АвторТема: Этногенез горских евреев  (Прочитано 110338 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн I2a1a

  • ...
  • Сообщений: 10364
  • Страна: ee
  • Рейтинг +761/-8
Re: Этногенез горских евреев
« Ответ #45 : 30 Январь 2012, 13:33:53 »
А как же такая вещь как Informed Consent?

Цитировать
In medical research, the Nuremberg Code set a base international standard in 1947, which continued to develop, for example in response to the ethical violation in the Tuskegee syphilis experiment. Nowadays, medical research is overseen by an ethics committee that also oversees the informed consent process. As the medical guidelines established in the Nuremberg Code were imported into the ethical guidelines for the social sciences, informed consent became a common part of the research procedure [4]. However, while informed consent is the default in medical settings, it is not always required in the social science. Here, research often involves low or no risk for participants, unlike in many medical experiments. Second, the mere knowledge that they participate in a study can cause people to alter their behavior, as in the Hawthorne Effect: "In the typical lab experiment, subjects enter an environment in which they are keenly aware that their behavior is being monitored, recorded, and subsequently scrutinized." [5] In such cases, seeking informed consent directly interferes with the ability to conduct the research, because the very act of revealing that a study is being conducted is likely to alter the behavior studied. List[6] exemplifies the potential dilemma that can result: "if one were interested in exploring whether, and to what extent, race or gender influences the prices that buyers pay for used cars, it would be difficult to measure accurately the degree of discrimination among used car dealers who know that they are taking part in an experiment." In cases where such interference is likely, and after careful consideration, a researcher may forgo the informed consent process. This is commonly done after weighting the risk to study participants versus the benefit to society and whether participants are present in the study out of their own wish and treated fairly [7]. Researchers often consult with an Ethics Committee or institutional review board to render a decision.

Оффлайн Шад

  • Главный модератор
  • *****
  • Сообщений: 6334
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1330/-4
  • Ex oriente lux
  • Y-ДНК: Q-Y2750
  • мтДНК: J1c2z
Re: Этногенез горских евреев
« Ответ #46 : 10 Март 2012, 23:40:59 »
Евреи Восточного Кавказа
http://www.jtimes.ru/juhuro/history/1993-2012-03-10-09-55-30

В письменных источниках практически не сохранилось сведений по древней истории евреев Восточного Кавказа. Не сохранилось в них и прямых указаний на время и обстоятельства миграций евреев в этот регион, но, несмотря на это, можно достаточно уверенно говорить о том , что основание восточно-кавказской еврейской общины относится к раннему Средневековью. Не вызывает также сомнений, что генетически данная община связана с иранским еврейством, о чем свидетельствует, прежде всего, тот факт, что в основе современного горско-еврейского языка лежит один из диалектов среднеперсидского, на котором в Иране говорили в период правления династии Сасанидов (226-651 годы).

Надо полагать, что восточно-кавказское еврейство уже в начальный период своей истории представляло собой достаточно специфическую группу еврейского народа: в этнокультурном плане оно принадлежало к переднеазиатскому миру, но при этом оно не могло не впитать различные элементы культуры кавказских народов. Данная специфика и по сей день отличает горских евреев от других еврейских групп.

Относительно происхождения горских евреев высказывались самые разные точки зрения. Одна из них сводится к тому, что горские евреи являются потомками тех татов, которые, будучи иудаизированы еще в Иране, были переселены Сасанидами на Кавказ. Данная версия, возникшая в среде горских евреев в начале XX века, получила в научной литературе наименование татского мифа.

Вторая волна миграций иранских евреев на Восточный Кавказ была связана с тем, что в XVI веке данный регион был подчинен Ираном.

Первое возражение, которое вызывает данная точка зрения, состоит в следующем. И.М. Гафни было убедительно показано, что в период правления Сасанидов, а также и ранее обращение иранцев в иудаизм являлось исключительно редким явлением.

Необходимо также указать, что в действительности племени татов в Сасанидском государстве никогда не было. Термин «тат» появился в Иране значительно позднее, в период тюркских (сельджукских) завоеваний, причем в узком смысле тюрки обозначали им персов Средней Азии и Северо-Западного Ирана, а в широком - все покоренное тюрками оседлое население. На Восточном Кавказе этот термин применялся тюрками в своем первом, основном значении - по отношению к персам, предки которых были переселены в этот регион при Сасанидах. Необходимо также принять во внимание, что сами кавказские персы «татами» себя никогда не называли. И свой язык они называли не «татским», а «парси». Тем не менее, в XIX веке понятия «таты» и «татский язык» вошли сначала в официальную российскую номенклатуру, а затем и в языковедение и этнографическую литературу.

Разумеется, основой для появления и развития татского мифа явилось языковое родство между татским и горско-еврейским языками, однако и здесь игнорировался факт весьма существенных различий между собственно татским и горско-еврейским языками. Кроме того, не принималось во внимание, что в основе всех языков еврейской диаспоры - идиша, ладино, еврейско-грузинского, еврейско-таджикского и многих других - лежат нееврейские языки, что отражает историю формирования той или иной еврейской группы, но при этом данное обстоятельство не дает повода считать носителей ладино испанцами, идиша - германцами, грузинско-еврейского - грузинами и т.д.

Согласно предложенной мною гипотезе, горско-еврейская общность сформировалась в результате нескольких волн миграций иранских евреев. Первая такая волна относится к VI веку н.э. Она была связана со строительством вдоль западного берега Каспийского моря нескольких длинных крепостных линий, наиболее мощной из которых стал дербентский оборонительный комплекс. Судя по всему, первое переселение евреев на Восточный Кавказ проводилось властями Сасанидского Ирана, причем оно было насильственным. Можно также предполагать, что переселенцы являлись выходцами из Месопотамии, точнее, из Вавилонии, отдельные районы которой были заселены евреями еще с периода Ассирийского и Вавилонского плена - соответственно с VII и VI веков до н.э.

Потомки евреев, поселенных на Восточном Кавказе, отмечаются в 627 году в городе Партаве, административном центре Кавказской Албании (в нескольких километрах от современного селения Берда в Азербайджанской Республике). После этого в средневековой литературе упоминания о евреях, живших на Восточном Кавказе, становятся регулярными, например, для X века имеются данные о наличии еврейской общины в Кайтаге, а из сведений французского дипломата Гильома де Рубрука следует, что в XIII веке много евреев жило в городе Шабране и в расположенных близ него крепостях, входивших в систему длинной стены, выстроенной еще в VI веке вдоль реки Гильгильчай. Таким образом, география расселения евреев на Восточном Кавказе в средние века была достаточно обширной - от Кайтага до города Партава.

Вторая волна миграций иранских евреев на Восточный Кавказ была связана с тем, что в XVI веке данный регион был подчинен Ираном, и для того, чтобы усилить там свои позиции, шах Аббас I (1587-1629) переселил туда несколько тысяч человек из Ирана, в том числе и евреев. Часть евреев была поселена им на востоке Грузии, часть - в Дербенте и в некоторых селах, расположенных к югу от него (Абасава, Рукель и др.).

К этому времени в южной части Дагестана продолжали существовать и старые еврейские общины, возникшие еще в VI веке. Одной из наиболее старых из них являлась кайтагская. По дагестанским преданиям, самые древние еврейские села Кайтага располагались в ущелье, которое по-кумыкски называется Джууд гатта, а по-даргински - Жуутла катта; и то и другое означает «Еврейское ущелье». Сами горские евреи называют его Дерей Гъэте. Расположено оно между селениями Маджалис и Уркарах. По преданию, после основания Маджалиса (конец XVI века), евреи из Дерей Гъэте постепенно переселились в новое село. Позднее часть из них перебралась в селение Янгикент, которое горские евреи называют Нюгеди (Нуьге-дигь «Новое село», калька с кумыкского названия).

