Я напишу крайне насыщенное и несколько сумбурное сообщение, которое в дальнейшем, если возникнет физическая возможность, лучше будет расписать более подробно.
В статье, которую я уже
приводил, Цыденова предлагает искать параллели первой сельскохозяйственной тамцаг-булакской культуре на территории Монголии в маньчжурской культуре Синлунва. На мой взгляд, действительно, из известных неолитических культур Монголии и Маньчжурии лишь у Синлунва и у тамцаг-булакской культуры имеется такая общая духовная черта, как погребение усопших под полом жилища. Но
Janz пишет, что хронологически сельскохозяйственная часть в тамцаг-булакской культуре появляется 6500 лет назад, тогда как культуру Синлунва помещают в хронологические рамки 7400-8200 лет назад. Поэтому можного говорить видимо лишь о некой
пережиточной Синлунва на территории Монголии. Можно заметить и то, что остатки неукрашенных плоскоддонных сосудов первого слоя (около 8000 лет назад) стоянки Хакэ местности Хулуньбэр из всего более всего напоинают простейшие сосуды культуры Синлунва.
Повторим кранниологические данные:
В купе с нахождением в неолите Восточной Монголии древнего северо-восточного китайского антропологического типа, видимо, можно говорить о проникновении в Монголию культуры синлунва около 8000 лет назад и единственным пока обнаруженным ее пережитком и является тамцаг-булакская культура.
Считаю важным вспомнить здесь
мнение Янхунена, который не связывает ничего ни с какими археологическими культурами, но пишет, что из-за ненадежности уральско-юкагирских сравнений, можно говорить, что
если юкагирский и был генетическим родственником уральского, то было это очень-очень давно Но если взглянуть на самих юкагиров на графике Admixture из якутской работы при значении K, которое я выделил черным прямоугольником, то увидим, что от "нганасанского" компонента и от "чукотского" у них только примесь, а основу их, как и других народов более южного происхождения (якутов и эвенков) составляет некий более южный "светложелтый" компонент. Есть в юкагирах и компонент светлосалатовый, свойственный Lahu и Dai. При том светложелтый - основной компонент этих исследованных юкагиров, и говорить, что именно те юкагиры, которые сохранили юкагирский язык, являются юкагиризированными якутами и эвенками, не приходится. Они просто произошли из тех южных земель, откуда впоследствие произошли аутосомные предки якутов и эвенков.
Так как территория к югу от формирования ымыяхтахской культуры, которая, напомним, имеет в своем генезисе южный компонент, и представляет культуру, имеющую схождение с этнографическими материалами юкагиров, занимает какраз Хулуньбэр и тамцаг-булакская культура, то я и буду связывать пока что проникновение южного компонента юкагиров именно с этой местностью, этими культурами, а значит, и косвенно, с культурой Синлунва.
В работе Ilumae et al в юкагирах сохраняются некие древнейшие ветви N3a2'6, которые не использовались при вычислении общего возраста расхождения в среднем 7113 лет молодых ветвей N3a3'6(N-L1026) и ветви, содержащей якутскую, N3a2 (кажется, это соответствует N-M2019 в схеме Yfull), поэтому юкагирские N3a2'6 могут попасть и в промежуток 7113 и 8395 лет (расхождение между N3a2'6 и N3a1), практически идеально соответствуя возрасту культуры Синлунва в 8200 лет.Но если приписать Синлунва ветвь N3a2'6(xN3a2;xN3a3'6), то ведь N3a2 и N3a3'6 тоже должны произойти от какой-то производной от Синлунва культуры.Такая культура есть. От Синлунва произошла южноманьчжурская культура Синьлэ в бассейне реки Ляохэ.
Как пишет Ван Ижчоу (текст статьи может быть не доступен, но его сохраненную Google версию можно загрузить через переводчик Google), это самая важная культура Южной Маньчжурии своего времени, которая распространила свое влияние до низовий Ляохэ и до верховья Сунгари, потому как от нее произошли другие культуры Маньжурии, такие как Цзыоцзяшань и Нижняя Сяочжушань, которые тоже впоследствие нам понадобятся.
