скорее всего у современный балто-финских народов сибирская примесь именно от сейминско-турбинцев
Что-то непохоже, главные сибиряки там саамы.
А чем саамы не финны?Просто они лучше сохранили изначальный уральский генофонд,так как жили в изоляции
Саамы не финны конечно совсем. Они не сохранили никакой изначальный "уральский" генофонд. Как и все финно-пермяки они являются просто механической смесью западносибирского компонента и европейского. Их смешанность прекрасно показана здесь http://forum.molgen.org/index.php/topic,11361.msg435179.html#msg435179. Саамы это пришельцы из далека не жившие в изоляции.
Лучше всего финноугорский компонент сохранили ханты, самоедский ненцы, финно-юкагирский нганасаны (к разным юкагирам позже недавно примешивались тунгусоманчжуры, две оставшиеся популяции сейчас очень разные).
И когда же эти пришельцы пришли в европу?
Вместе с сейминце-турбинцами они туда пришли
Ретроспективно:
1. вот где должна находится "прародина Саами" с точки зрения лингвиста Анте Айкио. Связь прото-саами с культурой асбестовой керамики Анте Айкио считает проблематичной, так как прото-саами язык распался 0-500 лет н.э., а асбестовая керамика проникла в Лапландию начиная от 650 лет до н.э.
Ante AIKIO (Oulu)
On Germanic-Saami contacts and Saami prehistoryВ раннем железном веке на территории, обозначенной Айкио, была распространена культура текстильной керамики:
Если я правильно помню, в одной из своих работ "An essay on substrate studies and the origin of Sámi" Анте Айкио указывает, что, возможно, палеоевропейский язык звучал в Лапландии еще в 500 годду нашей эры.
Поэтому я склонен связывать культуру асбестовой керамики (произошла от ямочно гребенчатой) с палеоеврапейцами, а саами все же с культурой текстильной керамики.
2. Вот что пишет Патрушев о формировании культуры текстильной керамики:
Однако факт совместного залегания на большинстве памятников центральной части Волго-Окского междуречья и Верхнем Поволжье в первой половине II тыс.
до н.э. «текстильной» и чирковской керамики (Воронин, 2013, рис. 14, с.337, 343–344) может говорить о возможном взаимодействии их носителей и участии чирковских племен в формировании населения с «текстильной» керамикой.АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ С «ТЕКСТИЛЬНОЙ» КЕРАМИКОЙ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ © 2016 г. В.С. Патрушев3. Вот что пишет Большов о чирковской культуре и традициях керамики с валиком и змейкой:
Наиболее отчетливым вопрос о «восточном» направлении культурных связей населения севера Среднего Поволжья в эпоху бронзы становится при рассмотрении сейминско-турбинской проблемы. Некоторые историографические аспекты и соотношение сейминско-турбинских памятников с абашевскими рассматривались мной ранее [Большов, 2006б]. Остановимся более подробно на характеристике чирковско-сейминской (по А.Х. Халикову), или чирковской (по Б.С. Соловьеву), культуры. Хотя в конце 80-х гг. прошлого века А.Х. Халиков отказался от определения «чирковско-сейминская», оставив за культурой название «чирковская», он все же продолжал объединять поселениячирковского типа с сейминско-турбинскими могильниками [1987]. Не совсем понятна позиция Б.С. Соловьева по этому вопросу. С одной стороны, он, казалось
бы, не объединяет поселения чирковского типа с сейминско-турбинскими могильниками, с другой – отмечает, что валиковая керамика Марийского Поволжья
отражает контакты местных и сейминско-турбинских популяций, включавших носителей культур ташковско-кротовского типа, а сама чирковская культура «является результатом синтеза поздневолосовских, балановско-атликасинских и “валиковых” культурных традиций» [Соловьев, 2004, с. 15–16]. Таким образом, о чирковской культуре как о результате культурогенеза носителей вышеназванных культурных традиций в лесном Среднем Поволжье можно говорить только применительно к постсейминскому времени. И не случайно, следуя логике протекания процесса формирования этой культуры, А.Х. Халиков относит ее заключительный этап к концу II тыс. до н.э. [1987, с. 139].
