Интересно, с территории бывшей Византии получаются греческие и турецкие J2a1 Z6049 DYS438=7. Эрзурум, Трапезунд и т.д.
Трапезундский турок в данной ветви J-Y25817, скорей всего и понтийские греки из Эрзурума тоже из данной ветви.
https://www.yfull.com/tree/J-Y16464/
Необходимо заметить, что средневековая история Эльхотовских ворот неразрывно связана с «областью Ардоз» армянских источников («Ашхарацуйц», VII в.), мной вслед за В. Ф. Миллером отождествляемой с современной Владикавказской равниной и прилегающими к ней с юга горными ущельями. Иными словами, это территория современной Северной Осетии, средневекового Иристона уже тогда, по моему мнению, естественно подразделявшегося на «Уаллагир» (верхний горный Ир) и «Даллагир» (Нижний равнинный Ир). Уаллагир и Даллагир находились в постоянном историческом взаимодействии, сопровождавшемся перманентно протекавшими процессами взаимопроникновения аборигенных горно-кавказских племен (вслед за В. И. Абаевым воспринимаемых нами как этнический субстрат) и ираноязычных аланских племен сарматского происхождения (этнический суперстрат). Появление татаро-монгольских завоевателей и установление господства Золотой Орды дало мощный толчок миграционным процессам алано-ясского населения с плоскости в горы и завершилось окончательным формированием современного осетинского народа, в первую очередь, его восточной иронской группы. В этом состоит огромное научное значение историко-археологического изучения Эльхотовских ворот, как археологического микрорайона, и всей области Ардоз и ее памятников для ранней истории осетин и более глубокого понимания средневековой истории всего Центрального Кавказа вплоть до XV в.
Наши разыскания показывают, что именно в Эльхотовских воротах на левом берегу Терека в X—XII вв. сложился довольно крупный аланский населенный пункт, очевидно, раннефеодальный город, контролировавший путь через Эльхотовские ворота в область Ардоз и далее к побережью Каспия и основным перевалам в Закавказье — Крестовому и Мамисонскому. Наличие здесь города этого (может быть, и более раннего) времени надежно документируется огромным ЗКМ, уже давшим сотни катакомб с тысячами погребений, но далеко не исследованным до конца. Это городской некрополь, не затронутый татаро-монгольским завоеванием, тогда как культурный слой аланского городища X—XII вв. был перекопан и застроен Золотой Ордой.
В ЗКМ особо выделяется богатая катакомба 14, давшая науке интереснейшее погребение местного властителя-алдара первой половины XII в. Не исключено, что в это время он властвовал над всем Даллагиром. Вырисовывается, по археологическим данным, картина глубокой социальной дифференциации аланского общества X—XII вв. и выделения в нем дружинной элиты. Это важные позитивные результаты, уже отмечавшиеся в литературе.
После татаро-монгольского нашествия 1238 г., когда северокавказская Aлания была разгромлена и завоевана, область Ардоз-Даллагир и Эльхотовские ворота оказались под властью Золотой Орды. Алано-ясское городище X—XII вв. на левом берегу Терека близ Эльхотово становится летописным ордынским городом Дедяков-Тютяков. Вопрос о местоположении этого славного, известного города неоднократно рассматривался и дискутировался в научной литературе, но наиболее удачное решение предложено М. Г. Сафаргалиевым, Е. И. Крупновым и В. А. Кучкиным — город Тютяков тождествен городищу Верхний Джулат близ Эльхотово. Е. И. Крупнов писал: «Получение убедительных доказательств для более правомерного отождествления городища Верхний Джулат со «славным» ясским городом Дедяковым представляется мне одним из главных достижений наших многолетних раскопок на этом городище».
Судя по многим обстоятельствам, названные ученые были правы. Орда не случайно избрала Верхний Джулат — Татартуп опорным пунктом и базой на своей южной границе. Также не случайно Верхний Джулат в XIV-XV вв. привлек внимание «франков» итальянцев. Более того, есть некоторые основания полагать, что наряду с транзитной торговлей итальянцы организовали на Татартупе рынок торговли живым товаром — невольниками.
Внутренний механизм действия этой работорговли нам неизвестен, но известны факты поступления аланских невольников на рынки Трапезунда во второй половине XIV — начале XV в. Утратив былое значение крупного городского центра, в XVI—XVII вв. Татартуп по сложившейся традиции продолжал функционировать как рынок работорговли. Существенно, что с XIV—XV вв. источники знают город в Эльхотовских воротах только как татарский: Уллу-Маджар, т. е. «Малый Маджар», в отличие от «Большого Маждара» на р. Куме; татари шехяр, т. е. «город татар»; наконец, как широко известный Татартуп — «Татарский стан», или «Татарский холм». Видимо, после 1278 г. алан-ясов в городе почти не осталось.
Источник: Кузнецов В.А. "Эльхотовские ворота в 10-15 веках."