Какие же дата культуры Синьлэ?! Ван Ичжоу приводит две даты 7245+-165 тысяч лет назад и 7340+-100 лет назад и оценивает возраст культуры в 7000 лет. По-моему просто идеально вписывается дата разделения N3a3'6(N-L1026) и N3a2 в эту культуру!!!И Синьлэ, в отличие от многих китайских археологических культур, это не просто точка на карте, состоящая из одного памятника. Как уже говорилось, она породила культуру Цзыоцзяшань провинции Цзилинь, сама распространилась до верхвьев Сунгари, распространилась до низовий Ляо, породив культуру Нижняя Сяочжушань и повлияла на культуру Нижняя Хоува. Чтобы получить нефрит из месторождения Сюянь, который, как считают китайские исследователи, собирали в виде нефритовых галек на берегах рек в местности Сюянь местные неолитические культуры, нужно было пройти через территорию, занятую населением Синьлэ.
Перейдем к связи Синьлэ и культуры Хуншань.
Хуншань сформировалась из трех основных компонентов: Чжаобаогоу, которая проживала в долине реки Луань (Luanghe) (глубоко сельскохозяйственная культура, которая произошла от одного из вариантов культуры Цышань проживавшего к югу от гор Яньшань и мигрировавшего на север), "северного" компонента, который то и происходит от культуры Синьлэ и родственных ей культур и пришлого компонента, который происходит от культуры Хоугань I, пропитанной влиянинием культуры Баньпо (ранняя Яншао). Схема такова: под давлением ранней Яншао отдельные представители Хоугань I уходят на север от гор Яньшань. Первые поселения с их развитой керамикой - это Dongshanzui и Chahai (ранее являлся также поселением Синлунва и Синьлэ) на территории культуры Синьлэ в бассейне реки Далин (Dalinghe). Однако, как свидетельствуют краниологические данные священников хуншаньского храма Нюхэлян, древний китайский северо-восточный антропологический тип, свойственный автохтонному населению Маньчжурии, не меняется. То есть количество пришельцев было, похоже, не велико. Они принесли высокую материальную культуру, но в области духовной культуры, ранняя Хуншань продолжает производить нефритовые изделия, свойственные Синлунва, Синьлэ и Цзыоцзяшань. Пережиточная Чжаобаогоу в бассейне Луань тоже, наряду с традициями Хоугань и Синьлэ, участвует в форимровании Хуншань. В частности, ранняя керамика Dongshanzui и Chahai аналогична керамике Hougan I и Баньпо, но несколько позднее и в бассейне Далин распространяется простая керамика из бассейна Луань, то есть имеется приток населения.
Вот таково участие Синьлэ-Цзыоцзяшань и в меньшей степени также Нижней Хоува в формировании Хуншань. В дальнейшем Хуншань развивается как единая культура, но нужно сказать, что приток северных традиций в ней все равно ощутим, иначе и не может быть, потому что источник нефрита в любом случае скорее всего контролировался племенами, произошедшими от Синьлэ. В частности, можно найти мнение, что знаменитый нефритовый дракон Хуншань имеет своим прототипом драконоподобное изделие культуры Цзыоцзяшань, да и вообще, на территории самой Хуншань пока не найдено ни одной нефритовой мастерской, и даже некоторые китайские исследователи высказывают мнение, что Хуншань была лишь потребителем нефритовых изделий, а производили их каике-то другие племена. Можно подчеркнуть еще и то, что бОльшее количество культовых сооружений имеется в бассейне реки Далин, а не реки Луань (вотчина населения пост-Чжаобаогоу).