Самые ранние исторические свидетельства о еврейской общине Табасарана относятся к XVII веку, но еврейские предания связывают ее возникновение со значительно более ранним периодом. А первые данные о еврейской общине лезгинской области Кюра относятся к XVI веку. И наконец, для XVII века имеется свидетельство о евреях селения Бойнак, входившего тогда в состав Тарковского шамхальства.

В 30-40-е годы XVIII века иранский полководец Надиршах совершил несколько крупных походов на Восточный Кавказ. После одного из его рейдов дербентские евреи покинули город, а кайтагские евреи бежали на территорию Тарковского шамхальства. Только после гибели Надиршаха кайтагские евреи смогли вернуться в свои дома, правда, часть из них осела в кумыкских селениях Костек, Эндирей и Аксай.

В период, непосредственно предшествовавший походам Надиршаха, евреи жили во многих населенных пунктах, располагавшихся на территории современной Азербайджанской Республики; среди них достоверно известны такие, как Кусары, Кулькат, Чирахкала, Курдеван, Рустов и Шемаха. Жителям этих мест пришлось укрываться от Надиршаха в неприступных горных местах. После гибели Надиршаха власть на территории северо-восточной части современной Азербайджанской Республики захватил Гусейн-Али-хан (1747-1758), резиденцией которого стал сначала город Худат, а затем - Куба. Тогда же Гусейн-Али-хан разрешил евреям селиться на противоположном от Кубы берегу реки Кудиалчай. Со временем там образовалась обширная Еврейская Слобода, которая при советской власти была переименована в Красную Слободу. Первоначально ее население составляли выходцы из близлежащих селений - Кулькат, Кусары, Рустов, причем кулькатцы и кусаринцы создали в Слободе свои особые кварталы. Позднее переселенцами из Дагестана и Гиляна были основаны в Слободе свои особые кварталы - соответственно Карчеи и Гилеки.

Переселение в XVIII веке гилянских евреев на Восточный Кавказ составило третью волну миграций иранских евреев на территорию современных Азербайджанской Республики и Дагестана. Сами горские евреи называли новых переселенцев гилеки, то есть «гилянцы, выходцы из Гиляна» (Гилян - иранская область, примыкающая к юго-западному углу Каспийского моря). Именно поэтому основанный ими в Слободе квартал именуется «Гилеки». В тот же период многие из гилянских евреев осели в Шемахинском ханстве, называвшемся также Ширванским, и поэтому горские евреи стали именовать их ширвони «ширванец, житель Ширвана». К началу XIX века значительное число ширванских евреев переселилось в другие ханства - Шекинское, Дербентское, Кюринское. Тогда же ими была основана и первая известная еврейская община города Баку.

В XVIII веке небольшое число горских евреев жило и в самой Кубе, но после убийства там в 1777 году еврейского предпринимателя все они переселились в Еврейскую Слободу. По преданию, евреи, покидая Кубу, разобрали свою синагогу по камням и построили из них новую - в основанном ими в Слободе квартале Мизрахи «Восточный». В последующем Еврейская Слобода играла важную роль в консолидации восточно-кавказских евреев в единую общность, которая позднее, уже после вхождения Восточного Кавказа в состав Российской империи, получит наименование горских евреев.

На территории современного Дагестана важную роль в этнической консолидации горских евреев играл Дербент, а позднее также Темир-Хан-Шура и Петровск.

В начале XIX века еврейское население в Дагестане было сосредоточено в основном в сельской местности. В Табасаране еврейские кварталы имелись в селениях Джаррах, Хели-Пенджик, Карчаг и Гимейди, а селение Селах являлось чисто еврейским. В Кюре еврейские кварталы имелись в селениях Имам-кули-кент, Мамрач, Хош-Мемзиль, Араг, Ханджалкала, в Кайтаге - Маджалис и Янгикент, в Тарковском владении - Эндирей, Аксай, Костек и Тарки, в Дербентском владении - Рукель и Аглаби, а селения Абасава и Нюгди-Мюшкюр были чисто еврейскими.

Во время Кавказской войны горские евреи, жившие в селах Дагестана, укрывались в крепостях, занятых русскими войсками - преимущественно в Дербенте, а также в Дешлагаре, Темир-Хан-Шуре, Внезапной и др. Например, евреям, жившим в селении Эндирей, пришлось осесть в крепости Внезапной. В 1831 году они пережили штурм крепости войсками имама Гази-Магомеда. Когда атака была отбита, русская военная администрация разрешила горским евреям переселиться из Внезапной в Чечню - в селение Староюрт, откуда позднее они переселились в крепость Грозную. Тогда же несколько десятков горских евреев переселились из Внезапной в крепость Нальчик и основали там квартал, который получил название «Еврейская колонка» - от слова «колония», то есть «маленькая колония». И в это же время несколько десятков горских евреев осели в станице Усть-Джегутинской, которую горские евреи называли Джегонас. Позднее численность грозненской, нальчикской и джегонасской общин постоянно росла за счет притока евреев из Дагестана.

Как уже было сказано, дербентские евреи во время восточно-кавказских походов Надиршаха покинули город. Новая дербентская община возникла в 1800 году, когда селение Абасава подверглось нападению Сурхай-хана Казикумухского. Многие жители селения были убиты, многие - уведены в плен. Оставшиеся по приказу Шихали-хана, хана Кубинского и Дербентского были переселены в Дербент под защиту городских стен.

В годы Кавказской войны еврейский квартал Дербента оказался перенаселенным из-за притока нескольких тысяч беженцев-евреев из горных районов. В 1831 году во время похода имама Гази-Магомеда в Южный Дагестан воинами имама был разрушен ряд сел, в том числе и еврейское селение Селах.

Только после окончания Кавказской войны горские евреи, укрывавшиеся в Дербенте, смогли вернуться в свои села, правда, многие из них осели в Дербенте. Приток еврейского населения из сельской местности в Дербент продолжался и в последующий период, так что к началу XX века там проживало уже более 3 тысяч горских евреев. Еврейский квартал города оказался настолько перенаселенным, что городские власти были вынуждены выделить участок под новый квартал, получивший название Еврейская Слободка. Позднее за северной городской стеной возник еще один еврейский квартал - Кафари.

Кавказская война привела к значительным изменениям и в географии расселения горских евреев Кайтага. Многие из них после окончания войны переселились в Дербент, другие - в кумыкские села (Ташкеча, Костек, Карабудахкент, Бойнак, Тарки, Эрпели, Казиюрт, Дургели, Хасавюрт, Аксай и др.), а также в некоторые аварские села (Дженгутай, Чиркей и др.). Тогда же сформировалась и довольно многочисленная горско-еврейская община Темир-Хан-Шуры и Петровска. Таким образом, к началу XX века приблизительно половина горских евреев являлась уже городскими жителями, причем основными городами их оседания стали Баку, Дербент, Темир-Хан-Шура, Петровск, Грозный и Нальчик.

До подчинения Кавказа Россией горские евреи поддерживали самые тесные связи с иранскими евреями - торговые, культурные. В частности, из Ирана приглашали раввинов, а свою молодежь, желавшую получить религиозное образование, посылали учиться в Иран. После окончания Кавказской войны горско-еврейские раввины стали получать образование в религиозных учебных заведениях Литвы и Украины. В этот период начинается процесс модернизации жизни горских евреев. Этот процесс значительно ускорился с установлением советского строя. Атеистические кампании, расправы над старой горско-еврейской элитой и формирование новой привели к существенным изменениям в этническом самосознании народа, что проявилось, в частности, в возникновении и укоренении татского мифа.

Игорь Семенов,
доктор исторических наук

Оффлайн Михаил Ночевной

  • Сообщений: 2117
  • Страна: ru
  • Рейтинг +173/-12
  • Y-ДНК: G2a2 (L1264+)
  • мтДНК: U5a1
Re: Этногенез горских евреев
« Ответ #47 : 11 Март 2012, 12:28:07 »
Да днк-тестирование давно бы поставила все точки над И.
Здесь на форуме был представитель горских евреев, но он куда то пропал.

