Дахи упоминаются у Геродота под именем даев как одно из кочевых иранских племен. Имя дахов также встречается в “надписи Даевой” ахеменидского короля Ксеркса I (486-465/4 гг до н.э.), где дахи включены в список тридцати дахью (земель, областей), которые являлись частью ахеменидской империи. Дахи упомянуты вместе с двумя скифскими группами, саками-хаумварга и саками-тиграхауда, среди различных земель и народов вдоль периферии империи.
В различных классических источниках дахи перечислены в списках персидской армии, которая боролась против Александра Великого в битве при Гавгамелах. Позже Александр включил дахов в свою собственную конницу, которая принимала участие в походах в Индию. Дахи были описаны как “конные лучники”, жившими к северо-востоку от Бактрии и к востоку от Согдианы. По крайней мере, некоторые дахи должны были проживать вдоль восточных краев пустыни Каракум, около древней Маргианы.
Распространение дахов на запад относится к середине III века до н.э. К этому времени дахи расположились в землях к северу от древней Гиркании вдоль юго-восточных берегов Каспийского моря. Эта область была позже известна как Дахистан (Дихистан). Страбон называет племена дахов: парны, ксантии и писсуры. Средневековый Дахистан был расположен на юго-западе сегодняшнего Туркменистана, к северу иранской провинции Голестан, которая была традиционно известна как Горган. Сам Горган назван Варкана в старых персидских текстах Ахаменидов, Веркана - в зороастрийских священных писаниях (Авесте), Гиркания в европейских (древнегреческих и латинских) текстах и Джурджан в арабских источниках.
В середине III века до н.э. дахское племя парнов во главе с Аршаком захватило власть в Парфянском царстве. Парны-дахи в письменных источниках становятся известны как парфяне. После падения парфянской династии аршакидов в начале III века н.э. возникает государство Сасанидов. Тем не менее парфяне сохранили привилигированное положение в государстве. В дальнейшем часть парфян, проживавших во внутренних областях Ирана, слилась с персидским населением, а парфяне, населявшие территорию современного Туркменистана и Центральной Азии, вошли в состав тюркских народов.
Имя дахов (dahae) с иранских языков переводится как "волк". В этой связи любопытно проследить связь с древним названием реки Урал (Яик).
Наиболее древнее упоминание реки, относимое к VII веке до н.э., приводит Геродот со ссылкой на Аристея. Аристей, побывавший в Скифии, назвал по-гречески эту реку Ликос, т.е. "волчья". Ко II веку н.э. относится письменное упоминание Птолемеем реки под оригинальным именем Даикс. Этимологию можно связать с иранскими: дах - "волк", и ик - "течение".
Скорее всего, древняя прародина дахов располагалась на Южном Урале до переселению на юг в низовья Сырдарьи.
Дахи так же упоминаются в Авесте наряду с ариями, туриями, сарима и сани, как названия народов, которые следовали за зороастрийской религией. В Ригвиде они упомянуты по именем даса (dāsa), как наименование неарийских племен, враждебных ариям. Даса с санскрита переводится как "враг". В Ригведе врагов также обозначают созвучным словом дайтьи. Дайтьями в индуизме названа раса великанов, сражавшимися с дэвами. Дайтьи были асурами.
Примечательно, что в зороастризме (Авесте) дахи, ахуры являются "силами добра" и имеют положительную коннотацию, а их враги - дивы - отрицательную, то в ведийской религии (возникшей на основе древних арийских дозороастрийских языческих верованиях) и в индуизме (Ведах) наоборот, даса, асуры - отрицательные персонажи, а дэвы - положительные.
Мэри Бойс, британская исследовательница зороастризма включала степи к востоку от Волги в качестве зороастрийской прародины. Время жизни Заратустры на основе археологических и лингвистических данных чаще всего датируют 2 тыс. до н.э.
Таким образом, можно соотнести иранские племена дахов с авестийскими дахами, которые жили на Южном Урале во 2 тыс. до н.э. Археологически место жительства соответствует абашевской и андроновской культуре. Генетически андроновцы скорее всего принадлежали к гаплогруппе R1a-Z93, абашевцы - к R1b-Z2106.
Следовательно, потомков дахов нужно искать среди носителей этих субкладов, прежде всего у иранских и тюркских народов. В этой связи, интересна гипотеза происхождения этнонима
башҡорт, предложенная учёным Р.М. Юсуповым, сторонником иранской гипотезы происхождения башкир. Он считал, что этноним
башҡорт имел ираноязычную основу в форме
бачагург, где
бача — «потомок, ребёнок, дитя», а
гург — «волк». Другой устаревший этноним башкир
иштәк по версии Р.М. Юсупова восходит к дахам и имеет ираноязычную основу
хешдек или
хешдак, где
хеш — «родня, потомок», а
дак или
дах — «волк».
Говоря о дахах невозможно не упомянуть о группе фракийских племен даков, известных в греческих источниках с V в. до н.э. Согласно Страбону, даки изначально называли себя даи (Daoi). Гесихий Александрийский писал, что daos — фригийское название волка. Этногенез даков связан с прото-фракийцами (сабатиновская культура), которые происходили от смешения коренных жителей долины Дуная с индоевропейцами в середине 2 тыс. до н.э. По
одной из гипотез предки носителей палеобалканских языков (фракийского, греческого, армянского, фригийского, албанского и др.) были мигрантами из Южного Приуралья и принадлежали к гаплогруппе R1b-Z2103.
На Балканах у современных народов найдена гаплогруппа R1b-Z2108>CTS9219, у башкир - гаплогруппа R1b-Z2108. Ближайший к башкирам субклад найден у индийца (не связано ли это с участием дахов в походах в Индию?). Как видим, сходство дахов и даков не ограничиваетя только простым сходством этнонимов, а можеть иметь общие генетические корни.