Пересмотрел номера журанала, выбрал все по данной проблематике. Пусть будет в одном месте.
По ссылкам переход на полную статью.
Петров, Н. И. Словен «Русской Правды» и словене «Повести временных лет»
Петров, Николай Игоревич — кандидат исторических наук, доцент, научный сотрудник, научно-исследовательский центр «Актуальная археология», Санкт-Петербург, Россия,
npetrovspb@yandex.ru, Scopus ID 57195249408, AuthorID 407368
Термин «словенин» «Правды Ярослава» 1010-х гг. рассматривается в данной статье как основа для интерпретации сведений о той общности населения Приильменья, которая начиная с конца 1030-х гг. обозначается в летописях как «словене». Словенин «Правды Ярослава» противопоставлен княжеским русинам, в число которых входят отмечаемые далее в этом документе гридин, купчина, ябетник и мечник. Словенин, как и упоминаемый в ближайшем соседстве с ним изгой, не был включен в систему отношений княжих «мужей», она не определяла социальное существование как того, так и другого. Судя по близости терминов «словене» и «новгородцы» в летописных статьях 1018 и 1036 гг., именно со времени переноса в первой половине 1010-х гг. княжеской резиденции на место, названное впоследствии Ярославовым дворищем, не обитатели Рюрикова городища (изначального Новгорода), а владельцы кончанских усадеб, составившие основу местного боярства, начинают именоваться новгородцами. Термин «словенин» «Правды Ярослава» отражает повседневную этносоциальную лексику Новгорода начала XI в., что делает понятным политический контекст начала восприятия термина «словене» в качестве названия новгородцев формирующейся в конце 1030-х гг. древнерусской летописной традицией. Летописец, как это видно в тексте статьи 1036 г., не отличал словен от новгородцев, но упоминание последних в «Правде Ярослава» было недопустимо в силу социально-топографической неопределенности топонима «Новгород» в 1010-х гг.
В сравнении с термином «словенин» «Правды Ярослава» летописные «словене»Приильменья IX–X вв. вторичны и гипотетичны. Бытовал ли действительно где-то в верховьях Волхова этноним «словене» в IX в. ― мы не знаем. Летописец несомненно проецировал на новгородских словен хроникальных нарративов значение юридического термина «Правды Ярослава». Так, известие о различии парусов словен и руси, участвовавших в походе Олега на Константинополь, выглядит как достаточно искусственный перенос актуального для Новгорода начала XI в. вопроса о неравенстве тех и других на 907 г. Ко времени, когда соответствующие предания о событиях IX–X вв. фиксировались развивавшейся древнерусской летописной традицией, термин «словенин» «Правды Ярослава» не было забыт окончательно. Воспроизведение термина «словенин» в «Пространной редакции Русской Правды» начала XII в., хоть и является анахронизмом, свидетельствует о, по крайней мере, «пассивном» бытовании данного этносоционима среди древнерусской социальной элиты на протяжении всего XI столетия. Однако термину «словенин», стоящему в ряду прочих этнонимов в канонических ответах новгородского епископа Нифонта (1131–1156 гг.), присуще уже, очевидно, широкое значение «славянин», свойственное древнерусской книжной традиции.
https://slavica-petropolitana.spbu.ru/ru/arkhiv-nomerov/171-studia-slavica-et-balcanica-petropolitana-2017-1/commentarii-stati/407-petrov-n-i-sloven-russkoj-pravdy-i-slovene-povesti-vremennykh-let.htmlГорский, А.А., Плетерский А., Пузанов В. В., Шувалов П. В. Славянский мир раннего средневековья: Поиски формы (форум)
Отвечая на вопрос о целесообразности использования термина «племя» применительно к славянским обществам раннего Средневековья, А. А. Горский и А. Плетерский ответили, что не используют это понятие, тогда как В. В. Пузанов ответил, что использует этот термин для обозначения как догосударственных славянских образований в целом, так и славянских этнических общностей, основанных на родственных связях, реальных или фиктивных. П. В. Шувалов ответил, что предпочитает использовать термин «племя» скорее как литературное понятие, нежели как научный термин. По мнению А. А. Горского, использование термина «племя» применительно к раннесредневековым славянам неправильно, так как, во-первых, данное слово не используется в таком значении в источниках, а во-вторых, славяне в раннем Средневековье находились на стадии вождеств, а не на стадии племен. А. Плетерский, указывая на то, что племенные названия славян фиксируются поздно и являются, главным образом, результатом идентификации извне, рассматривает в качестве базовой социальной единицы ранних славян жупу. По мнению А. Плетерского, жупа как основная ячейка славянского общества представляла собой социальную, экономическую, религиозную и правовую целостность. В. В. Пузанов указывает на неопределенность соотношения понятий «племя» и «вождество» применительно к славянам, замечая, что в историографии вождествами стали называть то, что прежде именовали «племенными княжениями». Между тем, отмечает В. В. Пузанов, наличие вождя отнюдь не означает автоматически, что перед нами вождество. Отвечая на вопрос о механизмах возникновения и воспроизведения племенных идентичностей в славянском обществе, П. В. Шувалов отмечает, что в отличие от германцев у славян, видимо, не существовало устойчивых традиций аристократической родовой памяти с ее акцентом на близости к миру богов. По мнению П. В. Шувалова, княжеская власть у славян при формировании своей идентичности более опиралась на народные представления и на историю близких им трех-пяти предшествующих поколений в пределах реальной родовой памяти.