Но в любом случае скорее всего, Хуншань, будучи совсем не военнизированной культурой, играла огромное значение для многих племен Маньчжурии. Очень мало каменного оружия найдено на территории Хуншань, но тем не менее, более военнизированные культуры Маньчжурии на нее почему-то не нападали. Более того, уже имеется одно исследование, где показано, что одно из поселений Хуншань являлось центром паломничества; его населние жило не за счет сельского хозяйства, охотоы и рыболовства, а за счет средств, а за счет обслуживания паломников.
Вот такая Хуншань, странная культура со множеством религиозных сооружений в виде каменных платформ и алтарей, которые, как считается, повлияли потом на планировку храмовой архитектуры Китая, которая не заботилась о войне, клала в могилы жрецов лишь нефритовые изделия, и даже не керамику, а эти нефриовые изделия, надо полагать, имели какое-то важное значение в загробной жизни. Вот такая Хуншань, странное поздненеолитическое сообщество, контролируемое какими-то вождями-жрецами. Хуншань, как считают, имела медленный гончарный круг, но он использовался не для производства керамики, но для процесса ее украшения. Это же заимствовала у Хуншань культура Цзыоцзяшань. Хуншань, похе независимо, пришла к понятию каменной стены: сначала строили низкие оградки в религиозных целях отделить сакральное и несакральное пространство, потом они стали достаточно высоки. Но, все равно, сооружений с несущими каменными стенами, кажется, не обнаружено, они появляются лишб позже в генетически связанной посредством культуры Сяохэянь культуры Нижней Сяцзядянь. Интересен важнейший храм Нюхэлян: на каменной платформе выполнена постройка из вязанок хвороста, но она достаточно велика, и стены покрыты "фальшивыми" досками "под дерево", сделанными из глины
, и расписанными различными красными и черными геометрическими узорами. Вот такой своебразный образ мышления строителей храма Нюхэлян. Интерьер храма заполнен множеством глиняных скульптур (имеются их остатки), которые сделаны из глины на каркасе из прутьев.
Многое можно писать про культуру Хуншань, но пора с ней распрощаться. Кульутра Хуншань, очевидно, требовала огромного количества нефрита для пожертвований и производства загробного инвентаря, и запасы галек на берегах рек месторождения Сюянь северо-востока полуострова Ляодун, похоже, начали истощаться.
Поэтому наряду с любимым темнозеленым сюяньским нефритом (о том, что он был любимый и наиболее ценимый свидетельствует тот факт, что из него выполнялись наиболее технически сложные и красивые изделия) появляется еще и менее любимый бледносалатовый и белый нефрит, который китайские ученые пока не знают с чем связать, кроме как с месторождениями в Саянах и бассейне реки Витим .Как же этот бледносалатовый и белый нефрит к Хуншань попал?Нефритовый топор, нефритовая мотыга, нефритовое кольцо культуры хакэ, Хулуньбэр, Внутренняя Монголия, КНР
Ван Цзяньлинь. Выражение религиозных верований и практик в наскальных изображениях (на материалах религиозных традиций Северо-Восточного Китая)
В особенности широкими и важными контактами для развития не только местных, но и некоторых общецивилизационных процессов в Китае обладала
культура хуншань (около 4,5–3 тыс. до н.э.). Неолит северо-западной части Дунбэя (район Хулуньбэр) представлен, прежде всего, памятники культуры
хакэ, расположенными в бассейне реки Хайлар. Ныне известны более 240 памятников культуры хакэ, которые датируются временем 6–4 тыс. л.н.
Важно, что, будучи в своей основе автохтонными, неолитические культуры Дунбэя, оседлые и кочевые, не были узколокальными образованиями. Так, в ходе раскопок поселений хакэ археологами обнаружены нефритовые ритуальные предметы. Изготовление ритуальных предметов из нефрита, культ нефрита сближают культуру хакэ с культурой хуншань. Некоторые исследователи не без основания усматривают близость этих культур не только в религиозных традициях, но и в других аспектах
существования. Это одно из свидетельств связи культур древнего Хулуньбэра с неолитическими культурами южной части Дунбэя. На протяжении своего развития они взаимодействовали с разными сопредельными культурами, некоторые из которых обладали развитыми традициями. Эта тенденция взаимовлияния по осям юг–север и восток–запад сохранялась в последующие исторические эпохи.
