Для начала определим время распада ПИЕ на основные ветви языков. ПИЕ знал металл, знал ковку металла, но не знал литье металла. Есть понятие "ковать", но нет понятия "лить металл". В ПИЕ слово "камень" и "резать" обозначались одним корнем. ПИЕ знал лошадь, слово надежно этимологизируется из значения «быстрый», знал он боевой топор, вещь имеющая ограниченное распространение и этимологизирующаяся из слова «камень» (но не металл), знали ПИЕ и колесную терминологию. Все это ограничивает существование ПИЕ энеолитом, то есть разделение на основные ветви не могло наступить ни позже ни раньше энеолита, и исключает ямную из кандидатов на ПИЕ, поскольку в ямной то культуре прекрасно знали литье металла - это была основная технология, и камень там использовали мало. Только такие культуры как среднестоговская, хвалынская, шнуровой керамики могут претендовать на звание ПИЕ.
см.Все исторические индоевропейские народы так или иначе связаны со шнуровыми культурами и их последователями. КИО шнуровой керамики и боевых топоров располагалась на огромных пространствах между Балтийским морем и Карпатами в Центральной и Восточной Европе. Из шнуровых культур возникла вначале унетицкая, потом культура курганных погребений, потом культура погребальных урн (урнпольская) и лужицкая из которых выделилась исторические европейские народы.
Многочисленные культуры шнуровой керамики возникли в конце IV тысячелетия, что идеально согласуется с деревом распада ИЕ языков в их европейской части. Боевые топоры
, сверленые боевые топоры и шнуровая керамика в ямной культуре распространяются на поздних этапах [Н.Я. Мерперт.Вопросы формирования культуры шнуровой керамики//Восточная Европа в эпоху камня и бронзы (сборник).124]
Западноевропейские народы есть производное от урнпольской культуры. Раньше всех выделилась из урнпольской культура Вилланова (которую можно рассматривать как часть урнпольской культуры) из которой возникли италийские народы. Конец урнпольской порождает гальштатскую культуру, которая надежно связывается с кельтами. Наконец, после урнпольской возникает ясторфская культура которая надежно связывается с германцами. Лузитаны, ближайшие родственники кельтов, урнпольской культуры первыми проникли в Испанию. Основной особенностью урнпольской культуры был перманентная гражданская война, урнпольская культура была смешанной, она состояла из потомков бикеров и потомков шнуровиков. Надо сказать, что еще в шнуровые времена бикеры и шнуровики активно смешивались, в частности, некоторые из ветвей бикеров имели смешанные культуры со шнуровыми элементами. В урнпольской все это привело к тому, что все оборонялись ото всех, что, видимо, привело к многочисленным промежуточными диалектам, в частности, зафиксирован северо-западный блок язык которых был близок и германскому и кельтскому, но не совпадал с ними. Языковые группы германскоая, италийская, и кельтская сформировались из этих диалектов, по конверсии и как результат распространения по модели Романских языков с исчезновение многочисленных промежуточных языков. Что приводит, между прочим, к тому, что до сих пор не могут построить надежное дерево этих трех языковых групп, выяснить, кто кому более родственен.
В генетическом плане германцы представляли из себя смесь ранних континентальных шнуровиков R1a-CTS4385/R1а-L664 и скандинавской части балто-славяно-армяно-арийского единства R1a-Z284 (культуры ладьевидных топоров, что привело к совпадению значительной части германской лексики с балто-славянскими и общих инноваций, и армянским), а также субстратными бикерскими R1b-U106. Древняя европейская R1a-YP1272 и молодая R1a-YP1051 смешивались в рамках постшнуровых культур с субстратными бикерскими R1b-U152 в результате чего произошли италийцы, и R1b-P312 в результате чего произошли кельты. Братский к прагерманскому R1a-CTS4385 R1a-CTS5508 образовал сатемную группу языков (индоирано-балто-славянскую).