Оффлайн Михаил Ночевной

  • Сообщений: 2117
  • Страна: ru
  • Рейтинг +173/-12
  • Y-ДНК: G2a2 (L1264+)
  • мтДНК: U5a1
Re: Этногенез горских евреев
« Ответ #48 : 04 Июль 2012, 05:44:39 »
При переписи населения 2010г. в РФ нашли всего 762 горских еврея, что если не ошибаюсь в два раза меньше чем в 2002г. такими темпами скоро их не останется на территории РФ.

Оффлайн arzawa

  • Сообщений: 256
  • Страна: us
  • Рейтинг +18/-4
  • Y-ДНК: J-M267
  • мтДНК: J2b1
Re: Этногенез горских евреев
« Ответ #49 : 21 Июль 2012, 06:01:05 »
Несколько дополнений и возражений:

1. Язык горских евреев не является "еврейским" языком, так как семитизмов в нем на много меньше чем в других "еврейских" языках. Основная масса семитизмов это те же самые заимствования, которые есть и в персидском языке. Небольшая часть религиозной лексики имеет западносемитское происхождение, такая же видимо, часть имеет восточносемитское происхождение. Некоторые слова имеют явно мусульманское происхождение как то "нумаз" - синагога, "хором" - харам (некошерное, запрещенное к употреблению).

Самое интересное, что из двух или даже трех ветвей татского языка, только северотатский (язык дагестанских татов и горских евреев) является самым архаичным. Южнотатское наречие отличается инновациями. То есть, судя по языку и по ареалу первичного расселения г.-е. в Табасаране, можно сказать, что расселение татоязычного населения шло именно от туда. Из того, что известно, дагестанские таты, в массе своей происходят от горских евреев. Основная масса азербайджанцев Южного Дагестана это таты, отказавшиеся от татского языка из-за того, что их путали с горскими евреями. Отказ от языка происходил в разное время вплоть до наших дней. Самый известный случай, когда жители селения Рукель мусульманского исповедания на сельском сходе постановили в быту говорить на тюркском языке, что бы их не путали с односельчанами-иудеями. Путали их очень сильно, так что даже в наше время в Дагестане говорили на татов "горский еврей - мусульманин".

Подчеркну еще раз: так как это у горских евреев татский язык архаичен а не у татов, то отсюда вывод, что распространение татского языка шло от горских евреев. Сравните: другие "еврейские" языки отличаются инновациями по отношению к "материнскому" языку. Здесь же "еврейский" язык архаичен изначально.

2. Язык горских евреев не является диалектом "среднеперсидского". Это грубое утрирование. Это самостоятельный язык, очень далеко отошедший от среднеперсидского. С самого начала изучения татского языка были предположения, что этот язык относится к каспийской группе: табаристанский (мазандеранский) и гилянский. Однако точка зрения, что это "диалект" среднеперсидского возобладала, с оговорками, что есть влияние каспийских.

3. В сегодняшнем татском языке есть древний пласт, который сравнивают со среднеперсидским и с мазандеранским и последующие наслоения персидской лексики разных эпох. Так как область расселения татов была частью Ирана вплоть до 18 века, то язык делопроизводства и военной верхушки наложил сильный отпечаток на татский язык. В нем появились заимствования целых выражений из персидского, что и давало повод некоторым исследователям говорить, что татский язык это диалект персидского, произносимого семитскими звуками.

4. "Семитские звуки". Ранние исследователи считали их именно такими. позже выдвигались робкие догадки, что это кавказские звуки. Так как эти звуки произносят как мусульмане так и иудеи, то на этом вопросе сильно не акцентировались. По некоторой информации, гортанные (семитские) звуки отсутствуют в произношении татов-христиан.

5. Как я уже упомянул, древнейший ареал расселения татов и гор.евреев это Табасаран. Думаю, что здесь происходила древняя метисация татского населения и лезгинских племен. Результатом этого и стало появление табасаранского народа и языка. Кстати, слова "мать" и "отец" в татском из табасаранского языка.
« Последнее редактирование: 22 Июль 2012, 05:47:59 от arzawa »

Оффлайн arzawa

  • Сообщений: 256
  • Страна: us
  • Рейтинг +18/-4
  • Y-ДНК: J-M267
  • мтДНК: J2b1
Re: Этногенез горских евреев
« Ответ #50 : 21 Июль 2012, 06:07:21 »
Цитировать
По своей религиозной ориентации горские евреи являются раббанитами. В 19 веке их пытался разуверить в этом известный караимский коллекционер Авраам Фиркович. Во время своего путешествия по Дагестану он якобы обнаружил два документа, свидетельствующие о караимском прошлом горских евреев. Однако известный востоковед Авраам Гаркави показал, что эти документы являются подложными и были сфабрикованы самим А.Фирковичем.
 
Ориентация горских евреев на раббанитскую традицию в далеком прошлом была несколько условной, так как они далеко не всегда имели возможность приглашать к себе хорошо образованных раввинов. Иногда это приводило к некоторым отклонениям от талмудических норм и даже к заимствованиям у дагестанских народов некоторых языческих представлений и связанных с этим языческих обрядов. Некоторые из этих представлений были вынесены предками горских евреев еще из Ирана. Об этом свидетельствуют иранские и смешанные ирано-арамейские названия некоторых видимых и невидимых существ, таких как дедей-ол, сер-ови, нум-негир и другие. Представления о других существах были заимствованы горскими евреями у своих соседей-кавказцев. Большинство из этих представлений уже давно изжиты, но их описание сохранилось в книге горско-еврейского этнографа Ильи Анисимова.
 
Так, дедей-ол - это женщина, живущая в лесу и скрывающая свое тело длинными пышными волосами. Она принимает обличье кого-либо из близких роженицы, проникает в ее дом и, вынув у нее легкие и сердце, устремляется в лес. Там она поедает свою добычу, а роженица между тем умирает. По другим данным, дедей-ол жила в реке и заманивала в воду беременных женщин.
 
У дагестанцев горские евреи заимствовали представление о семиглавом Ождохое-мар (змей Аждаха). Он оберегает младенцев от злых духов, защищает своих хозяев от чужаков, предсказывает хозяину будущее, и так же, как и дагестанцы, горские евреи подкармливали этого змея молоком с медом.
 
У дагестанцев же горские евреи заимствовали и обряд вызывания дождя посредством волочения специальных камней, впрочем, кайтагские евреи использовали для этой цели каменные надгробия своих предков: камень перетаскивали к берегу реки, там его ополаскивали водой и затем возвращали на прежнее место. Для вызывания дождя кайтагские евреи пользовались и другим способом: у надгробия очень почитаемого раввина вырывали лунку и заливали в нее воду. Какой из этих способов был эффективней, теперь уже сказать трудно.
 
Все эти поверья и связанные с ними обряды были распространены в основном в сельской местности, а в городах, где раввины, как правило, были лучше образованы, участие евреев в разного рода языческих магических действиях пресекалось.
 
