это было бы, можно сказать, сенсационным открытием
Насколько я понимаю, работы Курты привлекли к себе значительное внимание.
он сравнивает данную информацию с германцами, говоря, что по сути дела картина одинакова, только, говорит, у славян всё в начальной стадии военной демократии. Без жалоб на нехватку источников и без специального поиска аналогий из-за этого
Нет. Он обсуждает точку зрения, согласно которой вожди склавинов были царями, а их общество государственным и говорит, что источников недостаточно для решения даже такого самого общего и фундаментального вопроса. Чтобы опровергнуть этот взгляд ему приходится ссылаться на выводы Моргана, сделанные на германском материале.
что в этих правдах углядели учёные такого, чего греки днём с огнём увидеть не смогли.
"Большое место в варварских правдах (включая франкские и англосаксонские) было отведено установлению разных размеров вергельда для людей РАЗНЫХ КЛАССОВ.
эдикт Ротари, записанный при лангобардском короле Ротари в 643 г., через 75 лет после переселения лангобардов из нынешних Югославии и Венгрии в нынешнюю Северную Италию. Из 363 статей эдикта почти 140 описывают штрафы. За убийство свободного мужчины или свободной женщины свободным человеком взималось 1200 шиллингов (solidi), в то время как за убийство домашнего слуги всего 50 солиди, а раба — 20. Убийство свободного человека несвободным "возмещалось" смертью последнего. Мизинец свободного человека стоил 16 солиди, полусвободного — 4, раба — только 2.
Кроме улаживания споров с помощью кровной мести или переговоров между домами и кланами, германские народы с самых ранних времен соби¬рались на фолькмот (народное собрание), чтобы рассматривать и разрешать споры. Однако в большинстве случаев юрисдикция зависела от согласия сто¬рон. Даже если они соглашались предстать перед собранием, то могли не оставаться до его конца, а если они и присутствовали, то фолькмот обычно не мог заставить стороны подчиниться его решению
Система божьего суда путем испытания сочеталась с судом под ритуальной присягой ("компургация")… для завершения присяги нужны были "помощники в клятве", компургаторы, то есть лица, под присягой подтверждавшие правильность утверждений поклявшегося; они тоже клялись по соответствующим формулам. Число компургаторов зависело от их виры и рода преступления. Например, компургаторы могли поклясться: "Именем Господа присягаем, что эта клятва, которой поклялся [жалобщик или ответчик], чиста и неложна. Испытания сохранились для тех, у кого не было сородичей, чтобы поклясться за них (или кто по иной причине не смог представить компургаторов)" .
"Присутствие сородичей, могущих поручиться за хорошее поведение [человека] и отомстить, если его обидят или убьют, имело первостепенную важность... Если человек находился в тюрьме, сородичи кормили его. Если его захватывали враги после того, как он скрылся в убежище, выдержал осаду в собственном доме или в результате добровольной сдачи в чистом поле, его родичей следовало известить об этом в течение 30 дней. Если его ловили на краже, обвиняли в колдовстве или подстрекательстве, родственники могли дать за него залог. Если они отказывались это сделать, то человек был обречен на жизнь в рабстве или смерть... Если человек умирал молодым, то сородичи брали на себя заботу о наследнике... Несомненно, родственники имели большую власть над недвижимостью... родичи обеспечивали положение человека в законе, снабжая его компургаторами, чтобы те присягнули в суде в его невиновности или добром имени".