Уважаемый участники Форума. Хотел бы высказать мнение относительно карачаевских фамилий и о другом. В Карачае, по данных "Список холопам Карачаевского общества Баталпашинского уезда" за 1865 год на 130 страницах указаны не только старшины, бийи, уздени, бесфамильные крепостные, но и дворовые, вольноотпущенники, а в посемейных списках 1886 года августа месяца - из 23 тыс. человек показанных в них есть очень интересные сведения не только о биях, чанках, уллу-узденях, кара-узденях, каракешах (верное каракишах), азатах, но и чагарах, бывших крепостных иных "видов", как в сказано в этих списках. Так вот в 1865 году, т.е. до отмены крепостного права в Карачае в конце 1868 года есть Алиевы - уздени и вольноотпущенники, Дудовы - старшины или бийи и вольноотпущенники, Боташевы -(то же самое), Хубиевы - уздени и 27 семей вольноотпущенников, Джуккаевы - 2 семьи узденей и более 10 вольноотпущенников и т.д.
При этом в списках 1872 года (Северо-Осетинский архив) они уже все уздени. Но в 1886 году они опять вольноотпущенники.
О чем это говорит. Если мы тестируем представителя фамилии, то необходимо учесть и это и другое - так, Батчаевых примерно 14 тысяч человек - 6 атаулов считаются реальными Батчаевыми, а остальные носят данную фамилию. Узденовых еще больше (как они сами говорят). Тестирование 1-2 или даже 10 и даже 100, 200 человек ничего не даст или серьезно исказит генетический облик карачаевцев.
При этом желание показать, что мол данные ДНК -тестирования разрушает родство фамилий, входящих в такие подразделения как адурхаевцы или будиановцы и другие - с научной точки зрения не может быть принято, поскольку под родством следует все-таки понимать не только кровное - происхождение от одного предка, но и искусственное родство - побратимство, кормильство, аталычество, опекунство. Молочное родство в традиционном общество ставилось даже выше кровного родства. Породнившиеся соблюдали экзогамию, не вступали в брачные связи между породненными семяьми, а побратимство уже обязывало соблюдать экзогамию и внутри клана. В силу этих причин - профессор Суперанская и Волкова, с которыми я был хорошо знаком, выделили их не как роды или кровнородственные кланы, а как племенные подразделения карачаевцев, исходя из многочисленных фактов не кровного родства по данным своих и моих материалов. При этом племенное образование с течением времени переросло в клан - каум. Но тем не менее нет-нет да клановая солидарность нарушалась. И объяснения этому нарушению было одним, мол мы не были кровными родственниками.
Это судя по тестированию только подтверждает ранее сделанные выводы. При этом, следует также учитывать данные археологии, допуск ошибки датирования останков, почвы, материальных вещей и т.д. доведена до минимума.
Поэтому, несмотря на порой серьезные не относящиеся к науке обвинения в мой адрес, следует все же согласиться с Аланом. Пусть Болат не подумает, что здесь кроется этническая солидарность. Без дифференцированного анализа тестируемых у нас получится серьезная проблема, на которую будем уже отвечать мы этнографы и историки.
Для обществ Кавказа, который по меткому высказыванию Г.В. Цулая - является страной родственников, перемещения были так часты, что ошибки в хронологизации вполне допустимы.
Собирая этнографический материал - а это почти 1500 тыс. народных песен (начиная от колыбельных и кончая историческими), около 100 танцев и ритуальных действ, методов свежевания домашнего скота (Верхней Балкарии, Баксане, Урупском, Прохладненском, Зольском, Малокарачаевском, Карачаевском, Зеленчукском и других районах, а также в Дигории), десятки домашних промыслов, более 50 детских игр у балкарцев, карачаевцев, осетин, кабардинцев, черкесов, я понял одно, что Гиви Васильевич был прав, но у каждого народа есть все же своя специфика и она зависит не только от языка, но и в том числе от менталитета народа, от "генов". И это видят студенты, аспиранты, которым я показываю свои записи на экране или даю им послушать. Они сперва не могут уловить разницу, например, в исполнении карачаевского Чоппагъа барыу и осетинского Симда, но при пристальном просмотре понятно, что карачаевский хоровод в ЧБ менее импульсивен. Схожие, например, Исламей кабардинский и Истеме карачаевский серьезно отличаются друг от друга, первый менее архаичен, чем второй не только в хореографии, но и в знаково-символической составляющей. При этом и тот и другой - уже полноценные танцы без ритуальной составляющей.
Все это я привожу для того, чтобы было понятно, что на эти вещи влияет, в том числе "генетика" - где-то мы видим схожее с поволжскими народами, где-то с народами Кавказа, а где-то и не то и не другое, а как бы свое, но вот символическая сторона - т.е. данные семиотики, то здесь уже получается картина посерьезней, здесь вмешиваются не только корни биологического характера, но и духовные мировоззренческие составляющие. Последние могут подвигнуть и на другие размышления, а может быть это появилось не только благодаря политическим, культурным, языковым данным, но и по данным генов. Иначе говоря, генетика должна в "полном объеме" перейти на принятую в науке методологию - комплексный подход к исследуемому объекту. С ув. М.Д. Каракетов