В.Т. Ковалева и О.В. Рыжкова, напротив, считают, что валиковая керамика появилась на территории Восточной Европы и Западной Сибири независимо друг от
друга, и средневолжскую они не связывают с ташковской культурой [1991, с. 34]. Валиковая керамика севера средней Волги близка вольско-лбищенской с поселения
Гундоровка в Самарском Поволжье, также имеющей характерную для средневолжской «змейку». Отмечается некоторое сходство в деталях вольско-лбищенской
керамики с южно-уральской абашевской. И.Б. Васильев и П.Ф. Кузнецов считают, что укрепленные поселения вольско-лбищенского типа, которые они относят к
среднему этапу эпохи бронзы, свидетельствуют о напряженной культурно-исторической ситуации [2000, с. 69, 71, 80]. Вполне возможно, что валиковая керамика
Самарского и Марийского Поволжья отражает единый процесс проникновения на среднюю Волгу населения, не связанного с местными традициями. На поселении
кротовской культуры Преображенка-3 сосуды с волнистым («змейка») и прямым валиком встречены в одном комплексе жилища [Молодин, 1977, с. 55]. Наиболее
вероятна связь населения, изготовлявшего такую керамику, с регионами к востоку от Среднего Поволжья.
А.Х. Халиков связывал сосуды с налепными валиками и сейминско-турбинские бронзы с лесостепными сибирскими племенами, которые в середине
II тыс. до н.э. проникали в Приуралье и Поволжье [1970, с. 44]. Валиковая керамика связывается с кротовской культурой, могильниками Сопка и Ростовка.
Отмечалась также выраженная близость чирковской культуры к зауральским и западно-сибирским [Халиков, 1987, с. 136]. Гипотезу о связи сейминско-тур-
бинских бронз с валиковой керамикой поддерживал В.Ф. Генинг [Генинг и др., 1970, с. 40].
«Восточное» направление указывают и сейминские наконечники стрел. Как уже отмечалось выше, в Среднем Поволжье они встречаются в костяках абашевских воинов (коллективные погребения Пепкинского кургана и кург. 12 могильника Алгаши). Черешковые наконечники сейминского типа с шипами известны и на чирковских памятниках: Чирковской, Юринской стоянках, Кубашевском и Васильсурском V поселениях, на которых найдена также керамика с валиком и «змейкой» [Халиков, 1960, с. 119; Соло-
вьев, 2000, с. 131]. Они обнаружены вместе с такой же керамикой на поселениях кротовской культуры Прииртышья: Инберень X, Черноозерье IV и VI. Черешковые наконечники с шипами с этих памятников Н.К. Стефанова считает близкими пепкинским. Следует также отметить, что на поселении Инберень X найдена очковидная подвеска абашевского типа [Стефанова, 1988, с. 65, рис. 3, 6].
К ВОПРОСУ О «ВОСТОЧНОМ» НАПРАВЛЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ЭПОХУ БРОНЗЫМатериалы Юринской стоянки [Юринская стоянка - стоянка чирковской культуры - прим.
Palafit] предполагают определенную синхронность поздних этапов абашевской, балановской, атликасинской культур и западных сейминско-турбинскихмогильников (СТМ). Связь керамики с валиком и «змейкой» с СТМ становится все более и более очевидной. Все более убедительной становится и связь треугольно-черешковых с
шипами наконечников стрел (сейминских) с СТМ (С.В.Кузьминых, Е.Н.Черных,С.В.Большов, П.Ф.Кузнецов). Наличие их в
Ростовке и памятниках кротовской культуры (Черноозерье IV и VI) (Н.К.Стефанова) указывает на связь кротовской культуры и средневолжских комплексов керамики с валиком и «змейкой» с СТМ.
Проблемы культурогенеза средней бронзы лесной полосы Среднего Поволжья_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таким образом, я формирую для себя следующую картину - саами от текстильной керамики, которая сформировалась при участии чирковской культуры и местного населения, которая-то чирковская культура и сформировалась с участием сейминце-турбинцев и местного населения. Местное население, о котором идет речь, скорее будет индоевропейским (родствееники балтов и индо-иранцев). Поэтому, учитывая финноугорскую сущность саами, лишь сейминце-турбинцы могли привнести финноугорский язык.
Но я думаю, что, учитывая в саами наличие компонента, общего с ульчами, причем такого, который не включает нганасан и чукчей (4,4% согласно " Genomic study of the Ket: a Paleo-Eskimo-related ethnic group with significant ancient North Eurasian ancestry", о чем я писал в сообщении от 29.01.2018) у предков сейминце-турбинцев было много последовательных прародин, которые поведут нас все дальше и дальше на восток.