Наконец, можно сказать и том, что у горских евреев помимо принятых у всех евреев праздников, имеется еще один дополнительный, Шагмей весал (“Весенний костер”). Судя по всему он так же был заимствован еще в Иране, но никакого отношения к древней религии персов, зороастризму не имел. Его празднование заключалось в разжигании костров во дворах и на улицах и перепрыгивании через пламя. Подобный праздничный обряд - как языческий пережиток - бытует у всех дагестанских народов и у всех этнических групп Республики Азербайджан, но интересно то, что дата празднования Шагмей весал не совпадает со временем соответствующих праздников у соседних мусульманских народов и прочно привязан к еврейскому календарю (за две недели до Песаха), тогда как у мусульман - к солнечному календарю. В городах, где жили евреи празднование Шагмей весал, так же как и исполнение других языческих обрядов пресекалось раввинами.
« Последнее редактирование: 21 Июль 2012, 06:28:23 от arzawa »

Оффлайн arzawa

  • Сообщений: 256
  • Страна: us
  • Рейтинг +18/-4
  • Y-ДНК: J-M267
  • мтДНК: J2b1
Re: Этногенез горских евреев
« Ответ #51 : 21 Июль 2012, 06:18:21 »
Цитировать
Приводимая нами номенклатура мифологических персонажей горских евреев в основном взята из труда И.Ш.Анисимова "Кавказские евреи-горцы", публикаций И.Г.Семенова и некоторых других авторов.
 Вероятно, как и у других народов мира, наиболее древними богами горских евреев были персонифицируемые небесные светила и атмосферные явления. Однако информацией на этот счет мы не располагаем. В соответствии с нашей классификацией наиболее крупным отраслевым божеством следует, вероятно, признать Идора - "властителя растительного царства", в честь которого перед началом весны существовал праздник Шев-Идор, т.е. ночь Идора.
 На наш взгляд, являются персонификациями времен года мифологические персонажи Гудур-Бой и Кесен-Бой, которые, по сведениям И.Ш.Анисимова, "относятся к божествам осени и зимы". В честь них также устраивалось в ноябре празднество, в котором участвовали юноши.
 В обрядах метеорологической магии горских евреев встречается божество Гогиль, которое упоминается девушками в песне обряда вызывания солнца. Ему также был посвящен одноименный праздник.
 Благодетельным к людям является соединяющий "личности Ильи пророка с богом богатства" "добрый дух" Илеh-Нови, показывающийся людям в ночь с субботы на воскресенье в виде бедно одетого гостя или белого духа с огромной бородой. Принявшего и накормившего Илеhа-Нови в качестве гостя ожидает богатство. Если его пригласят на свадебный пир, то жизнь новобрачных будет счастлива. Аналогичные мифологические сюжеты об исламских святых Хидир-Неби и Лукман-гьакиме, которые под видом гостя приносят в дом благополучие и достаток и отводят беду, распространены у лезгин и табасаранцев.
 На наш взгляд, персонификациями божеств продуцирования и покровительствующих семье и браку у горских евреев Дагестана выступали ряженые думбой, сопровождавшие канатоходцев "пехливончи" во время представлений на свадьбах и других общественных мероприятиях. У кумыков также определенную роль на свадьбах и в дни новогоднего весеннего праздника Навруз играли ряженые - "доммай". Присутствовали ряженые на календарных, аграрных, общественных, семейных праздниках и обрядах и у других народов Дагестана.
 Амбивалентное, принадлежащее "переменно к добрым и злым" "божество Нум-Негир", по определению И.Ш.Анисимова, - "покровитель путников и семейного плодородия". Обращают на себя внимание зооморфная ипостась, модусы появления и исчезновения этого персонажа: "Оно является человеку в виде белой каменной куницы, которая проносится мимо с быстротою молнии и исчезает моментально из вида, не дав ему опомниться". Его появление и прохождение меж ног человека - предвестник беды, горя, семейных несчастий и болезней новорожденных, которых, согласно традиции, "держит" (душит) Нум-Негир за грехи родителей". В соответствии с интерпретацией И.Г.Семенова, помимо представления горских евреев о том, что "Нум-негир душит ребенка", слово (имя) "нум-негир" имеет и другое значение и перевод - "тот, чье имя нельзя произносить". Здесь налицо табуация имени мифологического персонажа, встречающегося довольно часто в мировых мифологиях.
 По мнению И.Г.Семенова, персонаж Нум-негир - "реликт культуры средневековых восточнокавказских племен".
 Домовая змея Ождеhoje-мар, неправильно названная И.Ш.Анисимовым "домовым", - доброе божество, безвредное и покровительствующее семье. В мифологизированном сознании представлялась в виде семиглавой змеи, местом обитания которой были подпол и фундамент жилища или же потолок и стена. Она была невидима для людей. Ее не трогали и не убивали. Верующие клали домовой змее чашку меда как жертвоприношение. Вера в домовых змей была присуща и другим народам Дагестана.
 Информация о таком демонологическом персонаже горских евреев, как домовой, крайне скудна. Известно лишь то, что он выступал под наименованием Хюрсек, мог иметь облик летающего бородатого мужчины, а его появление среди людей сулило удачу. Представления о домовом, душащем человека во время сна, владеющем чудесными предметами, имелись и у других народов Дагестана.
 Имеющий широкие аналогии и параллели в мифологических системах народов Дагестана водяной Сер-ови (СергIови) ("Глава воды") у горских евреев является в антропоморфной ("имеет образ воздушной девы, белой, как снег") и аморфной ("В темную ночь Сер-ови преобразовывается и расстилается над водой в виде черного тумана") ипостасях. Наряду с благодетельными ("сидит над фонтаном и охраняет воды, чтобы люди не бросали в них нечистоты") предпринимает и злокозненные действия ("иногда же Сер-ови манит молодых людей и топит их в воде, а стариков не трогает"). Оберегом от него служили стальные предметы и, в частности, носимые на большом пальце булатные кольца.
 Обращают на себя внимание полиморфизм, амбивалентность и андрогенная природа этого сложного синкретического персонажа: несмотря на то, что водяной Сер-ови ("Глава воды") мыслился в мужском облике, он имел "образ воздушной девы". Вероятно, неустойчивая или паритетная половая принадлежность этого образа опосредствованно отражает трансформацию гендерных ролей мифологических персонажей эпохи распада первобытного общества и перехода к раннеклассовому обществу. "Надо полагать, что представления о СергIови представляют собой наиболее архаичный слой горскоеврейской демонологии и, скорее всего, были заимствованы у народов Ирана", - отмечает И.Г.Семенов.
 Однозначно враждебными человеку были демоны-антагонисты беременных и рожениц. В последние три месяца перед родами беременная женщина должна была опасаться мифического существа Вечехур ("Съедающий птенца"), которое по народным представлениям было способно похитить ребенка из утробы матери во время ее сна.
Аналогичные персонажи, крадущие плод из утробы матери, имелись в религиозных верованиях и других народов Дагестана. Представления о существах (фейри), крадущих младенцев у матерей, имелись и в фольклоре народов Западной Европы.
 Демоном-антагонистом беременных и рожениц была Дедей-Ол ("Мать Ол"). Она имела облик страшной женщины, одетой во все белое, с длинными волосами. Обитала по берегам рек. Ее заставали там выполаскивающей внутренности рожениц, которыми демон завладевал обманом, явившись в образе близкой родственницы в тот момент, когда беременная оставалась в комнате одна. Знаком ее пребывания служило большое кровавое пятно в виде ладони и пальцев, которое она оставляла над дверью. Демон боялся обнаженного кинжала. Приобрести власть над Дедей-Ол можно было, отрезав у нее косу. Люди боялись проклятия Дедей-Ол, так как у проклинаемого человека впоследствии умирали все родные.
 Вера в злого демона-антагониста беременных и рожениц бытовала у дагестанских и у других народов мира. Чаще всего этот персонаж известен как демон Ал (Ал баб, Ал анасы, Албасты). Как считают исследователи, в основе образа Ал лежит появившийся не без переднеазиатского влияния культ Богини матери, широко распространенный в среде раннеземледельческих племен и известный также и древним земледельцам Дагестана. По мнению В.М.Котович, в образе демона Ал до нас дошел "прошедший долгую эволюцию и значительно трансформированный образ Великой Матери".
 Замыкает демонологию горских евреев "злой", "нечистый дух" Шеhаду - глава нечистой силы, обитающей во враждебном человеку потустороннем мире.
 Таким образом, как это видно из представленного материала, можно отметить сравнительное отраслевое многообразие и разветвленность иерархической структуры дошедших до нашего времени языческих мифологических персонажей горских евреев Дагестана. Изучение их показало, что они сформировались в различные исторические эпохи и испытали влияние мифологических систем иранских, тюркских и северокавказских народов.
 
