https://www.youtube.com/watch?v=PkYwrQ4T6_4«Евгений Сатановский - В чем особенность языков Кавказа».
Евгений Сатановский и Георгий Старостин(филолог) - Языки Кавказа имеют древние корни.
Тут Георгий Сергеевич Старостин указывает, что пракавказская цивилизация (северокавказские языки) около семи тысяч лет назад представляли собой уже развитую цивилизацию, знакомую с земледелием, скотоводством и началами металлургии. «Эта нахско-дагестанская и, возможно, она же абхазо-адыгская цивилизация где-то семитысячелетней давности, так по всему выходит, была одной из наиболее культурно передовых цивилизаций того времени вообще на Ближнем Востоке». Далее Старостин предполагает, что северокавказцы, видимо, обитали в предгорьях Кавказа, а затем ушли в горы. (29-я минута ролика).
Старостин 31-я минута: «Есть внешние связи северокавказской семьи. Они ужасно интересны, и, когда восстанавливается это праязык, и становится понятно по нему, что явно цивилизация должна быть достаточно выдающаяся с точки зрения технологического порядка. Есть работы на тему возможны лексическиъ заимствований, слов для разных злаков, для разных сельскохозяйственных процессов, для животных из ранних северокавказских языков в другие языковые семьи, например, в праиндоевропейский, например, у С. А. Старостина была работа про возможные заимствования из прасеверокавказского в праинодевропейский. То есть, действительно они в то время, где-то с V по IV тыс. до н.э., по-видимому, могли влиять на окружающие народы достаточно серьёзно. И плюс к этому встаёт вопрос об их ближайших родственниках на территории Ближнего Востока или Европы. Одной из старых гипотез была гипотеза о родстве с баскским языком в Испании. Значит, на территории современной Европы почти не осталось доиндоевропейских языков. Индоевропейское путешествие вытеснило всех, за исключением басков, которые по своей географической локализации в Перинейском районе, каким-то образом выдержали эту культурную ассимиляцию. Баскский язык сохранил свою неиндоевропейскую суть по грамматике, по лексике… Сегодня ясно, что общей иберо-кавказской семьи нет, потому что это обозначало бы, что мы берём и северокавказские языки, и южнокавказские языки, то есть грузинский и его родственников. Так вот, оказывается, что уровне языкового ядра, на уровне самой базовой лексики действительно остаются очень интересные, не стопроцентно доказательные, но очень перспективные схождения между баскскими словами и нахско-дагестанскими, в меньшей степени с абхазо-адыгскими, то есть северокавказми. Поэтому, в рамках московской школы мы в качестве очень перспективной держим гипотезу о возможном общем происхождении басков и северно-, но не южнокавказцев. Не басков и грузин, а басков и чеченцев, ингушей, даргинцев, лезгин, а также абхазо-адыгов. И это, в свою очередь, выводит на очень важный момент, а именно: языки доиндоевропейские, которые проникали на территорию Европы вместе с некоторыми с технологическими ноу-хау, с тем же земледелием, например, они вполне могли быть либо северокавказскими либо паракавказскими, то есть как-то связанны генетическим родством с Северным Кавказом. И в этом смысле очень интересны исследования разных древних субстратных слов классических доиндоевропейских языках Европы, в латинском, греческом и так далее. Есть масса слов, которые не имеют индоевропейской этимологии, но имеют некоторые интересные кавказские параллели. Это вообщем только зарождающаяся область исследования, поэтому даже примеров никаких приводить не буду. Действительно, есть кавказский след в доиндоевропейской Европе, и, возможно, что самый большой его оставшийся кусок – это баскский язык в Пиренеях. И что, таким образом, эти самые докавказские народы принесли в Европу основы земледелия и скотоводства, а потом на них наложились пришедшие индоевропейцы, которые, возможно, от них что-то переняли, но в основном заместили своим». (В последнем предложении речь идёт о языковом контенте – Автор.).
В этом видео (там только звуковая дорожка) Георгий Старостин (сын Сергея Анатольевича Старостина) рассказывает о том, что в Дагестане живут субэтносы нахско-дагестанской группы языков, которые насчитывают всего лишь несколько тысяч людей, но их языки являются устойчивыми, например, со стремительно вымирающими языками малых народов Севера. Это, по моему мнению, указывает на то, что, когда народ живёт без письменности и не стационарно, то быстро теряет свою изначальную культуру, и сливаясь с культурами народов, с которыми они сталкивались. Данное обстоятельство указывает на удивительный феномен северокавказских народов. Они, утратив, безусловно, существовавшую у них письменность, базировавшуюся на хуррито-урартской основе, сумели сохранить сложную культуру собственных традиций. Жизнь и быт людей по чисто биологическим законам стремятся к упрощению. Люди склонны брать у других народов самое полезное для облегчения собственного быта, но никак не имело смысла осложнять жизнь сохранением огромного и стройного концепта устных и вменяющих массу обязательств законов, которым является адат горцев Кавказа. И тут необходимо учесть, что северокавказцы тысячелетиями подвергались постоянным нашествиям многочисленных войск со стороны больших государств и попыткам всяческой ассимиляции. И когда этнос уходит на долгие годы в горы, то он теряет и предметы материальной культуры, и созидательные навыки развитой цивилизации, которые не применимы в скудной материальной базе гор, и религиозно-литературное богатство. Горы – это жизнь впроголодь в суровых природных условиях, это выживание день за днём. И нет сомнений, что огромный массив древнейшей кавказской культуры северокавказцами уже безвозвратно утрачен. Но поразительно сохранившиеся традиции и устный фольклор позволяют представить насколько большой, сложной и величественной была культура пракавказских народов. И сведения об урартах и хурритах являются поздними упоминаниями о надвигавшемся финале жизни и культуры тех автохтонных народов, которые ещё ранее населяли не только Кавказ, но и ареал далеко за его пределами.
