Не надо пессимизма
думаю потомки тавров не уничтожены , а рассеяны и искать их следует и среди азовских греков и среди горных крымских татар
- есть еще два соображения, к тому же выехавшие к Дмитрию Донскому тоже ведь могли сохраниться,относительно закавказья- тавров обвиняли в пиратстве- то есть с мореплаванием были знакомы- а кто-то из древних географов писал, что Колхида замечательно обеспечена всем необходимым для строительства кораблей- наша Балаклава, которую также называли пиратским гнездом тавров тоже в прошлом отмечена как место , где ремонтировали и строили корабли- например в поздние времена генуэзцы - село более древнее , чем Балаклава рядом с ней называлось Камары - одно из предлагаемых переводов топонима - лодки однодревки
Этнографический очерк: мореходство абхазов
Ш.Д. Инал-Ипа
Наиболее ранние сообщения о мореходстве у колхских племен мы находим у Ксенофонта. По его описанию, вблизи Трапезунда были разбросаны "колхские селения", а у прибрежных моссиников было высоко развито рыболовство и мореплавание, о чем свидетельствовали сотни лодок этого племени.
Страбону принадлежат ценнейшие сведения о развитии мореходства у племен черноморского побережья Кавказа античного времени.
По его словам, в первом веке до н. э. мореходство было особенно развито у многоплеменных гениохов, занимавших побережье "в тысячу стадиев", в непосредственной близости от "Великого Питиунта".
Из страбоновского описания вытекает исключительно важное значение мореходства у гениохов, которые "господствовали на море", плавая на своих знаменитых камарах - небольших, узких и легких ладьях, рассчитанных на 25-30 человек.
Они славились как выдающиеся наездники и страшные для купцов морские пираты, живущие "морским разбоем".
Мореходство у гениохов являлось по тогдашним временам настолько развитым, что они были известны еще и по греческому названию своих лодок - ка-маритами. Ввиду скалистости берегов у них не было стоянок и гаваней, и они на плечах уносили свои лодки в леса и прятали до следующего выхода в море, как это практиковалось в Абхазии вплоть до XIX в.
У того же автора мы читаем, что из Колхиды шла понтийскому царю Митридату VI "главнейшая помощь для организации его морских сил" (XI, 2, 18).
Тацит (I в. н. э.), сообщая о выступлении рабов и местных кавказских племен против Рима под руководством Аникета, упоминает о том, как последний поджег римский флот, вследствие чего опустело Черное море.
"Поэтому-то, - пишет он,- и варвары горделиво разъезжали по морю, быстро построив суда, называемые камарами, с высокими боками и широким дном, сколоченным без медных или железных связей. При бурном море они соответственно подъему волн увеличивают верхи судов досками, пока они не закроются наподобие кровли. Так эти суда и колышутся среди волн, имея с обеих сторон одинаковые носы и переменные весла, так что для них безразлично и безопасно причаливать той или иной стороной".
Анонимный автор V в. говорит о керкетах, то есть черкесах, как о народе "весьма опытном в мореходстве", а по словам Ник. Дамасского, у них же, "если кто, управляя лодкой, ошибается, то все подходят один за другим и плюют на него".
Лодки "камары"
А. Н. Тарасов в своей исторической повести "Тимур на Кавказе", в основу которой, по словам автора, положена обнаруженная им рукопись "История происшествий на Кавказе в 1395 году, рассказанная очевидцем Франческо Аларо, Генуя. 1409 год", говоря о нападении пиратов "камаритов", пишет: "Камаритами греки называли черкесских и абхазских пиратов; они на своих лодках, "камарах", выжженных из стволов гигантских буков, которые прятали в рощах при устьях рек, внезапно нападали на купеческие суда, особенно в штилевую погоду"
Грецизировашшй термин "камарит",- писал Н. Я. Марр, - название племени, населявшего в исторические времена Абхазию, севернее Сухуми.
Трудно сказать, насколько марровское толкование этого термина соответствует действительности. Тем не менее, можно отметить, что в ущелье р. Гумиста, где некогда проходила древняя дорога и где сохранились сле ды множества развалин, находился, согласно указанию некоторых античных писателей, город под названием Команы, куда был отправлен в заточение Иоанн Златоуст.
Говоря о необычайной стойкости некоторых черт быта, в частности, мореходства, описанного Страбоном и без существенных изменений дожившего до XIX в., А. Н. Генко пишет: "При этом не пришлось бы даже менять номенклатуры: термин "камара", служивший древним керкетам и геииохам для означения их военных лодок, сохранился, судя по некоторым указаниям в литературе, до новейших времен".
Фр. Дюбуа писал: "Эти галеры называются по-черкесски kaf или kouafa, а также kamara; по-абхазски akhbat... Следовательно, "камара" - местный черкесо (-абхазский?) термин, бывший в употреблении еще в первой половине прошлого столетия.
Традиции "камаритов" сохраняются и в последующем, о чем имеется ряд указаний в существующей литературе, причем основными стимулами к развитию мореходства являлись экономические и культурные потребности, главным образом, торговля и занятие морским рыбным промыслом.