« Последнее редактирование: 21 Июль 2012, 06:29:15 от arzawa »

Оффлайн arzawa

  • Сообщений: 256
  • Страна: us
  • Рейтинг +18/-4
  • Y-ДНК: J-M267
  • мтДНК: J2b1
Re: Этногенез горских евреев
« Ответ #52 : 21 Июль 2012, 06:27:15 »
Цитировать

Помню в детстве, в одной из книг прочитал приблизительно следующее: По легендам местных жителей Дербент построил Александр Македонский (Искандер Зулькарнейн). Но они конечно ошибаются, так как Александр здесь никогда не был.
 
А.Олеарий:
 Как не только о том сообщают все писатели, но как жители и теперь еще сообщают, город построен Искандером, или Александром Великим. Им воздвигнуты, однако, лишь замок и одна стена, а именно южная, между тем как другая, по эту сторону, к северу, была, по словам жителей, построена их древним достохвальным царем Науширваном.

А где был Александр? Был он в рай оне Южного Каспия, там где находились Табаристан, горы Эльбурс и область Гурган – страна волков.
 
Что мы имеем на Северном Кавказе? Мы имеем Табасаран, населенный татоязычными г.-евреями, который часто путали с Табаристаном и иногда писали как Табарсаран, гору Эльбрус, которую часто называли Эльбурс и путали с горами на юге Каспия, и мы имеем страну Барсилию на территории сегодняшних Чечни И Дагестана, как минимум. Странные совпадения, не правда ли?
 
Адам Олеарий:
 Эльбурс — это часть Кавказа, граничащая с Грузией в сторону области Табессеран; с вышеозначенных гор ее очень хорошо видно. На этом Эльбурсе раньше персы держали свой негасимый огонь и поклонялись ему; теперь же подобные огни и их поклонники (как сообщают Teixera и другие на основании его) не только вокруг [Р]ешта, но во всей Персии уже не встречаются
 

В этом отрывке ясно проступает путаница у автора, который пишет, что Эльбурс находится на Кавказе, но тут же упоминает [R]ешт [?], находящийся на южном берегу Каспия.
 
Что же такое Эльбрус? Давайте посмотрим.
 
Минги-Тау — вечная гора (карачаево-балкарское).
 Ельбурус — направляющий ветра (ногайское).
 Асхартау — снежная гора асов (кумыкское).
 Джин-падишах — царь горных духов (тюркское).
 Альбар (Альборс) — высокий; высокая гора (иранское).
 Ялбуз — грива снега (грузинское).
 Ошхамахо — гора счастья (кабардинское).
 Урюшглюмос — гора дня.
 Кускамафь — гора, приносящая счастье.
 Шат, Шат-гора

- По одной из версий название происходит из иранского Айтибарес — «высокая Гора», более вероятно — иранское «сверкающий, блестящий» (как и Эльбурс в Иране). Грузинское название Ялбуз — от тюркского ял — «буря» и буз — «лёд». Армянское Альберис — вероятно, фонетический вариант грузинского названия, однако не исключена возможность связи с общеиндоевропейской основой, к которой восходит топоним «Альпы».


- Cлово “Эльбрус” тюркского происхождения и трактуется примерно так: “гора, вокруг которой крутятся облака”.



А вот что такое Эльбурс:
 
- горы на С. Ирана, обрамляют южное побережье Каспийского моря. Смыкаются с Талышскими горами на З. и с Нишапурскими горами на В., образуя северную окраину Иранского нагорья. Длина около 900 км. Состоят из нескольких параллельных хребтов высотой 2000—3500 м, сложенных главным образом известняками и песчаниками. Над гребнем возвышается потухший вулкан Демавенд (высота 5604 м — высшая точка Ирана), сложенный андезитовыми лавами и увенчанный ледниками. Э. прорезан сквозным ущельем р. Сефидруд. На северных склонах, получающих до 2000 мм осадков в год, — широколиственные леса гирканского типа

Мне кажется, что здесь как раз и скрыто то слово, которое в иранских языках означало леопарда, а в кавказских волка и от которого и происходит название страны Барсилия – это именно “барс”. Здесь на Кавказе родился миф о Прометее, укравшем огонь у богов. Здесь, как пишет Олеарий находился тот самый негасимый огонь древних иранцев. Именно сюда стремились нацисты, в память о древнем арийском мифе.
 
Но называли ли Барсилию Гурганом? Я могу утверждать, что да, называли, И Гурган это И есть Дагестан и Чечня. Сохранился документ, где Барсилия названа Гурганом. Это так называемый Кембриджский документ, или по другому Письмо хазарского еврея.
 
- Гиркания - в древности название местности вдоль юго-восточного берега Каспийского моря, нынешние персидские провинции Мазендеран и Астрабад. При Дарии I Г. была соединена сМидией; впоследствии вместе с Парфией образовала отдельную сатрапию. Александр Македонский без усилий покорил эту страну, завладев главным ее городом Задракартой (вероятно, нынешний Астрабад). Обитатели Г. в древности были кочевниками. По Г. в древности Каспийское море называлось Гирканским.
 
- Горга́н или Гиркания (перс. گرگان «Земля Волка») — город в Иране, столица провинции Голестан. Горган находится на севере страны, на побережье Каспийского моря, приблизительно в 400 км от Тегерана.
 В древности город был известен как Гиркания или Хиркана; в более позднее время также назывался Астрабадом или Астерабадом (до 1937), также назывался Тапаристан или Табаристан.
 
Теперь сам Кембриджский документ:
 
[…] Вот сообщаю я моему господину: имя нашей страны, как мы нашли (это) в книгах, Ар-к-нус […]
 
Комментарий Коковцева:
 
Ar-q-nus. В основе своеобразного и ни в одном из известных источников о хазарах не встречающегося мнения нашего автора лежит, кажется, легендарный рассказ "Книги Иосиппон" (VI, 56; С. 872 в изд. Брейтхаупта) о народе Urqanus, который жил по соседству с аланами, запертыми в горах Александром Великим, и, когда этим последним угрожала голодная смерть, выпустил их по их просьбе из заключения. По всей вероятности, это самое имя, но в орфографии Aliqanus, мы имеем в другом месте той же "Книги Иосиппон" (1, 1; С. 3 у Брейтхаупта), где перечисляются разные народы, происходящие от библейского народа Тогармы (Быт. 10, 3), как-то: хазары, печенеги, болгары, турки и т.д. (ср.: Гаркави. Сказания евр. писателей о хазарах. С. 47 сл., 75, где сообщаются некоторые попытки разгадать имя Aliqanus; по Гаркави, может быть, искажение слова "Allanus", т.е. аланы), но, к сожалению, вне связи с именем народа Drq.inus. Так как весь упомянутый рассказ "Книги Иосиппон" о народе Urqanus, освободившем запертых Александром Великим аланов, восходит в конце концов к известному указанию Иосифа Флавия (Bell. Jud. VII. 7. 4 = 244-246) о том, что по уговору аланов, желавших произвести хищнический набег на Мидию, царь гирканцев, повелитель прохода, который Александр Великий запер железными воротами, открыл его им для прохода и они могли вторгнуться в Мидию, то и загадочное имя Urqanus представляет не что иное, как, по всей вероятности, простую передачу греко-латинского названия древней прикаспийской области Гиркании (Hyrcania) или, вернее, имени народа гирканцев (Hyrcani), чем объясняется и появление s в конце имени Urqanus (вместо ожидаемого Urqania). Такое объяснение избавляет от необходимости прибегать к сделанной мною прежде (Новый еврейский документ о хазарах. С. 15) более искусственной догадке, что в названии Urqanus (resp. Arq-nus) скрывается искаженная транскрипция греческого слова "север".
 
Так что права древняя дербентская легенда об основании их города Александром Великим.
 

