В порядке бреда, но напишу. Сразу предупрежу, что не лингвист и не историк ни разу и с древнетюрским не знакома )
«Скифы почитают только следующих богов. Прежде всего (в оригинале типа: в высшей степени) – Гестию, затем Зевса и Гею (Гея у них считается супругой Зевса); после них – Аполлона и Афродиту Небесную, Геракла и Ареса. Этих богов признают все скифы, а так называемые царские скифы приносят жертвы еще и Посейдону. На скифском языке Гестия называется Табити, Зевс (и, по моему, совершенно правильно) – Папей (Παπαῖος) , Гея – Апи». (Гомер. «История»)
Таким образом, Гомер перечислил знакомых ему богов древнегреческого пантеона.
Гестия - дочь Кроноса и Реи, иногда отожд. с Реей; богиня-хранительница домашнего очага, позднее тж. города, всей Эллады, и, наконец, всей земли, как средоточия мира (древнегреческо-русский словарь, И.Х.Дворецкий)
Зевс - бог неба, грома и молний, ведающий всем миром[23]. Главный из богов-олимпийцев, третий сын бога Кроноса и титаниды Реи[24]; брат Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Жена Зевса — богиня Гера. Отец богов и людей.
Гея —древнегреческая богиня земли[1]. Родилась вслед за Хаосом[2]. Является старшей сестрой Тартара и Талассы. Гея — мать всего, что живёт и растёт на ней, а также мать Неба, Моря, титанов и гигантов. Дочь Эфира и Гемеры[3]. Супруга бога неба Урана[4].
Скифы почитали Папая как священного предка – прародителя. Папай был мужем богини Апи. От их супружеского союза произошли многие другие боги и герои. Апи была богиней земли и воды. Ее скифы изображали в виде женщины с ногами переходящими в змей или в побеги растений. (Скифские боги).
Что касается верований предков «народов Поволжья: чуважей, мишар и татар» - наследников Великой Болгарии):
Суваро-булгары умели восхищаться красотой природы и черпать из нее силы, превозносили культ дерева, полагая, что дерево свою силу получает прямо от солнца и от Матери-Земли…Познавая силу души дерева, сувары находили древний источник целительных сил Природы-Матери…Священные деревья запрещалось трогать, все имущество считалось священным, неприкосновенным.
Все эти моменты, характерные для культа священных деревьев у древних суваро-булгар, находим в этнографических описаниях дохристианских религиозных верований чувашей XVIII-XIX веков. В них имеются сведения о почитании суварами священных рощ и устройстве в них языческих святилищ — киреметищ. Киремет по-арабски — «священное, запретное место», а в переводе с персидского — «добро». По мнению Д. Ф. Мадурова, киремет никогда не являлся божеством. Он олицетворяет перво-твердь с древом жизни на нем, возле которой концентрируются духи предков.
Священные деревья (особенно дуб) олицетворяли также образ Великой Богини, связанной с солнцем, землей, с возрождением природы — деревьев, цветов, всего живого.
Роль священного дерева в религиозном культе этносов Волжской Булгарии была настолько значительна, что его образ получил в последующие эпохи яркое выражение в произведениях художников, в устном народном творчестве, в национальном орнаментальном искусстве. Изображение плода священного дерева (дуба) символизировало плодородие, отвращало дурной глаз и являлось эмблемой счастливого брака. Изображение священного дерева в форме «древа жизни», украшения в форме желудя очень популярны в искусстве сувар и булгар.
В области обожествления огня у сувар и чувашей много сходного. Имеется известное описание Моисеем Каганкатваци культа огня у суварских племен. В его «Истории агван» есть указание о том, что сувары почитали бога Куар, который производил «искры громоносных молний». Исследователи уже второй пол. ХХ в. А. Б. Булатов и В. Д. Димитриев приводят соответствующие параллели этому культу из религиозных верований чувашей:
«суварскому богу молнии и грома Куару соответствует чувашский бог Аслати турă (от аслă атте — «великий, старший отец», «дед»). (Религиозные верования суваро-булгар - сувары.рф)
Табити (Гестия) - культ Природы-Матери – Табигать (природа на тат., "г" фрикативная,если правильно написала, т.е.почти не слышна)
Папай-громовержец-дух предка (Зевс) – Бабай (дед на тат.)
Апи (культ дерева, дух предка) (Гея) – Аби (бабушка на тат.)
Теперь по поводу «наследника» языка Вожской Булгарии. Есть мнение, что это гос.образование состояло из 3 (4) племен (народностей), где-то читала (никак не могу найти), что чуваши пришли немного позже уже со своим языком, спасаясь от хазарского беспредела.
"Волжско-булгарский язык не был единственным, на котором были написаны подобные надписи в поволжском регионе с середины XIII до середины XIV в.: добавление к волжско-булгарскому (языку, ближайшим современным родственником которого является чувашский), имеются также надписи на стандартном тюркском диалекте, который можно считать предком современного татарского языка" (Хакимзянов Ф. С. Эпиграфические памятники Волжской Булгарии и их язык. М., С. 5—15.).
Т.е. взаимосвязи «языки-верования» могли иметь более сложную, не всегда линейную преемственность. Вероятно, до принятия ислама предки татар исповедовали тот же культ природы, что и предки чуваш. Что, собственно, и могло способствовать мирному сосуществованию в пределах одной территории.