……………………………………………………………………………………………………………………………..
https://www.youtube.com/watch?v=rnVl7AkMIwsСатановский и Старостин о Китае и Кавказе, 01.11.17, 2/5
Евгений Сатановский и Г.С. Старостин – беседа.
В этой беседе Г. С. Старостин вкратце пояснял о том, что при изучении в ХХ веке кетского и енисейского языков, учёные заметили в этих лингвистических реликтах связь с северокавказскими, синотибетскими языками, а также с языками североамериканских племён и народа буриши (язык бурушаски) в Кашмире. (Возможно, буриши/бурушаски восходит к «буру» - Крепость (строение) – Бурув, буро, буроца). Так начиналось рождение теории об огромной и древней синокавказской (на дене-кавказской) языковой макросемье. В процессе беседы ведущий (другой, не Сатановский) вопрошает: «И получается, что все они произошли от какого-то одного народа, да?… Эти все баски, индейцы»? Старостин: «Языка». Ведущий: «Но язык носили одни и те же люди, какой-то один общий язык у них был когда-то». Старостин: «Да. Совершенно верно. Суть гипотезы в том, что некогда был единый язык. Он распространился по территории Евразии аж до самой Западной Европы, с одного края, и аж до Северной Америки, с другого края. И происходило это, судя по лингвистическим датировкам, где-то 10-12 тысяч лет тому назад. Может даже чуть раньше. Но потом синокавказское разнообразие было затёрто новыми волнами языковых переселений, уже гораздо более поздними, гораздо более современными. В итоге, несколько волн накрыли эту территорию, и на ней остались маленькие островки, которые находятся в горных или труднодоступных регионах». Далее Г.С. Старостин отметил, что компьютерная обработка материала в современное время подтверждает синокавказскую теорию.
Даже не принимая как научный источник свидетельства трёх авраамических религий, которые настаивают на том, что история послепотопного человечества начинается в горах урартов, мы можем в контексте сино-кавказской макросемьи отметить следующие немаловажные факторы в отношении северокавказских языков: 1) Кавказ географически расположен в относительном центре территории расселения данной макросемьи – от Пиренеев до Сибири и Северной Америки, 2) Именно на Кавказе имеется максимальное разнообразие языков этой макрогруппы, 3) Нахско-дагестанские языки лингвистически наиболее близки к хуррито-урартским языкам, то есть прослеживается лингвистическая связь с древними письменными культурами северокавказских языков, 4) Именно на Кавказе расположены майкопская, куро-аракская, кобанская и иные древнейшие археологические культуры, 2) храмовый комплекс Гёбекли-тепе (около 12 000 лет), расположенный на востоке Малой Азии, и, фактически, прилегающий с юга к Кавказу, на тысячелетия древнее каменных строений иных культур, 3) Именно на Кавказе найдены останки самых древних на территории Евразии людей – homo habilis (человек умелый) – Дагестан 2млн. лет, Грузия – 1,7 млн. лет. В данном контексте нет ничего удивительного, что представители сино-кавказской группы некогда расселялись по Евразии и Америке, и тем самым несли несли собственную культуру в аборигенные народы на пути своего расселения.
… Даже не принимая во внимание, как научный источник, религиозные писания авараамических конфессий, утверждающих о начале истории послепотопного человечества в горах урартов, мы можем обратить внимание следующее в отношении северокавказских языков: 1) Кавказ географически занимает центральное место в своей макросемье, 2) сохраняет максимальное число языкового разнообразия в границах этой макросемьи, 3) имеет лингвистическую связь с древнейшими народами Ближнего Востока – хурритами и урартами.
В указанном контексте, складывая ко всему ареал J2 от Средиземноморья, Балкан, Анатолии через Кавказ и далее Алтай, Иран, Индия можно вести речь о древнем движении - моё предположение - древней пракавказской/синокавказской языковой и культурной общности. Они были и аграриями, и скотоводами, и металлургами. Это всё совпадает с местами расселения древних культур близких хуррито-урартской сообщности. Хурриты же с урартами в рамках синокавказской макросемьи родственны нахско-дагестанской семьи. J2 в Армении - это потомки урартов, халдов, алородиев, которые в остатке растворились в пришлых армянах. J2 в Азербайджане - это ассимилирующиеся дагестанцы, к тюркам J2 не имеет отношения Также и в Турции - это потомки племён хурритов и урартов. В Грузии J2 -это большей частью картвелизированные субэтносы цова-тушинцы, сваны, хевсуры и др., когда-то являвшиеся родственными единому пракавказском массиву. У осетин J2 - это ассимилированные ингуши. Ну, и J2 в Средиземноморье - это древние культуры северного побережья, а также Трои, Крита, Сицилии, Кипра, Лемнос, Лесбос, Хиос, Кикладских островов. Интересно в этом контексте и расположение дольменов, что наиболее широко распространены на Кавказе. От Португалии до Юга Индии.