Таким образом, на основе немногочисленных нео-энеолитических краниологических дан-
ных Казахстана можно, тем не менее, говорить, что еще в доямное время население региона
было неоднородным и здесь происходили своеобразные этногенетические процессы. Вероятно,
они были связаны с метисацией, на наш взгляд, в основном между носителями степного мату-
ризованного европеоидного краниологического комплекса и именно уралоидного. Участие мон-
голоидного компонента возможно, но, скорее всего, он преимущественно западно-сибирского
происхождения и в определенной мере морфологический аналог тому, что некоторые исследо-
ватели называют «уралоидным». В частности, имеется в виду краниологический комплекс в
основном мезоморфный, мезобрахикранный, низко- или средневысокоголовый, умеренно про-
филированный по горизонтали, с несильно или средневыступающим носом. Нужно уточнить,
что этот комплекс представляет лишь один из вариантов северной евразийской антропологиче-
ской формации (по В.В. Бунаку [1956]), выделены и другие морфологические комбинации [Хох-
лов, 2007].
***
В итоге можем заключить, что «ямные» черепа из могильников Западного Казахстана об-
ладают собственной морфологической спецификой в ряду краниологических серий ямной и
афанасьевской культур. Она проявляется в некоторой горизонтальной уплощенности лица на
фоне общей матуризации. Вероятно, эти черты унаследованы именно от местного нео-
энеолитического населения среднеазиатских степей. Они не исчезают во времени и проявля-
ются в более поздних материалах, относящихся к заключительному этапу среднебронзового
века Южного Урала, в частности синташтинско-потаповских
***
С накоплением солидной фактической базы данных стало очевидно, что население ямной
культуры и ее сателлитов в обширном ареале Восточно-европейских степей и лесостепей было
политипичным. Это вполне закономерный результат, особенно если учитывать широкую хроно-
логию культуры — от позднеэнеолитического этапа в лице бережновского обрядового комплек-
са до второй половины среднебронзового века — отрезка времени, связанного с развитием
полтавкинской, тамаруткульской, катакомбной и других степных культур, их наложением и кон-
тактами, в том числе с коллективами, еще сохранявшими ямные традиции. Сложность антропо-
логического состава ямной культуры вполне убедительно продемонстрирована в работах ряда
исследователей [Герасимов, 1955; Фирштейн, 1967; Круц, 1972; Шевченко, 1986; Хохлов, 1998–
2000, 2006]. Это относится и к афанасьевской культуре Алтая и Сибири [Герасимов, 1955,
с. 535; Алексеев, 1961; Солодовников, 2003, 2005]. Подобного результата мы вправе были ожи-
дать и для Казахстанских степей, что, собственно, и прослеживается.
В общем население было политипичным, что неудивительно.