Какие будут мысли?
первобытных общин без расслоения не существует. община состоит из родов и кланов, и более многочисленные будут подавлять остальных.
А. С. Щавелев. Славянские «племена» Восточной Европы
По итогам нашего обзора «племен» вырисовывается примерная классификация
обществ X в., стоящих за летописными славянскими «этнонимами». Дреговичи, бужане
и радимичи представляют собой случаи, когда точная локализация, идентификация и
выявление типа общности практически невозможны. Названия дреговичи и бужане
вполне могут быть экзоэтнонимами. Поляне и уличи представляют собой небольшие
локальные городские общины Киева и Пересечена и их окрестностей; кривичи ― религиозно-культовый
союз, объединенный единым погребальным обрядом; словене ―
этнополитическую группировку сначала скандинаво-славяно-финской конфедерации,
а затем, видимо, группу элиты Новгорода; древляне ― пример типичного вождества;
северяне ― либо вождество, либо племя («племенная конфедерация»? сеть протогородов?)
с уровнем организации, аналогичным вождеству; вятичи в X в. ― акефальная
этнокультурная группа, к концу XI в. формирующая вождество на периферии Руси.
«Летописные» названия восточнославянских социумов фиксируются в источниках
только в X–XI вв. Уверенно предполагать существование хоть одного «племени»
в VIII–IX вв. невозможно за отсутствием синхронных письменных свидетельств. По
данным текстов, относящихся к началу X в., можно отнести к IX в. формирование
полян, уличей, древлян, северян, вятичей и словен. Это говорит о том, что все эти
общности формировались не «в древности»115, а на протяжении второй половины IX в.
(исходя из логических умозаключений) и X в. (исходя из данных источников). Их консолидация
и кристаллизация их идентичностей была реакцией на процессы интенсификации
и усложнения сети торговых путей, появление эмпориев, инфильтрацию
скандинавов, агрессию хазар и других кочевников, затем экспансию Рюриковичей из
Киева и Новгорода.