Антропологически таримские мумии далеки ото всех, но ближе всего к афанасьевцам и андроновцам, и все они очень далеки от ямников.
...они тоже самые северные восточноевропейские европеоиды... К.Н.СОЛОДОВНИКОВ Еще раз о морфологической характеристике населения эпохи бронзы Восточного Туркестана (могильник Гумугоу, Синьцзян) // ВЕСТНИК АНТРОПОЛОГИИ. 2010. Вып. 18
"Как уже отмечалось в литературе, отличия данной серии от афанасьевских главным образом заключаются в невысоком профиле спинки носа и сравнительно небольшом значении угла его выступания по сравнению с протоевропейскими стандартами (Чикишева, 1994; Солодовников, Тур,2003), что, наряду с нерезкой горизонтальной профилировкой лица на верхнем уровне придает серии из Восточного Туркестана определенное морфологическое своеобразие. По остальным признакам, включая верхнюю высоту лица по уточненным данным, различия с большинством европеоидных групп эпохи бронзы степей Евразии не столь существенные, но все же, следует отметить узкую лобную кость в серии из Синьцзяна. Вместе со значительным сходством по основным размерам и пропорциям мозгового и лицевого отделов, это сближает ее с суммарной серией черепов андроновской (федоровской) культуры Рудного Алтая (Солодовников, 2007; Кирюшин, Солодовников,
2010) и, в меньшей степени, с мужскими черепами из связываемых с самусьской культурой погребений доандроновской бронзы в восточных районах бассейна Верхней Оби
(Дремов, 1997; Солодовников, Тур, 2003). На ближайшее морфологическое сходство серии из Гумугоу с материалами андроновской (федоровской) культуры, на основании применения многомерных статистических методов на широком географическом и хронологическом фоне, указывают и результаты исследований А.Г. Козинцева (2008;2009)."
По мнению Шевченко афанасьевцы антропологически близки хвалынцам [Шевченко А.В., 1986. С.157].
...эти данные устарели, афанасьевцы очень разные... К.Н. Солодовников Антропологические материалы афанасьевской культуры: к проблеме происхождения // Вестник антропологии. 2009. Вып. 17
Итак, все индоевропейские народы, про которых мы можем сказать хоть что-то, надежное связаны с культурами шнуровой керамики.
..и для афанасьевской культуры есть такое утверждение...
"Такими исследователями, как Н.А. Николаева и В.А. Сафронов (1990), в тезисной форме была высказана ранее неизвестная автору гипотеза происхождения афанасьевской культуры, которая в значительной степени соответствует результатам исследования краниологических материалов. Приводим ее полностью: «Поразительное сходство афанасьевских курильниц и курильниц культуры шнуровых керамик Эльбы-Заале, двухкомпонентность афанасьевского комплекса (курильницы и бобовидные сосуды - остродонные сосуды) указывают, по нашему мнению, на сложение
афанасьевского комплекса в непосредственной близости к КШК Восточной Европы и в ареале культуры Средний Стог II, в лесостепной зоне» (Николаева, Сафронов, 1990). Проверка данной гипотезы заслуживает отдельного исследования, но в ее свете сходство преобладающего у афанасьевцев гиперморфного компонента с антропологическим типом среднестоговского населения очень показательно. Умеренно гипоморфный компонент в составе афанасьевского населения также проявляет определенную близость с краниологическими материалами культур шнуровой керамики (Кондукторова, 1978; Schwidetzky,Rösing, 1990), особенно более массивными вариантами (Денисова, 1975; Schwidetzky, 1978). Однако большее и специфическое сходство он обнаруживает с черепами из погребений культуры шаровидныхамфор Западной Украины и Польши (Кондукторова, 1979; Wierciński, 1973), с носителями которой активно взаимодействовало, и вступало в различные, в
том числе субстратные отношения население КШК(Schwidetzky, 1980a; 1980b)." (там же)
Наиболее ранние культуры имеющие шнуровую керамику находятся на севере Восточной Европы и далее на юге.
... есть работа по этому поводу... Захаров С.В. К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВЕРЕВОЧНОЙ ТЕХНИКИ ОРНАМЕНТАЦИИ ПОЗДНЕЭНЕОЛИТИЧЕСКОЙ КЕРАМИКИ СЕВЕРНОГО КАЗАХСТАНА. 2004
До конца происхождение культур шнуровой керамики и боевых топоров не установлено, но можно точно утверждать, что она имеет корни в Восточной Европе, и наиболее вероятно связанно с днепро-донецкой и среднестоговской культурами (в которой найдена шнуровая керамика).
...
Котова Н.С. Шнуровая орнаментация керамики степных культур эпохи раннего и среднего энеолита // Матеріали та дослідження з археології Східної Украіни. - №8. –Луганськ, 2009. Вот примерная схема распространения индоевропейцев, точные точки на современном уровне конечно же нельзя восстановить. Номера черным обозначают относительную последовательность.
...точно, есть антропологические подтверждения... С.П. СЕГЕДА, ВЕСТНИК АНТРОПОЛОГИИ. 2013
"Анализ краниолических материалов свидетельствует о том, что население днепро-донецкой историко-культурной общности принадлежало к своеобразному варианту протоевропейского типа, получившего в советской антропологической литературе разные названия, а именно: «вовнигский» [Бунак, 1959], «кроманьонский в широком понимании» [Дебец, 1966] и «надпорожско-приазовский» [Гохман,1966]. Высказывалось мнение о том, что он имел северное происхождение. «Костные останки людей позднего палеолита и мезолита Восточной Европы, — писал по этому поводу Г.Ф. Дебец, — принадлежат, по крайней мере в большинстве, людям южного происхождения, люди же днепро-донецкой культуры является переселенцами из северных областей или их непосредственными потомками» [Дебец, 1966, с. 19]. В настоящее время можно считать установленным, что по своим краниологическая характеристикам (общая массивность, сильное развитие рельефа, высокое и широкое лицо, очень низкие орбиты, умеренная ширина носа и др.) днепро-донецкие племена в целом обнаруживает сходство с носителями неолитических культур гребенчатой и гребенчато-накольчатой керамики северной полосы Евразии [Потехина, 1979, с. 162].
Было показано, что в антропологическом составе населения днепро-донецкой историко-культурной общности отчетливо прослеживается два компонента. Первый из них, характеризующийся долихокранией, средневысоким, хорошо профилированным лицом, сложился на местной основе, унаследовав черты той части мезолитической населения Украины, которая представлена скорченными захоронениями в могильниках Васильевка I и Васильевка III. Второй компонент, который характеризуется мезокранией и ослабленным горизонтальным профилированием лица, был связан с пришлыми племенами."