Можете из этого реконструировать соц. структуру общества, определить тип полит. режима?
Из этого лично я только смогу понять, что кто-то живёт беднее, а кто-то богаче. Если же Вы мне дадите археологический материал и скажете вообще хоть что-то реконструировать, боюсь, что я и с этой задачей не справлюсь по причине полной профнепригодности
Но я вроде бы и не подписывался археологом и социальным реконструктором.
если использовать этот метод, то любое древнее общество окажется похожим на современное капиталистическое. есть богатые, есть бедные, статусов нет.
Получается, что не любое, раз в обществах перечисленных мною выше культур богатых что-то пока не находят.
Вожди и дружины - это одно, а корпорации всё-таки совсем другое. Разница принципиальная.
Ну, да, Вы ещё уточните, что ОПГ - это третье
Вы прекрасно понимаете, что имелись в виду группы предприимчивых товарищей, начавших использовать речные пути Восточно-Европейской равнины для торговли и рейдерства, а также для обкладывания данью местного населения на всякие ништяки, ценящиеся на внешних рынках. В принципе, понятие ОПГ подойдёт, т.к. налицо нарушение как минимум нескольких статей современного УК РФ
Так чьи именно следы Вы ищете: вождей/дружин или торговых корпораций?
Следы сабжа.
Мы уже выяснили, я надеюсь, что нас интересует общество, а не культура. Границы общества могут далеко выходить за границы любой культуры.
Кого нас? Я уже высказался выше, что мы не можем сказать, сколько обществ существовало на территориях перечисленных мною культур и очертить их границы. Судя по размерам этих территорий, думаю, что несколько. Приходится отталкиваться от письменных источников и археологии. Первые говорят о наличии князей и старейшин, вторая - об отсутствии экономического разделения (или как там правильней сказать) и о том, что производства материальных благ хватало лишь на поддержание штанов (насчёт этого всегда буду рад, если меня поправят).
Глянул немного. Выводы не ошеломляют новизной и дерзостью. У трипольев вождество, у среднестоговцев община. Новые удобные расхожие ярлыки. Конкретным материалом подкрепляется слабо. В основном общие рассуждения, ссылки на работы Шнирельмана 80-х гг. и Крадина.
Оказывается, вообще-то существует такая себе
социальная археология (social archaeology). Я тут по свободе немного
пояндексил и
погуглил. Попадаются современные как отечественные, так и зарубежные публикации.
Например:
Michael Shanks and Christopher Tilley Social Theory and ArchaeologyД. Шмуратко Археология и социальные реконструкции: границы познанияН.А. Берсенева Социальная археология, Возраст, гендер и статус в погребениях саргатской культуры Просто для примера. Есть такой крепкий марксистский автор Ю.И. Семёнов. Посмотрите его книгу "Политарный (азиатский) способ производства: сущность и место в истории человечества и России". Очень большой этнографический материал (пусть в основном и африканский), выделяется множество догосударственных полит. форм.
Спасибо! В сети много рассказывается об этой книги, но вот найти её пока что не смог.