https://slavica-petropolitana.spbu.ru/ru/arkhiv-nomerov/152-studia-slavica-et-balcanica-petropolitana-2016-1/diskussiya-disputatio/345-gorskij-a-a-pleterskij-a-puzanov-v-v-shuvalov-p-v-poiski-formy-forum.htmlШинаков, Е. А. Что есть «славянское племя»? Ответы на вопросы редакции журнала «Studia Slavica et Balcanica Petropolitana»
Термин «племя» и «племенное объединение» давно используется археологами, в том числе и автором, для обозначения этнотерриториальных общностей, в наибольшей степени соответствующих той или иной археологической культуре или ее подразделению для разных территорий и эпох, включая славянскую «древность» и раннее Средневековье. В то же время этими понятиями отнюдь не исчерпывается все многообразие этносоциальных и потестарно-политических организмов, в том числе синхростадиальных племенам или их объединениям. Племена славян, вероятно, в наибольшей степени соответствовали сегментным линиджам по материалам прежде всего африканской этнологии. «Вождества» могли иметь разную форму, в том числе и племенных объединений и даже крупных этнопотестарных племен с разными формами правления и организации власти. Механизмы образования племенных и надплеменных потестарных структур (а без них эти организмы существовать не могут) различны, но ограничены по количеству их типов (не более десятка), при этом существенно различаются у разных групп славян и германцев. «Дружина» может быть одним из потестарно-консолидирующих факторов, но уже на надплеменном уровне; на Руси — в качестве инструмента создания «раннего государства» на базе «суперсложного вождества» во второй половине X в. Славянская общность в раннем Средневековье объединялась схожими языками или диалектами, но более ничем, кроме сознания образованных верхов Церкви — авторов летописей и хроник.
https://slavica-petropolitana.spbu.ru/ru/arkhiv-nomerov/152-studia-slavica-et-balcanica-petropolitana-2016-1/diskussiya-disputatio/343-shinakov-e-a-chto-est-slavyanskoe-plemya-otvety-na-voprosy-redaktsii-zhurnala-studia-slavica-et-balcanica-petropolitana.htmlФокт, К. Славянские этнополитические организмы: Несколько замечаний о «племенном вопросе» в качестве ответов на вопросы журнала Studia Slavica et Balcanica Petropolitana
Фокт, Кшиштоф — доктор археологии, Ягеллонский университет, Краков, Польша,
krzysztof.fokt@uj.edu.plВ статье предпринята попытка ответить на вопросы о славянских «племенах», поднятые журналом «Studia Slavica et Balcanica Petropolitana», сфокусировав при этом внимание на западных славянах. Автор исходит из того, что в настоящее время нет ни одного определения славянского племени, которое бы прямо соответствовало реалиям прошлого. Из-за скудости источников мы вынуждены вместо этого использовать условные термины. При этом термин «племя» применительно к западным славянам de facto используется как синоним понятий «этнос» или «народ». Вследствие этого почти каждая социальная единица, обладавшая каким-либо общим названием, которое может пониматься как этноним (за исключением лишь больших династических политий, эволюционировавших в конце концов в ранние государства) может в современной польской, чешской или немецкой науке именоваться «племенем». В статье также предпринята попытка разделить западное славянство на четыре отдельные зоны, представлявшие различные модели этнополитических структур: зону «лимеса» (где находились «gentes», сопоставимые с другими гентильными организмами поздней античности и раннего Средневековья), внутреннюю зону (где находились по преимуществу сегментированные общества, не проявлявшие заметной активности в военном деле и торговле и долгое время остававшиеся «невидимыми» авторам дошедших до нас источников в качестве этнополитических структур), приморскую зону (рано вовлеченную в торговлю и военное дело, но не разделенную, насколько нам известно, на «народы»/«племена»), а также переходную зону между областями «лимеса» и внутренними территориями (охватывавшую Лужицы и левобережную Силезию).
https://slavica-petropolitana.spbu.ru/ru/arkhiv-nomerov/152-studia-slavica-et-balcanica-petropolitana-2016-1/diskussiya-disputatio/341-fokt-k-slavyanskie-etnopoliticheskie-organizmy-neskolko-zamechanij-o-plemennom-voprose-v-kachestve-otvetov-na-voprosy-zhurnala-studia-slavica-et-balcanica-petropolitana.html