Four Prehistoric Migration Waves into Southeast Asia, чтобы разложить эти народы на более полные компоненты.
Видим, что японцы, как бы странно это ни казалось,
практически полные аутосомные северяне, не имеют почти ничего в аутосомах, происходящего к югу от Янцзы.
Дай и лаху разлагаются на свои южные компоненты, с японцами имеют в основном общий темнозеленый компонент, максимальный в тибето-бирманском народе наси, и также лаху имеют узкую прослойку светлозеленого японского компонента, который, конечно, их тибето-бирманские предки принесли с земель к северу от Янцзы:
Поэтому общее между японцами и дай/лаху будет в основном не южным (хотя в некоторых японцах все же есть крошечные пурпурная мяо-яоскость и розовая исконная аустронезийскость, но они минимальна), а северным:
-темнозеленая тибето-бирманскость, максимальная в тибето-бирманцах наси (попала к ним через культуры яншао/мацзяяо);
- собственно, светлозеленая японскость, которая есть в лаху (и немножко ее есть и в дай) и пришла к ним с севера, тоже будет тем общим, что есть и в японцах, и в лаху/дай
.
Теперь возвращаемся к работе Сарданы Федоровой.
У нее вся богатая палитра лаху и дай объединилась в один светлосалатовый компонент. Но как мы увидели, то, что общее между японцами и этими дай/лаху, на самом деле в основном происходит с территории
к северу от Янцзы (и даже и Хуанхэ ).
Но если в японцах, у которых один лингвистический компонент происходит из провинции Цзянсу (культура лунцюжуань), а еще раньше из дельты Янцзы (т..к лунцюжуань - это ничто иное как культура рисоводов мацзябан, насыщенная влияниями культуры цзяху верховьев реки Хуай), а второй компонент происходит к северу от Янцзы (культура бэйсинь, произошедшая о пэйлигань на субстрате культуры хоули) общее имеется с дай/лаху практически только северное, то что уж говорить о якутах, юкагирах, эвенках.
У якутов, конечно, есть очень узкая прослойка действительно мяо-яо (красный компонент) (фиолетовые ва - это все те же тибето-бирманцы, и общее с ними может быть и северным):
но все же в основном светлосалатовый компонент работы Сарданы Федоровой будет в якутах значить вовсе не юг Китая, а север Китая - это будут определенные "тибето-бирманскость" и "японскость". И в юкагирах и эвенках он тоже будет значить определенные "тибето-бирманскость" и "японскость".
ПРосто когда ранний неолит (или его еще называют мезолит с керамикой) Северного Китая и Маньчжурии формировались 12000 лет назад, то, по-видимому, именно такие части будущей "тибето-бирманскости" и будущей "японскости" и проникли первыми на палеолитический "нганасанский" компонент.
Но в якутах потом еще были дополнительные более молодые "китайскости". Но так как в светлосалатовом компоненте работы Сарданы Федоровой, благодаря включению в него всех аутосом дай и лаху, есть и "мяо-яоскость", и "аустронезийскость", и "тибето-бирманскость", и "японскость", да и "аустроазиатскость" тоже есть, то, похоже, этот светлосалатовый компонент из-за своего богатства способен объяснить все дополнительные более молодые "китайскости" якутов, и поэтому в якутах почти нет оранжевого компонента, а есть только желтый и светлосалатовый.
_________________________________________________________________________________________________
Почему светлосалатового нет в нивхах?
Потому что эти нивхи, язык которых Янхунен связывает с языком государства Пуё, похоже, могут быть связаны с ним лишь лингвистически как люди, которые приняли этот язык как средство межнационального общения. Светлосалатовый представляет одну часть наследия компонента Чертовых Ворот, именно ту, которая вошла в состав якутов и юкагиров. Нивхи же, похоже, имеюи какую-то другую аутосомную часть этого компонента, и похоже, они образовались лишь от какой-то очень незначительной его части, которая, как говорит часто
srkz, "отдрейфовала". Косвенно это подтсверждается тем, что финноугорский эстонец по сравнению со своим субстратом значительно ближе к ульчам (которые частично произошли от нивхов), чем к нивхам:
Ульчи и нивхи частично связаны генетически, но то, что эстонец столь ближе к ульчам, по сравнению с нивхами, говорит о том, что эти нивхи утратили часть своего генетического разнообразия. Похоже, они утратили и то, что роднило их со светлосалатовым компонентом. Если бы они не утратили светлосалатовый, то были бы в одинаковой степени с ульчами близки к эстонцу. Носители же копмонента наси (который, я подозреваю, скрывается в светлосалатовом компоненте юкагиров)- народы Наси и И, мы видим, в значительной степени близки эстонцу по сравнению с его европейским субстратным компонентом, в отличие от нивхов. В наси есть светлосалатовый компонент, поэтому они, похоже, и близки эстонцу по сравнению с его европейским субстратным компонентом.
_____________________________________________________________________________
Казалось бы, светлосалатовый компонент довольно сумбурный и его можно понять только в сочетании с компонентами из других работ, но его важность в том, что эта разница - светлосалатовый/оранжевый - она отделила то, что характерно именно для аутосомных предков якутов, эвенков, юкагиров с одной стороны, и различных тюркских, монгольских, китайских, японских, корейских народов с другой стороны. Несколько волюнтаристски различие светлосалатовый/оранжевый провело черту, но мы увидели, что же именно характерно для якутов, эвенков и юкагиров, ибо оранжевого компонента у них почти нет.
Поэтому, даже когда светлосалатовый компонент исчезает, и формируется, казалось бы, исключительно якутский, то, на самом деле, это, конечно, более широкий компонент. Я думаю, он будет ближе к тому времени, когда господствовали жуаньжуаны, как в образце
TL1 :
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29681138По мнению советско-американского лингвист Александра Вовина, имеющиеся в наличии матриалы свидетельствуют, что жуаньжуаны не говорили ни на тюркском, ни на монгольском, ни на каком-либо другом алтайском языке...
http://www.academia.edu/4208122/Once_again_on_the_Ruan-ruan_languagehttp://www.academia.edu/1804008/Some_thoughts_on_the_origins_of_the_old_Turkic_12-year_animal_cycle