Славяне связаны с лужицкой культурой и ее производными, балты с фатьяновской из которой выводятся все достоверно балтские культуры. R1a-CTS5508 разделился на северозападный субклад R1a-Z283/Z282, который разделился на балтский R1a-Z92 (через балтославянскую R1a-Z280), основную массу которого составляли, видимо, представители Фатьяновской культуры, именно там предки балтов смешались с финно-угорским N1c1-L1025, и родительскими к нему. Сейчас у балтов R1a и N1c1 примерно поровну. Влияние финнов изменило балтские языки, создало новые направительные падежи неизвестные остальным индоевропейца, но обладающие финской моделью, колебания согласных по звонкости-мягкости как в финском, утрата среднего рода, далее утрата женского рода в латышских диалектах под дальнейшим ливским влиянием, утрата индоевропейской глагольной системы и разработка новой на основе финской модели, консервативность языковой эволюции такая же как есть в финском. Славяне произошли от двух популяций людей, одна с R1a-M458 (которая прямо от R1a-Z282), другая R1a-CTS1211 (которая через R1a-Z280), обе они имеют примерно одинаковый возраст. В них можно усматривать Лужицкую культуру и Поморскую культуру, возникшие на базе Тшинецкой культуры. Носители R1a-M458 видимо имели диалект ближе к итало-кельтскому, носители R1a-CTS1211 имели диалект ближе к балтийскому. Потом эти два диалекта слились, где-то во втором тысячелетии до нашей эры, на это указывают некоторые исследования по связям славянского с итало-кельтскими и балтийскими в плане дублирующей лексики [В.В. Мартынов. Балто-славяно-италийские изоглоссы. Лексическая синонимия. Минск.78], и тот факт, что в славянском происходит стремительное образование слов на основе замены старых корней новыми славами с приставками.
Арии тоже связаны, в конечном счете, со шнуровыми культурами (ср. бронзовый боевой топор
с Троянским II каменным). Они выходцы из средней Европы из района подкарпатской шнуровой культуры до среднеднепровской, из которых были порождены Северо-Бирский памятник и постшнуровая вольско-лбищенская культура, из которых в свою очередь были порождены синташтинская и потаповская культура (при участии абашевской и, возможно, влияния северо-катакомбных культур), которые уже породили андроновскую и срубную культуры (последняя, при участии ямно-полтавкинского субстрата). Арии естественно не связаны с ямной культурой, ямная культура располагалась на берегах морей, в то время как у ариев исчезло и.-е. название моря, что могло быть только при очень длительном нахождении вдали от моря, в то время как и андроновская и срубная культура были на берегах моря [
см.][
см.].
До этого, с севера в Македонию и Грецию в Раннеэладский III период мигрировали предки анатолицев, которые принесли с собой шнуровую керамику[Чайлд.У истоков европейской цивилизации.106,125], боевые топоры (южнорусского типа)[Чайлд.У истоков европейской цивилизации.125]. Анатолийцы были сильно баденифицированны(«лицевые урны»), если вообще не были баденцами или родственной (предковой) им культуры (Чернаводэ), поскольку и в баденской использовалась шнуровая керамика и боевые топоры, знала она и телеги и укрепленные города. Дальше анатолийцы продвинулись в Анатолию, причем хетты в ее северную часть, а лувийцы в южную часть с запада на восток, самое раннее иероглифическое лувийское письмо найдено именно на западном побережье Анатолии. Уже в Фессалии анатолийцы создали минийскую керамику которая распространилась в западную Анатолию вслед за миграцией анатолийцев, поэтому собственно шнуровой керамики в Анатолии нет, но зато есть европейские боевые топоры. В Трое I найдены сверленые каменные боевые топоры [Янин.Археология.179], в Трое II эти тяжелые каменные боевые топоры являются показателем царской власти, они изготовляются из полудрагоценных камней (жадеит, нефрит, лазурит
), орнаментируются, но по прежнему имеют формы тех боевых топоров что находят между Рэйном и Волгой[Чайлд.Арийцы.168], все эти топоры не известны в остальных культурах Малой Азии. Культура Трои I происходит из балканской культуры Езеро, которая является пришлой на Балканы с севера[Янин.Археология.180]. Доподлинно известно, что в исторический период, в Трое, по крайне мере господствующая верхушка, говорила на лувийском языке (печати на лувийском языке, имена правителей). Хетто-лувийцы имели субстратную ямную R1b-Z2103 и более древнюю чем ямная R1b-L23, и R1a-YP5018 родительская к которой R1a-YP4141 распространена в Европе.