Оффлайн arzawa

  • Сообщений: 256
  • Страна: us
  • Рейтинг +18/-4
  • Y-ДНК: J-M267
  • мтДНК: J2b1
Re: Этногенез горских евреев
« Ответ #53 : 21 Июль 2012, 06:31:49 »
Цитировать
Неожиданное подтверждение моих догадок об южно-каспийском происхождении татов и горских евреев и их языка я нашел здесь История Ширвана и Аль-Баба
 
Вот выдержки:
 
Возможно, что уже при Ахеменидах предпринимались некоторые меры для защиты Кавказских проходов от набегов с севера, но память об укреплении самых важных из них, а именно Дербенда (по-армянски Чор, по-арабски иногда ас-Сул, но обычно ал-Баб) и ряда “ворот” (т. е. укрепленных проходов), традиционно связывается с именами сасанидских царей [31] Кавата (по-арабски Кубад б. Фируз, 488 — 531 гг.) и его знаменитого сына Хосрова (Кисра) Ануширвана (531 — 79 гг.). [...] Помимо средств военной техники, Сасаниды старались укрепить свою северную границу, организуя вассальные владения местных князьков и поселяя вблизи перевалов значительные колонии своих собственных подданных, главным образом из каспийских областей. Титулы Табарсаран-шах, Хурсан-шах, Вардан-шах (Любопытно, что дед Мардавиджа, основателя династии Зийаридов и гилянца родом, носил имя, или титул, Вардан-шах, что указывает на существование рода или семьи Вардан), Вахрарзан(?)-шах (Об этом основном титуле аварского “Властителя трона” (сахиб ал-сарир) см. ниже, стр. 132) и т. д., упоминаемые мусульманскими историками (ср. Баладзури, стр. 207), принадлежат первому классу местных вассалов, хотя даже и в этом случае некоторые племенные названия могут относиться не к местным жителям, а к главарям пришельцев, навязанным населению сверху. Один из источников Йакута (I, стр. 438) отмечает, что стража проходов получала вознаграждение и состояла “из людей, переселенных из разных стран, и из надежных лиц”.
 
Для обозначения этих переселенцев арабы пользуются каким-то иранским термином, который в рукописях очень искажен. [...] Маркварт предложил восстановить эти явно искаженные формы как (***) (*сибасиджа), что должно представлять множественное число от среднеперсидского спасиг (по Маркварту: Dienstleute 'служилые люди', но лучше просто 'сторожа'). [...]
 
Присутствие иранских поселенцев в Закавказье, особенно [32] поблизости от горных проходов . [...] Согласно И. Хурдад-биху, “ворота (абваб) — это входы в ущелья (ши'аб) горы Кабк (Кавказ)”. Ибн ал-Факих говорит, что “ворота” так назывались потому, что они построены у горных проходов и что от Дербенда до ворот Алан, находившихся в горах, имелось 360 замков (?)), должно было сыграть важную роль в поглощении и вытеснении местных жителей. Такие названия, как Шарван (позднее Ширван), Лайзан, Байлакан и т. д., заставляют думать, что иранская иммиграция происходила главным образом с южного побережья Каспия. Основным поставщиком человеческой силы был, по-видимому, Дейлем [Горный Гилян]. Эта область, многократно упоминаемая древними писателями (См. Marquart, Eransahr, стр. 126), лежала к югу от Гиляна, и, хотя эти две области принадлежали к бассейну той же реки Сефид-Руд, границей между ними служила часть горной цепи Эльбурз. Почва и ресурсы горного Дейлема были гораздо беднее, чем в субтропическом Гиляне, лежащем на побережье Каспия, но преимуществом Дейлема был здоровый климат и крепкое воинственное население, охотно искавшее выхода своей энергии в других местах (С большим выселением из Дейлема было, по-видимому, связано появление в Западном Курдистане племен заза, которые сами себя называют димлэ, что, по мнению проф. Андрэас, является производным от Дейлем).
 
При Сасанидах и арабах Дейлем удерживал свою независимость, а в X в. н. э. вышедшие из него дружины, под предводительством своих главарей захватили не только весь Центральный и Южный Иран, но даже и часть Месопотамии, включая столицу халифа Багдад (В моей работе (см. V. Minorsky, La domination des Dailamites, Paris, 1932) я назвал время правления династии дейлемцев Бундов (932 — 1055 гг. н. э.) “иранской передышкой” между арабским и сельджукским завоеваниями. См. V. Minorsky, Daylam, — “Энциклопедия ислама”, изд. 2). Для существования гиляно-дейлемских поселений на южных отрогах Кавказа особенно показательно название древнего княжества Лайзан (вернее — Ла'изан), соответствующего нынешнему Лахиджу. Оно определенно связано с гилянским Лахиджаном. В иранских диалектах для обозначения происхождения часто употребляются суффиксы -зи, -из, чередующиеся с -джи, -идж и т. д. На Кавказе особенно характерно развитие старого названия Грузии: (***) гур-з в более позднее (***) гур-дж. Таков же параллелизм Ла-из-ан арабских времен с современным Лахидж. В разных местах Персии и Закавказья сохранился ряд пунктов с аналогичными названиями, которые [33] указывают на связь их основателей с областью гилянского Лахиджана. Небольшой округ Лахиджан в мукрийском Курдистане находится близко к перевалу через цепь Загроса, откуда дейлемцы совершали набеги на жителей Месопотамии (G. Hoffman, Auszuge aus syrischen Akten persischer Martyrer, 1880, стр. 245. — Другие местности, связанные с Лахиджаном, перечислены в моей статье (см. V. Minorsky, Lahidjan, — “Энциклопедия ислама”), К ним можно добавить деревню Лахи к северу от горы Савалан и две деревни Лаидж в Закатальском округе).
 
Что касается связи ширванского Лахиджа с Гиляном, то поразительным свидетельством в этом отношении является название близстоящей горы Нияль (упомянутой еще в X в. в Худуд ал-Алам, § 36, № 38, в пределах Лайзана!), напоминающее имя горы около гилянского Лахиджана. Известно, что переселенцы часто переносят в новую обстановку географические названия старой родины. Так, туркмены, передвинувшиеся далеко на запад, принесли с собой название Балкан, заимствованное от горы Балхан, поныне известной под этим именем на восточном берегу Каспия.
 
Обращает на себя внимание и название селения Белакани Закатальского округа, несомненно, тождественное с именем древнего города *Байлакан (Бёл-акан) в Мильской степи. Элемент -акан этих имен является обычным иранским суффиксом обозначения местностей, который еще живет в армянском языке (см. Ленинакан). Название это встречается и в других местах (см. Ибн Хурдадбих, стр. 121) на пути из Дайнавара в Марагу. Значение названия, должно быть, “место (племени или рода) Бель”. Очень вероятно, что это племя, рассеившееся до подножия Кавказского хребта, было также гилянского происхождения, так как в окрестности Решта в Худуд ал-Алам (§ 32, № 35) и у Мукаддаси (стр. 373) упоминается город (***) Бейл(а)ман //Белман, что означает “жилище (племени или рода) Бел” (Около 460 — 64 гг. Х./1097 — 1101 керманское духовенство выступило против еретика (шиита?), которого звали (***) “братец Белиман”. В эти времена Керман еще был полон дейлемцев, и возможно, что Кака Б.лиман имел отношение к гилянскому Байлману. См. Тарих-и Афдал, изд. М. Байани (Б.лиман вместо Байламан, вероятно, появилось в результате перестановки и по ошибке переписчика)).
 
Несколько более трудностей представляет еще объяснение имени Ширван, по крайней мере, в первой его части. Конечный элемент -вин, очевидно, иранского происхождения, означает “место” (ср. армян, -аван) (См. Henning, BSOAS, 1952, XIV/3, стр. 520). В особенности это подтверждается наличием на ширванской реке Ax-Су двух [34]
 
деревень Гурджи-ван и Курди-ван, несомненно, указывающих на существование здесь старых поселений грузин и курдов, из которых последние могли быть остатком от времен ганджинских Шаддадидов (см. ниже § § 19, 21, 40 и т. д.). Здесь уместно также напомнить название города Нахичевань.
 
