А в чем Вы видете проблему с этнографической памятью якутов? Сегодня живущие якуты могут помнить свою родословную до 7 поколения. А те генетические линии якутов, которые не пережили "стрес" помнить некому. Их потомков среди сегодняшних якутов почти нет.
Кстати, наверно казахские акыны в своих песнях воспевают процесс кардинальной смены генетического портрета жителей степи, который Вы смоделировали в своей статье.
Замечу, что одновременное использование НЕЗАВИСИМЫХ ДРУГ ОТ ДРУГА ДНК-генеалогических источников и письменных свидетельств позволяет до некоторой степени уточнить картину в сторону реальности. По якутам за последние 200 лет письменной информации вполне достаточно, просто надо этим заниматься и заниматься.
Казахские акыны героические подвиги калмыков не воспевают, как, впрочем. и наоборот. Да и русские татарских удальцов в былинах не чествуют. Это естественное умолчание. Нет народа, история которого состояла только из побед. периодические обломы - такая же историческая реальность.