https://www.academia.edu/6851833/Corded_Ware_in_the_Central_and_Southern_Balkans_A_Consequence_of_Cultural_Interaction_or_an_Indication_of_Ethnic_Change Греки жили рядом с синташтино-потаповцами, где они составили арийско-греческий языковой союз. Вначале, они мигрировали на Нижний Дунай, а потом и в Грецию в Среднеэлладский период, после чего там начался Позднеэлладский (микенский) период. Еще в первой половине I тыс. до .н.э. греки считали себя меньшинством в Греции. Их связывают с постшнуровой культурой КМК [
см.][
см.]. Характерно, что эта культура имела культурную торговлю с Кавказом.
Армяне, и их предки мушки (входивший в «народы моря» вторгнувшийся в Анатолию с Балкан и уничтожившие хеттское царство), составляли мизерное меньшинство среди хурритов. Их также связывают с постшнуровой культурой КМК. Субстратом для КМК была ямная R1b-Z2103, из того что восточнее ее уже найдено R1a-Z94, следовательно, R1a-Z93 должна быть западнее, то есть КМК могла иметь R1a-Z93+-Z94-, которые могли быть и у ранних прагреков и праармян. На их общность указывает близость их языков.
Про албанцев, иллирийцев, фракийцев практически ничего нельзя сказать определенного. В археологическом плане они были очень разными и часто делили археологические культуры с другими народами, в частности, с кельтами (фракийский гальштатт). В генетическом плане исконные индоевропейцы на Балканах составляли мизерную часть населения, в основном индоевропейцами тут были индоевропеизированные потомки неолитических фермеров. Но наличие шнуровой керамики по всему Балкано-Карпатскому региону надежно связывает их со шнуровиками.
Тохары известны только по их языку записанного во времена раннего средневековья и только того факта что таримские мумии имели R1a1a*. Антропологически таримские мумии далеки ото всех, но ближе всего к афанасьевцам и андроновцам, и все они очень далеки от ямников. По мнению Шевченко афанасьевцы антропологически близки хвалынцам [Шевченко А.В., 1986. С.157]. Культура Таримских мумий не имеет отношения к афанасьевской культуре, но надежно связывается с Европой (по одежде и др.).
Итак, все индоевропейские народы, про которых мы можем сказать хоть что-то, надежное связаны с культурами шнуровой керамики. Наиболее ранние культуры имеющие шнуровую керамику находятся на севере Восточной Европы и далее на юге. До конца происхождение культур шнуровой керамики и боевых топоров не установлено, но можно точно утверждать, что она имеет корни в Восточной Европе, и наиболее вероятно связанно с днепро-донецкой и среднестоговской культурами (в которой найдена шнуровая керамика). Найдена шнуровая керамика также в хвалынской культуре [История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Каменный век.228]. Наиболее раннее использование шнурового узора используется в Карелии в самых древних слоях культуры сперрингс [Косменко М.Г., Кочкуркина С.И., Археология Карелии.72 ; А. Эйряпяя], керамика которой наиболее близка днепро-донецкой, верхневолжской и волго-камской культурам[Косменко М.Г., Кочкуркина С.И., Археология Карелии.76]. Все эти культуры показывают близкую антропологию, а в Карелии (ранний сперрингс?) и в Самаре (хвалынская) найдена R1a, как и в остальных культурах шнуровой керамики с известными гаплогруппами.
Вот примерная схема распространения индоевропейцев, точные точки на современном уровне конечно же нельзя восстановить. Номера черным обозначают относительную последовательность.