"Ha feltesszük, hogy az urál–altaji nyelvtípus kiindulópontja valahol Dél-Mandzsúriában volt, akkor az uráli nyelvcsaládnak a földrajzi eredetét is ennek a területnek közelében kell keresnünk".
"Если предположить, что урало-алтайский тип языков произошел где-то в Южной Маньчжурии, тогда мы должны искать географическое происхождение уральской языковой семьи где-то рядом с этой территорией".____________________________________
A legkeletibb uráliak
Contribution to journal › Article › Scientific › peer-review
Juha Janhunen
MAKULA 2010-2017
Language Hungarian
Journal Nyelvtudományi Közlemények
Volume 110
Pages 7-30
Number of pages 24
ISSN 0029-6791
State Published - 2014
MoE publication type A1 Journal article-refereed
___________________________________________________________________________________-
Счетные слова в индейских языках? Не думаю
Самым удивитиельным является язык нивхов . Притом именно язык, а не сами нивхи.
С изолятами всегда сложно. Нивхи запросто могут сидеть в районе устья Амура и на севере Сахалина несколько тысяч лет...
Вот признак того, что сам язык нивхов не сидел несколько тысяч лет в районе устья Амура и на севере Сахалина:
В нивхском языке имеется 26 обязательных счетных слов (numeral classifiers). Для пранивхского Miachael Fortescue в своем
Comparative Nivkh Dictionary реконструирует 14 счетных слов:
О числовых классификаторах в Маньчжурии пишет
Martine RobbeetsТ.е. в среднекорейском языке [10-16 век н.э.] система счетных слов неразвита, она имеется лишь в современном языке.
Здесь пишут, что процесс грамматикализации начался в среднекорейскую эпоху.
В старояпонском система счетных слов неразвита, имеется лишь 6 суффиксов.
Здесь пишут, что японская система формируется под влиянием китайского языка.
В уральских, юкагирских, кетском языках счетных слов нет вовсе.
В айну есть 3 обязательных счетных слова.
В тюркских, монгольских и большинстве тунгусо-маньчжурских языков имеется по несколько счетных слов, но они не являются обязательными. В маньчжурском под влиянием китайского сформировалось 70 счетных слов, но они не являются обязательными (в отличие от нивхского, в котором
26 обязательных классификаторов). В любом случае, так как приамурские южнотунгусские языки (нанайский и т.п.) неплохо связываются с найфельдской группой мохэ, которая начала формироваться в 4 веке н.э., то в маньчжурском система необязательных счетных слов начала развиваться после 4 века н.э.
В Classical Chinese (письменная форма Old Chinese) согласно статье Robbeets, счетные слова - это скорее исключение, чем правило.
Здесь пишут о том, что нивхские счетные слова очень похожи по функции аналитическим счетным словам китайского типа.
Когда же в самом китайском языке развилась система счетных слов?Lauren Sagart пишет, что
т.е. исчезновение элемента *k- между древнекитайским и среднекитайским периодами (а это время между упадком династии Хань в 220 году н.э. и появлением первого памятника среднекитайского языка в 601 году) лишило китайский язык средства различия между исчисляемыми и неисчисляемыми существительными и могло быть фактором в возникновении счетных слов в китайском в тот же период.Таким образом, счетные слова в китайском зарождаются где-то между 220 и 601 гг. н.э. В пранивхском обязательных счетных слов куда больше, чем в его развитых соседях японском и корейском в ранние периоды их сущестовования. В маньчжурском под влиянием китайского впоследствие возникает много необязательных счетных слов, но во-первых счетные слова в нивхском обязательные и врядли могут возникнуть под влиянием языка, где счетные слова необязательны, а во-вторых в приамурских тунгусо-маньжурских языках не возникает никакого множества даже необязательных счетных слов, а ведь они были под влиянием предков маньчжуров чжурчжэней, что наводит на мысль, что в языке чжурчжэней еще не было даже развитой системы и необязательных счетных слов.Поэтому это-то и показывает, что на предке нивхского языка когда-то говорили куда южнее, и он должен быть языком высокой культуры, должен взаимодействовать с китайским языком, чтобы сформировать систему обязательных счетных слов, как это сделали корейский и японский языки . Но сама археологическая история устья Амура и Сахалина подсказывает, что, собственно, сами нивхи не являются потомками каких-то держателей библиотеки с произведениями на среднекитайском языке . Скорее всего, местное население в силу каких-то причин приняло "язык со счетными словами" в качестве языка межнационального общения, и он наслоился на фундаментальнейший языковой субстрат, который-то субстрат, если смотреть на археологические культуры, и может иметь отношение и к камчукотским языкам .__________________________________________________________________________________________________
дальше юга Сибири.
СОКОЛОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА
ФОРМИРОВАНИЕ ОКУНЕВСКОГО КУЛЬТУРНОГО КОМПЛЕКСА07.00.06 – археология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук.
Санкт - Петербург
2009г.
В главе 8.3
«Восточный импульс» доказывается, что окуневская культурная традиция в ранний период и в развитом виде демонстрируют разные по происхождению культурообразующие элементы. Если на раннем этапе местная неолитическая традиция была определяющей для типов окуневской погребальной обрядности и инвентарных наборов, то в развитый период она уходит на второй план, становится фоновой, хотя и не исчезает совсем. На первый план выходят другие признаки: плоское дно, замена «жемчужника» под венчиком многорядной полосой из параллельных линий, преобладание гребенчатой орнаментации над накольчатой (Соколова, 2007-б: 128-139). В изобразительном искусстве появляются антропоморфные личины, не свойственные для местного неолита, но характерные для Тихоокеанского региона. В погребальном обряде так же появляются инновации – каменные ящики, которые не характерны для неолита и энеолита Южной Сибири в целом, включая Минусинскую котловину.
Эти различия выходят за рамки внутрикультурной динамической изменчивости и могут рассматриваться как несомненные признаки инфильтрации иной культурной специфики. Темпы и сила проявления этих признаков различны:
в керамике они проявляются уже в неолите, как возрастание процента плоскодонной посуды с признаками уплотняющей выбивки. В иконографии фиксируются в первой хронологической группе, но в самом простом виде. В погребальной практике - к концу второго хронологического этапа. В окуневской антропологии также отмечается ощутимое влияние тихоокеанского ствола.
Единственный регион, в котором складываются все составляющие этого комплекса - это Северная Корея, Дунбэй и юг российского Дальнего востока (Бойсмановская, Малышевская, Вознесеновская культуры). В этом регионе с самого начала гончарства, складывается морфолого-технологический комплекс родственный окуневскому типу “Б”-1-3. Орнаментика представлена ленточными композициями с отступающим наколом и гребенкой. Характерна орнаментация кольцевой нарезкой под венчиком. В Северной Корее отмечены захоронения в каменных ящиках.