Как видим, я уже писал на форуме, что была такая культура Хакэ. Ее не следует путать с первым слоем Хакэ, которому 8000 лет.
Как видим, имеется якобы сотни поселений Хакэ в Хулуньбэр,
но на самом деле детально исследовано китайскими учеными лишь 3 (!!!) поселения. Это:
-Туаньцзе;
-Хуйхэ Шуйба;
-2-ой слой Хакэ.
Хуйхэ Шуйба и 2-ой слой Хакэ - это хронологически более поздние поселения около 4000-4500 лет назад. Нас будет интересовать поселение Туаньцзе, которое не имеет радиоуглеродных дат, но по относительным датировкам имеет возрат 5000-6000 лет назад.
Вот каким синхронным поселениям Маньчжурии близки материалы поселения Туанцзе по мнению китайских ученых:
Культура Хуншань: северное поселение Xishuiquan. Пишут, что крашенная керамика Туаньцзе близка крашенной керамике Xishuiquan, но видно, что это не импорт изысканой хуншаньской керамики, а подражание ей местными мастерами либо самого поселения Туаньцзе, либо кой-то еще области Маньчжурии.
Культура Цзыоцзяшань: отдельные виды каменного инвентаря Туаньцзе близок изделиям самого поселения Цзыоцзяшань и поселению также провинции Цзилинь Сидуаньляншань, которое иногда также относят к культуре Цзыоцзяшань.
Культура Цзыоцзяшань: отдельные виды каменного инвентаря Туаньцзе близок изделиям самого поселения Цзыоцзяшань и поселению также провинции Цзилинь Сидуаньляншань, которое иногда также относят к культуре Цзыоцзяшань III.
Поселение Yaojingzi. которую иногда относят к культуре Цзыоцзяшань I, также близко своим каменным инвентарем поселению Туанцзе.
Кроме того в поселение Туаньцзе имеется и много каменного инвентаря, похожего на различных родственников кульутры Ананси и на саму культуру Ананси. А возможной связи ананси с "носителями алтайских языков" я писал
здесь, поэтому как тут не вспомнить о "Ural-Altaic typology" Янхунена
.
Таким образом видим, что Туаньцзе нужно связать с культурой Цзыоцзяшань провинции Цзилинь, которая, напомним, также произошла от Синьлэ, и влияла на Хуншань, а Хуншань на нее. Притом наличие крашеной керамики в хуншаньском стиле, не свойственной остальной Цзыоцзяшань, может говорить о том, что поселенцы пришли в Туаньцзе из каких-то зон Цззыоцзяшань более близких к поселению Хуншань Xishuiquan, раз они были знакомы с производством керамики, аналогичной керамике Xishuiquan.
При этом я воздержусь от написания "да, вот это она - Цзыоцзяшань!!! Именно от нее произошел, по моему мнению, "Pre-Proto-Uralic" (допротоуральский - предок прауральского, который может иметь и иную типологию, чем агглютинативная типология прауральского языка)". Потому что Цзыоцзяшань явно не контролировала ранее месторождение нефрита Сюянь. Его контролировали, похоже, потомки Синьлэ, которые переселились в Нижнее Течение Ляохэ, и имели отношение к культурам Нижнего слоя Хоува и Нижнего Слоя Сяожушань и их потомкам. Нефритовые гальки совсем не выглядят как нефрит, поэтому отыскать их в бассейне Витима и в Саянах могут лишь те, кто знает как они выглядят. А так как Цзыоцзяшань скорее всего, сама получала заготовки нефрита от соседей, то непонятно, знали ли юди Цзыоцзяшань, как выглядят эти гальки. Но нужно сказать, что изделия из "саянско-витимского" бледносалатового и белого нефрита у Цзыоцзяшань имеются.Таким образом, имеем культуру Цзыоцзяшань. Какой-то "хуншанизированной" группе носителей ("хуншанизированной", так как изготавливали крашенную керамику, подражая хуншаньской) нечуждо переселение в Хулуньбэр.
