АвторТема: Древние славяне и палеогенетика - как выкручиваться?  (Прочитано 1790 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн evgivanov

  • Сообщений: 389
  • Страна: ru
  • Рейтинг +129/-0
  • Y-ДНК: R1a-Z92 (YP682+, YP1261+)
А вообще, у нас ведь есть довольно представительные серии всяких кривичей, словен, вятичей, радимичей и т.д. 10-12 вв.  Истоки не истоки, но какой-то тренд они бы тоже показали.

согласен. Даже есть в качестве экспонатов в краеведческих музеях. Например этот:  "Погребение  мужчины-кривича.  Возраст  60-70  лет   Вторая  половина  XII  века.Раскопки  кургана у платформы Поваровка,  проведенные А.  К.  Станюковичем,  1980 г.(Экспонат М ВЦ «Путевой дворец», г.  Солнечногорск)"

в  то  время  (2-ая  половина X  в.)  территорию  нынешнего Солнечногорья  стали  массово  заселять  славянские  племена:  кривичи  и  вятичи. Славяне  искали  места  для  хлебопашества  и  промыслов.  О  жизни  и  быте  этих племен мы знаем по раскопкам оставленных ими погребальных курганов

Оффлайн penzel

  • Сообщений: 135
  • Страна: by
  • Рейтинг +81/-8
  • Y-ДНК: R-YP951
  • мтДНК: N1a3
Так, ну пока получается так:

1. Погребения юхновской культуры, например Марицкое городище: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-pogrebalnogo-obryada-yuhnovskoy-kultury/viewer

2. Погребение женщины рубежа эр на Костромском городище: https://ru.wikipedia.org/wiki/Городище_(городище,_Костромская_область)

3. Погребения вельбаркцев/черняховцев.

4. Останки погибших при разгроме Супрутского городища: https://ru.wikipedia.org/wiki/Супрутское_городище

5. Раннехристианские погребения древней Руси и прочих славянских государств.

Поляки вроде вельбаркцев тестировали, но полноценной статьи пока не было, только мтДНК. Шведы протестировали черняховцев, но там 3-4 образца и все женщины.

плюс пшеворцы из:
-Карачина
-Гневково

Оффлайн penzel

  • Сообщений: 135
  • Страна: by
  • Рейтинг +81/-8
  • Y-ДНК: R-YP951
  • мтДНК: N1a3
Кажется, есть какие-то ингумации и киевской культуры. Но вся проблема в том, что радикально отличающийся погребальный обряд с большой вероятностью маркер чужеземца.
По юхновской вроде тоже какие-то костяки есть. Интересны были бы тоже, чисто как срез дославянского населения Восточной Европы.
А вообще, у нас ведь есть довольно представительные серии всяких кривичей, словен, вятичей, радимичей и т.д. 10-12 вв.  Истоки не истоки, но какой-то тренд они бы тоже показали.

"представительные серии", из послевоенных раскопов, в лучшем случае 11-12вв., представляют они исключительно территорию РФ, там нет волынян, дреговичей, полян итд итп
Более ранние 10-11вв, включая единичные 9в, в большинстве своем утрачены во время войны (древлянские на 100%), оставшиеся экземпляры депаспортизированны, поэтому  не представляют ценности.

Оффлайн Гордий

  • Сообщений: 135
  • Рейтинг +11/-0
Кажется, есть какие-то ингумации и киевской культуры. Но вся проблема в том, что радикально отличающийся погребальный обряд с большой вероятностью маркер чужеземца.
По юхновской вроде тоже какие-то костяки есть. Интересны были бы тоже, чисто как срез дославянского населения Восточной Европы.
А вообще, у нас ведь есть довольно представительные серии всяких кривичей, словен, вятичей, радимичей и т.д. 10-12 вв.  Истоки не истоки, но какой-то тренд они бы тоже показали.

"представительные серии", из послевоенных раскопов, в лучшем случае 11-12вв., представляют они исключительно территорию РФ, там нет волынян, дреговичей, полян итд итп
Более ранние 10-11вв, включая единичные 9в, в большинстве своем утрачены во время войны (древлянские на 100%), оставшиеся экземпляры депаспортизированны, поэтому  не представляют ценности.

За последние несколько десятков лет (с моментв выхода работы Алексеевой по антропологии восточных славян) украинскими антропологами введены довольно многочисленные краниологические серии из Среднего Поднепровья (ареалы полян и северян). На данный момент, с учетом старых серий, пригодными для краниометрических исследований оказались 21 мужская и 17 женских серий того региона древнерусского времени. Поэтому в целом Среднее Поднепровье наиболее исследованно из регионов южной Руси. По ареалу древлян из новых исследований введена довольно представительная серия из Возвягля (нынешний Новоград-Волынский Житомирской области), по ареалу волынян  не очень многочисленные серии из Дорогобужа и Пересопницы(города Погорины), а также позднесредневековая  (14 век) серия из села Ратнов Волынской области, по ареалам белых хорватов (впервые) - серии из села Зеленче Тернопольской области и Галича, из ареалов тиверцев - село Жванец Хмельницкой области.
Белорусскими антропологами также исследовано много новых материалов, особенно ареал полоцких кривичей. Естественно, все это касается материалов, пригодных для кранометрических исследований, круг матералов, пригодных для извлечения ДНК, может быть шире.
« Последнее редактирование: 06 Август 2020, 12:49:57 от Гордий »

Оффлайн Гордий

  • Сообщений: 135
  • Рейтинг +11/-0

А вообще, у нас ведь есть довольно представительные серии всяких кривичей, словен, вятичей, радимичей и т.д. 10-12 вв.  Истоки не истоки, но какой-то тренд они бы тоже показали.