Более сложно объяснение начала имени Ширван. Мы сгруппируем здесь следующие факты.
 
1. У древних авторов Ширван не упоминается, и это название становится известным лишь в эпоху Сасанидов. Баладзури (стр. 196) называет “Шарван-шаха” среди царьков,
 назначенных Хосровом Ануширваном в восточном Закавказье. И. Хурдадбих (стр. 17) возводит пожалование титула даже ко времени первого Сасанида Ардашира (224 — 41), но текст рукописи, где он перечисляет “шахов”, не вполне исправен.
 
2. Вообще говоря, форма Ширван утвердилась окончательно лишь в XVI в. при Сефевидах. Все старые арабские источники дают форму Шарван (***), которая подтверждается и грузинской хроникой (См.: Сам‘ани, “Gibb Memorial series”, л. 332, Йакут, III, стр. 282, а также Картлис Цховреба, Тбилиси, 1955, I, стр. 344. Ср. также статью С. Нафиси в “Армаган”, Фарвардин, 1327/1948, стр. 23 — 32). Особенно показателен каламбур местного поэта Хакани, который в оде, написанной вскоре после 1170г., говорит, что благодаря его покровителю Шарр-ван (“место зла”) стал Хаир-ван (“местом добра”) (См. Хакани, Диван, изд. Абд ар-Расули, стр. 275, изд. Саджжади, стр. 282).
 
3. Характерны, однако, и некоторые уклонения от принятой формы. В указанном месте И. Хурдадбих (стр. 17) приводит титул Ширийан-шах (вариант: Ширин) (Чтение Ширийан, если оно верно, ясно указывает на его этнический характер — “царь ширийцев”) в Азербайджане. Но более характерно, что в Худуд ал-Алам рядом стоят два варианта: лист 32а, строка 17, дает Шарван рядом с Ширвин-шах, а на листе 33б, строка 2, Шарван появляется в форме Ширван. Эти колbeeeeepия как бы указывают на то, что либо путем народной этимологии малопонятный Шарвин превратился в “место львов” (ширван), либо в основном произношении имелись фазные дилектальные формы.
 
4. Если бы возможность исконной формы Ширван была принята, то казалось бы соблазнительным и закавказское название связать с эмиграцией из Дейлема (Полной загадкой остается имя столицы Дейлема, которое дает Мукаддаси, а именно Б.рван. Во всяком случае любопытен конечный элемент -ван; чисто предположительно пока было бы считать начало имени: Б.р за искажение переписчиком формы Ш.р, Шир. Пока можно лишь держать это имя в памяти при поисках объяснения названия Ширван), где, по [35] свидетельству Худуд ал-Алам (гл. 32, § 34), существовал горный округ Шир. В связи с объяснениями ученого М. Казвини в его издании истории Джувейни (III, стр. 425) этот округ Шир-Кух (или Шира-Кух) лежал у слияния рек Аламут и Талакан. Уже Бируни (ал-Асар, стр. 38) приводит генеалогию дейлемских буидов, в которой среди их предков называется Ширан-шах. Родословная поддельна, но составлена из элементов, казавшихся вероятными, и таким образом подтверждает существование титула “царь широв”.
 
5. Наконец, что касается двух версий произношения, то можно указать, что Табари (III, стр. 1101), говоря о действиях Абдуллаха б. Хурдадбиха в Табаристане (в 201г.х./816), сообщает, что он завоевал “принадлежащие Дейлему Ширриз и Лариз”, которые я считаю за Шир и, вероятно, Лахиджан. В данном случае оба имени приведены с суффиксом, указывающим на происхождение: Ширр-из и Лар-из, как будто историк говорит, что Абдуллах “присоединил ширрцев и ларцев”. Последним осложнением остается разница в огласовках Шар, Шир, Ширр, но по поводу последней формы возможно указать, что арабы нередко затруднялись передавать иранское a и поэтому вместо Тaбриз писали Тибриз.
 
Каковы бы ни были мелкие затруднения, обычные при объяснении топонимики, я считаю, что и Ширван возможно причислить к числу имен, указывающих на связь ряда во-сточнозакавказских мест со старыми поселениями выходцев с южного побережья Каспия (Гиляна, Дейлема).
 
Представляется вероятным, что нынешние поселения ираноязычных татов у предгорий Кавказского хребта связаны с древними военными колониями, но этот вопрос нуждается в ряде дополнительных наблюдений по линии антропологии.
 
Надеюсь после этого уже никто не предложит превратить татский язык в персидский, а из татов сделать недо-персов.
 

Оффлайн Asmat headhunter

  • Биохимическая субстанция
  • Сообщений: 14451
  • Страна: id
  • Рейтинг +939/-34
  • И того казака те тунгусы пальмами тут искололи
Re: Этногенез горских евреев
« Ответ #54 : 21 Июль 2012, 09:21:06 »
С самого начала изучения татского языка были предположения, что этот язык относится к каспийской группе: табаристанский (мазандеранский) и гилянский. Однако точка зрения, что это "диалект" среднеперсидского возобладала, с оговорками, что есть влияние каспийских.

Второе мне кажется более правдоподобным, бо как-то не верю, что иранисты не могут определить, юго-западный или северо-западный перед ними. :)

Оффлайн Asmat headhunter

  • Биохимическая субстанция
  • Сообщений: 14451
  • Страна: id
  • Рейтинг +939/-34
  • И того казака те тунгусы пальмами тут искололи
Re: Этногенез горских евреев
« Ответ #55 : 21 Июль 2012, 09:27:26 »
Подчеркну еще раз: так как это у горских евреев татский язык архаичен а не у татов, то отсюда вывод, что распространение татского языка шло от горских евреев.

Какое-нибудь вытеснение архаики в рефугиум не в счёт?

Оффлайн Шад

  • Главный модератор
  • *****
  • Сообщений: 6334
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1330/-4
  • Ex oriente lux
  • Y-ДНК: Q-Y2750
  • мтДНК: J1c2z
Re: Этногенез горских евреев
« Ответ #56 : 23 Июль 2012, 22:13:09 »
Цитировать
По своей религиозной ориентации горские евреи являются раббанитами. В 19 веке их пытался разуверить в этом известный караимский коллекционер Авраам Фиркович. Во время своего путешествия по Дагестану он якобы обнаружил два документа, свидетельствующие о караимском прошлом горских евреев. Однако известный востоковед Авраам Гаркави показал, что эти документы являются подложными и были сфабрикованы самим А.Фирковичем.
 
Ориентация горских евреев на раббанитскую традицию в далеком прошлом была несколько условной, так как они далеко не всегда имели возможность приглашать к себе хорошо образованных раввинов. Иногда это приводило к некоторым отклонениям от талмудических норм и даже к заимствованиям у дагестанских народов некоторых языческих представлений и связанных с этим языческих обрядов. Некоторые из этих представлений были вынесены предками горских евреев еще из Ирана. Об этом свидетельствуют иранские и смешанные ирано-арамейские названия некоторых видимых и невидимых существ, таких как дедей-ол, сер-ови, нум-негир и другие. Представления о других существах были заимствованы горскими евреями у своих соседей-кавказцев. Большинство из этих представлений уже давно изжиты, но их описание сохранилось в книге горско-еврейского этнографа Ильи Анисимова.
 
Так, дедей-ол - это женщина, живущая в лесу и скрывающая свое тело длинными пышными волосами. Она принимает обличье кого-либо из близких роженицы, проникает в ее дом и, вынув у нее легкие и сердце, устремляется в лес. Там она поедает свою добычу, а роженица между тем умирает. По другим данным, дедей-ол жила в реке и заманивала в воду беременных женщин.
 
У дагестанцев горские евреи заимствовали представление о семиглавом Ождохое-мар (змей Аждаха). Он оберегает младенцев от злых духов, защищает своих хозяев от чужаков, предсказывает хозяину будущее, и так же, как и дагестанцы, горские евреи подкармливали этого змея молоком с медом.
 
