ничего не знаете о славянах, о их демократии
Да, я действительно ничего не знаю о демократии у славян, но это не значит, что я не хотел бы узнать об этом. Очень хотел бы. В частности, хотелось бы узнать, каким образом славянам удалось избавиться от клановости, основанной на расширенной семье - этого естественного, природного врага демократии.
Вот и факты.
Прокопий Кесарийский: "Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в демократии, и потому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом".
"(21) Когда же та история, распространяясь, дошла до всех,
ради этого стали собираться почти все анты, [ибо] они считали
это общим делом, думая, что им будут большие блага, раз уж
они стали хозяевами ромейского полководца Хилвудия.
(22)
Ведь племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком,
но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные
и невыгодные дела всегда ведутся сообща. А также одинаково
и остальное, можно сказать, все у тех и у других, и установлено
исстари у этих варваров. (23) Ибо они считают, что один из
богов — создатель молнии именно он есть единый
владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких
жертвенных животных.
Предопределения же они не знают и вообще
не признают, что оно имеет какое-то значение, по крайней мере
в отношении людей, но когда смерть уже у них в ногах,
охвачены ли они болезнью или выступают на войну, они дают
обет, если избегнут ее, сейчас же совершить богу жертву за
свою жизнь; а избежав [смерти], жертвуют, что пообещали, и
думают, что этой-то жертвой купили себе спасение. (24)
Однако
почитают они и реки, и нимф, и некоторые иные божества
приносят жертвы также и им всем, и при этих-то жертвах
совершают гадания. А живут они в жалких хижинах,
располагаясь далеко друг от друга и каждый меняя насколько можно
часто место поселения. (25) Вступая же в битву, большинство
идет на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках,
панциря же никогда на себя не надевают; (26) некоторые же не
имеют [на себе] ни хитона, ни [грубого] плаща, но,
приспособив только штаны, прикрывающие срамные части, так и
вступают в схватку с врагами. Есть у тех и других и единый язык,
совершенно варварский. (27) Да и внешностью они друг от
друга ничем не отличаются, ибо все они и высоки, и очень
сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие,
отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые .
(28)
Образ жизни [их] грубый и неприхотливый, как и у массаге-
тов, и, как и те, они постоянно покрыты грязью, — впрочем,
они менее всего коварны или злокозненны, но и в простоте
[своей] они сохраняют гуннский нрав. (29) Да и имя встарь
у склавинов и антов было одно. Ибо и тех и других издревле
звали «спорами» , как раз из-за того, думаю, что они населяют
страну, разбросанно расположив свои жилища. (30) Именно
поэтому они и занимают неимоверно обширную землю: ведь
они обретаются на большей части другого берега Истра. Вот
так обстоит дело с тем, что касается этого народа."
Очень важно, славяне собираются на общее собрание для решения вопроса чужой собственности, что и заставило Прокопия сделать экскурс в славянские обычаи, ведь это немыслимо для грека что бы на собрании всего народа решались вопросы личной собственности, да впрочем, и для современного человека. То есть, у славян, в том числе у тех кто живет у Византийской границе за Дунаем, всё решалось коллективно, в том числе вопросы личной собственности что кому принадлежит. Действительно, у славян не было понятия собственности, нет такого общеславянского слова. Даже слово чужой это позднее заимствование века 5-го, изначально в смысле чужак. Они и грабили империю потому что собственность это понятие относительное - просто потому что ее нету. То есть. они не отнимали собственность, а ее обобществляли.
Не было естественно понятия рабства, Хильбудий не раб - хотя греки его так называют, а военнопленный, вся эта история с ним и приключилась из-за того что ему было достаточно попасть к своим чтобы стать свободным. Огромное число захватываемых пленных ("рабов") оставалось жить в славянском обществе - о чем пишет Менандр и вообще все греческие авторы, но и поток греков возвращающихся из славянского "рабства" был огромным, видимо, их называли склавами.