В плане тренда - серии из ареалов северян, радимичей, дреговичей, смоленских и полоцких кривичей антропологически схожи. Это именно территория Верхнего Поднепровья, Подесенья, и частично бассейн Припяти. Поэтому есть высокая степень вероятности, что носители Колочинский культуры были такими же.

Оффлайн penzel

  • Сообщений: 135
  • Страна: by
  • Рейтинг +81/-8
  • Y-ДНК: R-YP951
  • мтДНК: N1a3
Еще, например, известны отдельные захоронения с трупоположениями в зарубинецкой и пшеворской культурах.

А, нашлось:
 
ПАЧКОВА С. П.
ЗАРУБИНЕЦКАЯ КУЛЬТУРА И ЛАТЕНИЗИРОВАННЫЕ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ

На некоторых зарубинецких могильниках отмечены захоронения необожженных черепов — это No267 в Велемичах-2 [Каспарова 1972, с. 61], в могильнике Велемичи-1 (погребения No263, 92, 116) [Кухаренко 1964, с. 18] и семь погребений в Корчеватом [Самоиловскии 1959, с. 74—82].

Есть еще могильник Дедов Шпиль( ;D) возле села Бучак в Черкасской области. Там также больше десятка захоронений с трупоположениями. Но, скорее всего, никаких антропологических исследований на тему зарубинцев не проводилось.

Трупоположения в Среднем Поднепровье встречаются редко. В Пироговском могильнике они представлены тремя погребениями; в Корчеватском открыты семь полных трупоположений и шесть неполных (только черепа); в могильнике Дедов Шпиль из 44 погребений пять представляли собой погребения черепов и 19 — полные трупоположения, однако не местного зарубинецкого населения, а людей, переселившихся сюда в I в. н. э. из Нижнего Поднепровья.
Среди погребений черепов преобладают детские, поэтому их следует считать остатками полных трупоположений, скелеты которых не сохранились.
Кроме Среднего Поднепровья, захоронения черепов известны (три случая) в могильнике Велемичи II на Припяти. По составу интентаря эти могилы богаче среднеднепровских, здесь, кроме керамики, найдены фибула, нож, кольца, бусы и наконечник копья.

Выявляются некоторые различия и в деталях погребальной обрядности, а в Среднем Поднепровье встречаются чуждые зарубинецкой культуре захоронения по обряду трупоположения, в которых следует видеть наследие скифского ритуала.

Получается что,  останки "зарубинцев" из  Дедова Шпиля следует относить к "понаехавшим", возможно как из Корчеватого и Пироговского могильников

а вот 4 черепа из Велемич, действительно неплохие претенденты

Оффлайн Гордий

  • Сообщений: 135
  • Рейтинг +11/-0
Еще, например, известны отдельные захоронения с трупоположениями в зарубинецкой и пшеворской культурах.

А, нашлось:
 
ПАЧКОВА С. П.
ЗАРУБИНЕЦКАЯ КУЛЬТУРА И ЛАТЕНИЗИРОВАННЫЕ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ

На некоторых зарубинецких могильниках отмечены захоронения необожженных черепов — это No267 в Велемичах-2 [Каспарова 1972, с. 61], в могильнике Велемичи-1 (погребения No263, 92, 116) [Кухаренко 1964, с. 18] и семь погребений в Корчеватом [Самоиловскии 1959, с. 74—82].

Есть еще могильник Дедов Шпиль( ;D) возле села Бучак в Черкасской области. Там также больше десятка захоронений с трупоположениями. Но, скорее всего, никаких антропологических исследований на тему зарубинцев не проводилось.

Трупоположения в Среднем Поднепровье встречаются редко. В Пироговском могильнике они представлены тремя погребениями; в Корчеватском открыты семь полных трупоположений и шесть неполных (только черепа); в могильнике Дедов Шпиль из 44 погребений пять представляли собой погребения черепов и 19 — полные трупоположения, однако не местного зарубинецкого населения, а людей, переселившихся сюда в I в. н. э. из Нижнего Поднепровья.
Среди погребений черепов преобладают детские, поэтому их следует считать остатками полных трупоположений, скелеты которых не сохранились.
Кроме Среднего Поднепровья, захоронения черепов известны (три случая) в могильнике Велемичи II на Припяти. По составу интентаря эти могилы богаче среднеднепровских, здесь, кроме керамики, найдены фибула, нож, кольца, бусы и наконечник копья.

Выявляются некоторые различия и в деталях погребальной обрядности, а в Среднем Поднепровье встречаются чуждые зарубинецкой культуре захоронения по обряду трупоположения, в которых следует видеть наследие скифского ритуала.

Получается что,  останки "зарубинцев" из  Дедова Шпиля следует относить к "понаехавшим", возможно как из Корчеватого и Пироговского могильников

а вот 4 черепа из Велемич, действительно неплохие претенденты

Великанова в своей работе "Палеоантропология Прутско-Днестровского междуречья" описывала могильник скифского времени возле села Николаевка Одесской области. Несмотря на скифский обряд захоронения, краниологическая серия демонстрировала неоднородность, в ней присутствовало два типа - один более массивный типично скифский, другой более грацильный, близкий фракийским сериям, что говорило о смешанности группы. То же самое насчет зарубинцев Среднего Поднепровья - если есть хотя бы какие-то антропологические материалы, нужно их исследовать. Другое дело, что сами зарубинцы того региона могли иметь значительную протоевропеодную компоненту и не очень отличаться от скифов.

 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.


Rambler's Top100