У дагестанцев же горские евреи заимствовали и обряд вызывания дождя посредством волочения специальных камней, впрочем, кайтагские евреи использовали для этой цели каменные надгробия своих предков: камень перетаскивали к берегу реки, там его ополаскивали водой и затем возвращали на прежнее место. Для вызывания дождя кайтагские евреи пользовались и другим способом: у надгробия очень почитаемого раввина вырывали лунку и заливали в нее воду. Какой из этих способов был эффективней, теперь уже сказать трудно.
 
Все эти поверья и связанные с ними обряды были распространены в основном в сельской местности, а в городах, где раввины, как правило, были лучше образованы, участие евреев в разного рода языческих магических действиях пресекалось.
 
Наконец, можно сказать и том, что у горских евреев помимо принятых у всех евреев праздников, имеется еще один дополнительный, Шагмей весал (“Весенний костер”). Судя по всему он так же был заимствован еще в Иране, но никакого отношения к древней религии персов, зороастризму не имел. Его празднование заключалось в разжигании костров во дворах и на улицах и перепрыгивании через пламя. Подобный праздничный обряд - как языческий пережиток - бытует у всех дагестанских народов и у всех этнических групп Республики Азербайджан, но интересно то, что дата празднования Шагмей весал не совпадает со временем соответствующих праздников у соседних мусульманских народов и прочно привязан к еврейскому календарю (за две недели до Песаха), тогда как у мусульман - к солнечному календарю. В городах, где жили евреи празднование Шагмей весал, так же как и исполнение других языческих обрядов пресекалось раввинами.

Странно все это. Если посмотреть историю взаимодействия других еврейских общин с окружающим населением, то за редким исключением кроме караимов и фалашей мы не найдем ТАКОЙ степени интеграции обрядов и поверий местного населения в повседневну жизнь общины. Тем более, что праздники и народные поверья очень консервативный элемент культуры. И дело тут не в плохих раввинах в сельской местности:)
Возможно, что Фиркович был в чем-то прав. Только не в своей теории. А в том, что караизм у крымских караимов и иудаизм у горских евреев сформировался на местном этническом субстрате. От этого столько неортодоксальных элементов в культуре. С которыми все годы боролись правильные раввины.

Оффлайн Шад

  • Главный модератор
  • *****
  • Сообщений: 6334
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1330/-4
  • Ex oriente lux
  • Y-ДНК: Q-Y2750
  • мтДНК: J1c2z
Re: Этногенез горских евреев
« Ответ #57 : 23 Июль 2012, 22:19:37 »
Подчеркну еще раз: так как это у горских евреев татский язык архаичен а не у татов, то отсюда вывод, что распространение татского языка шло от горских евреев.

Какое-нибудь вытеснение архаики в рефугиум не в счёт?

Вполне возможно, что это тот же механизм, что и в ладино, в котором сохранились многие элементы старокастильского языка. Язык окружающего населения меняется, а заимствования консервируются внутри местной еврейской общины.

Оффлайн arzawa

  • Сообщений: 256
  • Страна: us
  • Рейтинг +18/-4
  • Y-ДНК: J-M267
  • мтДНК: J2b1
Re: Этногенез горских евреев
« Ответ #58 : 24 Июль 2012, 08:21:07 »
Сравнение не совсем корректное. Ладино - один из диалектов старокастильского, а может и самостоятельный язык. Мы не может знать, как бы он развивался не будучи оторваным от остального иберийского массива языков. К тому же, ладино всего лишь один из нескольких языков испанских евреев, что и говорит о том, что на момент изгнания  было несколько диалектов с инновациями по отношению к материнскому языку, если конечно таковой уже существовал на Иберийском полуострове.

Оффлайн arzawa

  • Сообщений: 256
  • Страна: us
  • Рейтинг +18/-4
  • Y-ДНК: J-M267
  • мтДНК: J2b1
Re: Этногенез горских евреев
« Ответ #59 : 24 Июль 2012, 20:28:26 »
у горских евреев помимо принятых у всех евреев праздников, имеется еще один дополнительный, Шагмей весал (“Весенний костер”). Судя по всему он так же был заимствован еще в Иране, но никакого отношения к древней религии персов, зороастризму не имел. Его празднование заключалось в разжигании костров во дворах и на улицах и перепрыгивании через пламя. Подобный праздничный обряд - как языческий пережиток - бытует у всех дагестанских народов и у всех этнических групп Республики Азербайджан, но интересно то, что дата празднования Шагмей весал не совпадает со временем соответствующих праздников у соседних мусульманских народов и прочно привязан к еврейскому календарю (за две недели до Песаха), тогда как у мусульман - к солнечному календарю. В городах, где жили евреи празднование Шагмей весал, так же как и исполнение других языческих обрядов пресекалось раввинами.

На сколько я помню, когда в детстве прыгал через костер, никто нам детям не мешал в этом. Взрослые даже выделяли хворост для этого. То есть сами участвовали. Никаких равинов поблизости не наблюдалось. И это в городе. Так же в городе устраивали шествие с факелами, когда шли сватать невесту (табагьо). И еще, не совсем уверен в этом, "шагьме васал" должно переводиться как "господин мой весна", но не как "весенний костер". Эту фразу обязательно было проиносить во время прыжка через костер.

Если проследить географию горско-еврейских поселений в Табасаране, то видно что они существовали вдоль Даг-Бары - это та самая стена, которая шла от Дербента в горы и обрывалась через 40 км у отвесного ущелья. Сасаниды селили дейлемцев для защиты этой стены (границы) от варваров. Тяжело представить, что бы они доверили охрану важного военного сооружения неблагонадежным евреям из Междуречья, которых выселяли после подавления востания. Да  и любым другим группам евреев навряд ли доверили бы охранять горные проходы.

Здесь, вдоль стены проходила основная, на долго устоявшаяся, граница между Хазарским каганатом и Багдадским халифатом. Может быть эта граница и служила религиозным разделом для общетатского массива.

Хотелось бы еще обратить внимание на самоназвание горских евреев "жугьур", "жугургьо", "жугьури". Здесь "ж" это "дж" а "гь" не читается и не произносится. Одно из предположений говорит, что это банальное "даг-джуд", превратившееся в "джууд" в результате татского ротацизма и еще чего-то там.

Давайте рассмотрим этимологию названия города Дербент:

Дарбанд:
1. танба, чубе ки барои махкам кардани дар ба пушти он такя кунонида мешавад (палка для подпирания двери)


2. худуд, сархади табиии мобайни ду вилоят ё мамлакат (предел, рубеж, природная граница между областями или государствами)


3. Калъа, хисор (крепость, замок)


Сегодняшний Дербент отвечал всем этим требованиям, когда его так и назвали. Сам замок (Нарын-Кала) построен на холме, имя которого долгое время (и сейчас иногда тоже в некоторых горских языках) было синонимом Дербенту - Чол, Чор, Джор, Дзор, Джал и т.д. Название горы, у подножья которой построен город - Джалган, так же (Джалган) называется "азербайджанское" селение на этой горе. Из Дербента его хорошо видно. Там находилась Вторая крепость - остатки крепостных сооружений Даг-Бары. Это была первая крепость в самой стене. Далее, по Табасарану шли остальные крепости: Третья, Четвертая и т.д. Это мы их так называли. Как они назывались на самом деле я не знаю. Джалган - старинное селение с еврейско-татским населением когда-то.

Теперь, если вспомним описания хазар современниками, то увидим, что по свидетельству одного из них, хазары подразделяются на два вида: светлые и темные. Темные называются кара-хазар или кара-джур. В комментариях выводят слово джур из "чор/чур" - что-то вроде "кость", "рабочий люд" и т.д. Отмечают, что они на столько темны кожей, что на подобие какой-либо касты из Индии. Кстати, промелькнула информция о наличии у горских евреев "индийской" L2.

Вобщем, так обстоят дела с горскими евреями. У кого какие догадки, мысли, предположения?

 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.