Ну а что же нивхи и их язык, который Янхунен считает династическим языком государства Пуё со счетными словами? Каким образом прародитель их языка вписывается в древнюю историю Маньчжурии?По мнению западного исследователя Баингтона (и не тольго его), государство Пуё имеет свои истоки в культуре Ситуаншань. От культуры сиуаншань произошла культура Лютиндун (и не только она), а от нее, по мнению некоторых исследователей, произошла культура Кроуновка-Туаньцзе(приморское Туаньцзе, не относится к Туаньцзе культуры Хакэ Хулуньбэра). Культура Кроуновка-Туанцзе распространена на Северо-Востоке Кореи, и один из южнокорейских исследователей считает топонимы той зоны
нивхскими по происхождению.
Сама Ситуаньшань, по данным краниологии с кладбища Гуаньмашань, имеет древний северо-восточный китайский тип, т.е. должна бы происходить от местного населения, похожего по краниологии на Синлунва (и следовательно ее потомка Синьлэ и Цзыоцзяшань и др). Действительно, ранее территорию Ситуаньшань занимала культура Цзыоцзяшань, но непонятно как поздняя Цзыоцзяшань III связана с культурой Яохунцзы, которую считают истоком местного компонента в Ситуаньшань.
Но и погребальный обряд, и огромный пласт культуры Ситуаньшань происходит от культур Мачжэньцзы полуострова Ляодун и нижнего течения Ляо. Скорее всего поэтому, и элита Ситуаньшань будет иметь тамошнее происхождение.
Сама же Мачжэньцзы произошла от населения Ляодуна культуры Пианьбаоцзы/Пианьпу под материальным влиянием культуры Шуаньтуоцзы.
Для дальнейшего писания надо будет обратиться к Корее, к "кореаническим" и "японическим" языкам. Чтобы упростить, примем точку зрения Вовина, что язык элиты Когурё и Пэкче был древнекорейским. Примем точку зрения Янхунена, что топонимы Когурё, а в основном это топонимы Центральной Кореи - земли государства Пэкче - это топонимы на субстратном "японическом" языке.
Действительно, погребальный обряд элиты Когурё похож на погребальный обряд поздних памятников Ляодуна, которые похожи на культуу Шиэртайинцзы, которую некоторые корейские исследователи отождествляют с древнекорейским государством Го Чосон. Керамика же простолюдинов Когурё произошла от керамики нонамри, та от керамики конггвири, а та имеет истоки в культуре Шуаньтуоцзы.
Культура Шуаньтуоцзы Ляодуна произошла на местном субстрате от культуры Юэши Цзяодуна, которая имеет истоки в культуре Давэнькоу. Шуаньтуоцзы отвечает за распространение по территории всей Кореи сооружения дольменов, в т.ч. и на территории будущего Пэкче - Центральная Корея.
Так как язык топонимов Центральной Кореи - японический (но необязательно самому яёй, которая произошла от керамики типа сонгунни более поздней чем Юэши), но нетождественный японскому, то Шуаньтуоцзы следует признать культурой, говорящей на японическом языке.
Сама же Мачжэньцзы произошла от населения Ляодуна культуры Пианьбаоцзы/Пианьпу под материальным влиянием культуры Шуаньтуоцзы. Если вслед за Янхуненом предполагаем, что нивхский язык произошел от Пуё а еще раньше с Ляодуна, то, в силу того, что из всех соседий в нивхском меньше всего общего именно с японским языком, надлежит признать, что влияние Шуаньтуоцзы на Мачжэньцзы привело к развитию материальной культуры, но не смене языка.
Поэтому в дальниейшем можем принять, что на "допротонивхском" говорит культура Мачжэньцзы.
