Время от времени прохожу мимо. Есть обычные могилы, с крестом, есть более богатые могилы, с целыми скульптурными ансамблями.
Можете из этого реконструировать соц. структуру общества, определить тип полит. режима?
начал с другого края - попытаться вначале найти следы деления на богатых и бедных
если использовать этот метод, то любое древнее общество окажется похожим на современное капиталистическое. есть богатые, есть бедные, статусов нет. Вообще это, кажется, беда совр. истории - нет чётких критериев различения общего и особенного в ист. явлениях. явления, нуждающиеся в хронологической прописке, рассматриваются как универсальные, а то, что далеко выходит за рамки обстоятельств места и времени, объявляется современностью.
Этож как нужно было перекушать постперестроечного российского ТВ, чтобы до сих пор шарахаться от весьма уважаемого на западе Маркса?
Кое в чём марксизм сохраняет актуальность, но использовать марксистский классовый анализ нельзя. Да и не использует его никто из социологов. Попробуйте найти в серьёзной социологической литературе рассуждения про классовые противоречия между капиталистами и пролетариатом. Это нелепо. Впрочем, напомню, и сам Маркс считал, что его теория адекватно описывает только западное общество. Для восточных обществ у него был особый термин - "азиатский способ производства".
не появись коммерческий интерес иностранных корпораций
Вожди и дружины - это одно, а корпорации всё-таки совсем другое. Разница принципиальная. Так чьи именно следы Вы ищете: вождей/дружин или торговых корпораций?
Дело в том, что на территориях интересующих нас культур
Мы уже выяснили, я надеюсь, что нас интересует общество, а не культура. Границы общества могут далеко выходить за границы любой культуры.
Википедия по данному тексту ссылается на Надежду Сергеевну Котову, выложившую свою монографию на academia.edu, восемь страниц со ссылками которой посвящены данным о социальной организации среднестоговской культуры
Глянул немного. Выводы не ошеломляют новизной и дерзостью. У трипольев вождество, у среднестоговцев община. Новые удобные расхожие ярлыки. Конкретным материалом подкрепляется слабо. В основном общие рассуждения, ссылки на работы Шнирельмана 80-х гг. и Крадина. Просто для примера. Есть такой крепкий марксистский автор Ю.И. Семёнов. Посмотрите его книгу "Политарный (азиатский) способ производства: сущность и место в истории человечества и России". Очень большой этнографический материал (пусть в основном и африканский), выделяется множество догосударственных полит. форм.