Уажаемый Шад, спасибо за интерес к моим постам.
К сожалению, задавшись целью выяснить происхождение горских евреев, я понял что тема эта для меня не подьемная, так как затрагивает много смежных областей, к которым я даже не имел никакого интереса в недалеком прошлом. Не имея возможности поставить все точки над "i" хотя бы для себя, я естественно не могу с пеной у рта доказывать что то всем остальным. Есть очень много моментов не выясненных до конца. Есть много непонятного и даже странного. Поэтому, еще раз, сожалею, что у меня нет концепции происхождения горских евреев.
Соблазнительно очень, исходя и того материала, что есть, утверждать, что таты - потомки дейлемцев или какой-то другой части гилянцев, а может и табаристанцев. Но... Не хватает этнографического материала: свадебные обряды в разных местностях Южного Прикаспия, пословицы, поговорки, сказки и т.д. На пример, подавляющее большинство сказок горских евреев начинается словами "Бу-небу, е парчо" (Жил был царь (падишах). Нужно проследить героев сказок, сюжеты и т.д. То есть, четко отслоить кавказское влияние, как это было сделано Анисимовым по языческому пантеону. Необходимо обработать данные (если таковые есть) по DNA, как по женским, так и по мужским направлениям. Необходим материал по истории Табаристана, по истории евреев Гиляна и смежных областей. Про евреев Гиляна вроде бы все знают, но сказать толком ничего не могут. То ли это просто отдельные семьи персидских евреев, то ли это местная этнографическая группа. Но, судя по названию одного из кварталов Гиляки (в Кубе), приток евреев на Кавказ (в Ширван) был.
Еще раз о языке:
Таты, владеющие южнотатским диалектом, без проблем читают и понимают (по их собственному утверждению на 90%) тексты на литературном северотатском. Я думаю что сегодняшние горские евреи понимают еще меньше. Это к тому, что некоторые (не буду показывать пальцем) все пытаются показать непреодолимые отличия между татами и г.евреями. Помнится, полевые исследования татского языка в 30-х годах включали опрос жителей разных селений о взаимопонятности разных диалектов. Опрашивающие заметили, что те кто относился к евреям плохо, говорили что не понимают их, кто относился нейтрально или хорошо - те говорили что понимают их свободно. Поэтому сегодняшние крики типа "джей - значит еврей" вызвают раздражение своим тупизмом.
О странностях.
повторюсь, что соблазнительно сделать из горских евреев просто татов-иудеев, то есть прозелитов. Но и еще раз но... Процитирую самого себя из другого форума:
Вопрос в том, когда были написаны отдельные части Танаха и конкретно о "Предсказании Яакова". Как известно, ряд исследователей считают это предсказание и всю ту часть, куда оно входит так называемой "новеллой диаспоры". То есть считается, что, в частности, это предсказание отражает расселение еврейских племен на то время в диаспоре. Меня интересует пророчество в частности по Эфраиму и Менаше, и по Бин-Ямину.
Как известно, из-за гонений византийцев, в Хазарию переселились половина племени Эфраима и полностью племя Менаше. (Или наоборот, суть не важно). Эфраимляне это синоним израильтянам. Как самое большое племя из 10 израильских колен. По моей версии изложенной в другом топике, оно находилось в Анатолии. Что и соответствует хазарской переписке, что эти племена переселились из Византии. Странность возникает при прочтении предсказания Яакова Йосефу, как родоначальнику колен Эфраим и Менаше. Похоже, что писавший эти строки знал о том, что они переселились в Хазарию, иначе просто не обьяснить следующее:
Росток плодоносный Иосэйф, плодоносный над источником; ветви его простираются над стеною. (23) И огорчали его, и стреляли, и враждовали на него стрельцы; (24) И тверд остался лук его, и прытки были мышцы рук его, поддержанные Владыкой Яакова, оттого пастырем стал и твердыней Исраэйлевой, (25) От Б-га отца твоего, который да поможет тебе, и от Всемогущего, Он да благословит тебя благословениями неба свыше, благословениями бездны, лежащей внизу, благословениями персей и утробы. (26) Благословения отца твоего превышают благословения моих родителей до пределов холмов вечных. Да будут они на главе Йосэйфа и на темени отличившегося от братьев своих.
"Ветви простираются над стеною..." - Это о границе Хазарского каганата по Дербенту и Даг-Бары. Это о предках ашкеназов - потомках Эфраима, Менаше, Гунов и Готов.
Второе предсказание касается колена Бинямина. Это колено конечно анахронизм, так как слилось с коленом Йеуда еще в период Первого Храма. Однако упоминание его не случайно. Это о горских евреях, которые выводили себя из колена Бинямина. Скорее всего это таты принявшие иудаизм во время царя-бека Бинямина. Вместе с ними прозелитами стала и часть горцев Чечни и Дагестана. Факт известный. Так же факт известный, что хазары выводили себя из Барсилии. А в Кембриджском документе название страны дано как Гиркания (Горган - страна волка). Получается что Барсилия и Горган - это одно и тоже - страна волка. Да и хазары считали себя в добавок из рода Ашина (волка). Значит это о барсилах (горских евреях, и горцах Восточного Кавказа) следующие строки предсказания:
Биньямин волк хищный: утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу.
А с коленом Йеуды все поняно и так. Обласканное персидской державой, оно сравнивается со львом (в некоторых документах леопардом), который изображен как раз на гербе Ирана.
Как видите, странность есть - она хронологическая. Не думаю что это так уж критично, но желательно установить время написания этого документа. Возможно он переписывался и дополнялся в разное, более позднее время. Не обращайте внимание на гунов и готов, которых я ввел в состав европейских евреев - это совсем другая тема, хоть и смежная.
По хазарам необходимо выяснить, откуда они пришли на Кавказ. Если из Южного Прикаспия, то что они там делали? Пришли они на Кавказ вместе с предами татов или это было позднее военное вторжение.
Необходимо выяснить, кто захронен в могиле Кырхляр. Есть подозрение, что это один из иранских принцев.
Подводя итог тому, что написано выше, я не готов признать горских евреев прозелитами, но и не вижу в них евреев. К сожалению.