Мачжэньцзы произошла от Пианьпу/Пианьбаоцзы. Два мения китайских исследователей о происхождении Пианьпу - на субстрате Синьлэ, Хоува, Сяожушань от культуры Бэйсинь, пришедшей с Цзяодуна, либо от самой Давэнькоу, которая сформировалась как развитие Лунцючжуань на субстрате Бэйсинь.
Но: так как Давэнькоу породила Юэши, которая то и дала Шуаньтоуцзы японический язык, то японическая и Давэнькоу. "Допротонивхский" не японический, поэтому для случая происхождения Пианьпу от Давэнькоу надлежит признать, что допротонивхский - язык субстратной Синьлэ, оува, Сяочжушань - сохраняется.
Так как Бэйсинь - густонаселенная культура и субстрат "японического" в Давэнькоу, то если Пианьпу произошла от Бэйсинь, то всё равно, так как "бэйсиньский" - фундаментальнейший (густая плотность сельскохозяйственного населения просоводов Бэйсинь против небольшим пришлым группам рисоводов Лунчзючжуань, изначально распространенных в приморской зоне с более влажным клиатом, выгодным для риса) субстрат, то он должен сильно повлиять на формирование японического Давэнькоу, и многи е "японические" черты и слова могут изначально быть "бэйсиньскими". Поэтому, говори Пианьпу на "бэйсиньском", "допротонивхский" куда больше был бы похож на "японический" язык, чем он есть.
Поэтому во всех случаях надлежит признать, что Пианьпу приняла язык местного населения Синьлэ, Хоува, Сяочжушань, хоть отдельные черты культуры Цзяодуна распространились. И действительно, исследования китайского ученого Цзя показали, что и для Пианьпу и для Саньтан свойственна скорее охота и собирательство, чем сельское хозяйство. То есть эта группа населения, которая прибыла с Цзяодун, была мала и не смогла в полном объеме воспроизвести на Ляодуне свой образ жизни на Цзяодуне. такая группа населения, будучи окруженная со всех сторон населением Синьлэ, Хоува, Сяочжушань, в конце концов будет ими лингвистически ассимилирована.
Поэтому, "допротонивхский" и непохож на японический язык. Потому что, видимо, цепочка Ситуаньшань-Мачжэньцзы-Пианьпу/Саньтан приведет нас к языкам Синьлэ, Хоува, Сяочжушань.
Но при этом нельзя на 100% исключить, что все же, быть может, язык Ситуаньшань произошел не от пришлой Мачжэньцзы, а от местной Яохунцзы, которая территориально должна бы произойти от Цзыоцзяшань.
Вот еще и поэтому нельзя со 100%-ной уверенностью приписать конкретную из нескольких языковую семью ни северным потомкам Синьлэ Цзыоцзяшань, ни южным потомкам Синьлэ - Сяочжушань
.
Важнейший вывод этого поста, который я делаю для себя: есть возможность связать, в терминологии Ilumae et al, N3a2'6(xN3a2;xN3a3'6) (расхождение между 8395 и 7113 лет назад) с культурой Синлунва (возраст 8200 лет назад),а N3a2 и N3a3'6 (расхождение 7113 лет назад) - с ее потомком культурой Синьлэ (возраст 7200 лет назад) и с расселением по Маньчжурии, а потом через культуру Хакэ и дальше на запад, потомков этой культуры. Такжэ Синьлэ и ее потомки приняли участие в формировании и существовании культуры Хуншань, но это была культура, скорее всего, с несколькими языками в разных частях ее формирования. Возможно, что схождения, которые лингвисты находят межде юкагирским уральским и нивхским, частично, восходят к общности, которая имелась сначала в Синлунва (с юкагирским), а потом в культуре Синьлэ (допротоуральский и допротонивхский - pre-Proto-Uralic and Pre-Proto-Nivkh), но есть возможность и более поздних контактов.Древнейшее на территории Китая изображение феникса. Культура Синьлэ, Маньчжурия, 7200 лет назад. Материал - обуглившееся дерево (поэтому сохранилось).