Все-таки хотелось бы по пунктам иметь Ваше аргументированное мнение. По каждому из пунктов. Все 9 пунктов относятся к этой статье и спор начался с неё
К вопросу о миграции славян.
http://cyberleninka.ru/article/v/puti-rasseleniya-slavyan-v-pskovsko-ilmenskom-regione
Добро!
1) Пожалуй, самый сложный пункт: и работа Еремеева почти на 1к страниц, и сама тематика не из легких - тут без
полведра тьмы времени не разобраться. Если я решусь на такое погружение, то сделаю разбор, но сейчас, честно, мне боязно в такое нырять.
Прокоммнетирую лишь мнение представителя паблика "Варяжский вопрос" (ничего из написанного им нет в работе Еремеева):
Ещё автор делает ошибку, называя срубную технику "восточнославянской". Восточные славяне познакомились с ней, опять же, только на северо-западе, типичной постройкой у них были полуземлянки, а не избушки. А срубную технику принесли с собой мигранты с Поволжья.
Дело в том, что.... в статье Белохвостова говорится про срубную технику строительства ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ ВАЛОВ, а не жилищ:
Подобная техника отличается и от срубной конструкции восточнославянских укреплений, и от техники польских городищ [19, c. 340]
Белохвостов ссылается на Херрмана, который пишет:
Этот способ строительства можно определить как столбово-панцирную конструкцию (отличную и от решетчатого деревянного каркаса польских городищенских валов, и от срубной деревянной основы валов восточнославянских городищ). В следующих столетиях она применялась, иногда в сочетании с другими типами конструкции, у ободритов, а также у более южных славянских племен междуречья Эльбы и Заале, в Чехии и Моравии (илл. 107). Там, где имелся известняковый плитняк, панцирные кладки сооружали полностью или частично из камня. Этот способ строительства уходит корнями в позднюю античность. Он применялся в крепостном строительстве как франками, так и славянами и наконец был перенят даже датчанами. Крупные датские государственные крепости на рубеже I и II тыс. н. э. были построены по тому же принципу. Однако современные раскопки дали пока слишком фрагментарный материал, для того чтобы составить полную картину условий, при которых распространился пот способ строительства укреплений.
т.е. либо представитель паблика не читал статью, которую разбирает, либо то, что он говорит - откровенный подлог. Как после этого серьезно относиться к научпопу ВК?)
2) Начну с первичных источников. Вот кусок текста из Лаврентьевской летописи:
АБЗАЦ По мнозех же временех сели суть Словене по Дунаеви... Словени же седоша около езеря Илмеря и прозвашася своим именем и сделаша град и нарекоша и Новгород;...
АБЗАЦ Поляном же жившим особе по горам сим...
И он же в Воскресенской летописи:
АБЗАЦ О Словенском языке: По мнозех же временех сели суть Словене по Дунаеви...
АБЗАЦ О великом Новеграде и о Руси: И пришедше Словене с Дуная и седше у езера Ладожскаго, и оттоле прииде и седоша около
озера Илмеря, и прозвашася иным именем, и нарекошася Русь рекы ради Руссы, иже впадоша во езеро Илмень; и умножився им, и соделаша град и нарекоша Новград...
АБЗАЦ Поляном же живущим особе по горам...
Придираться к возрасту Воскресенской летописи странно: летописи 100% уже были в 11 веке, но оригиналы до нас не дошли - только списки и уже не разобщенно, а в составе сводов. Самые ранние датируются 14 веком, но основная масса - 15 и 16. Воскресенская летопись уже существовала в 1520-1530 (см. Жуков 2016 "«Летописец начала царства» и Воскресенская летопись" Стр. 175)
Придираться к содержимому Воскресенской летописи и называть ее "переработанной ПВЛ" еще страннее. Левина называет причиной различий между текстами различных сводов и летописей следующее (см. Левина 1957 "К изучению Воскресенской летописи. По поводу статьи. В. В. Лаптева «Воскресенская летопись»" Стр. 699):
Различия между летописями могут быть объяснены выбором составителем разных известий из общего источника, привлечением других источников и редактированием известий, взятых из источников, в соответствии со своими политическими симпатиями и антипатиями. Определить их состав и содержание можно только в результате сравнительного изучения всех летописей XVI в.
Это сейчас мы знаем, что еще задолго до Новгорода было такое словенское поселение, как Любшанская крепость - она с 7 века стоит на Ладоге и погибла в 9 веке. Аналогично и первые новгородские сопки появляются около Ладоги и уже потом ползут к Ильменю. Какова вероятность, что переписчик внес свои фантазии о миграции "Ладога -> Ильмень" и угадал? Я полностью согласен с Левиной: в основе Воскресенской летописи лежал источник, содержащий полную версию текста о словенах, а в той же Лаврентьевской летописи этот участок, в какой-то момент времени, был отредактирован и упрощен.
Помимо этого, Левина очень высоко оценивает объемы Воскресенской летописи (см. Левина 1955 "О времени составления и составителе Воскресенской
летописи XVI века" Стр. 375):
Воскресенская летопись XVI век по богатству использованных материалов и полноты известий занимает первое место после Никоновского летописного свода
Что же касается придирок к приходу словен на Ладогу с Дуная, то это даже смешно: Лаврентьевская летопись тоже говорит, что славяне - с Дуная. Монография Назина 2017 "Происхождение славян: реконструкция этнонима, прародины и древнейших миграций" целиком посвещена дедукции происхождения славофонов на 2 проблемы: "происхождение славян" и "происхождение остальных славофонов", где 90% текста посвящено первой проблеме и она, на мой взгляд, решена без каких-либо противоречий - племя славян происходит с Дуная.
Кстати, пока готовил ответ на этот пункт, довелось поглядеть на статьи с археологией Ярьска и Куконоса -
Ravnur был совершенно прав: там нет следов ни вендов, ни словен. Выходит, что появление тех и других на разных участках Западной Двины (словене у истоков, венды в устье) - совпадение, не более.
3) Про этот пункт не могу добавить ничего, свыше того, что описал в сообщении
http://forum.molgen.org/index.php/topic,7326.msg464101.html#msg464101Опровержений выводов Витова и Джансонса в работе Санкиной нет, а помимо этого она сама подтверждает, что 6% исследованных черепов (1 группа из 15) имеет черты балтийских славян. Т.е. тезис "Антропология не подтверждает сходство новгородцев и ободритов." - ложь: сходства есть. По версии Санкиной - небольшие, по версии Витова и Джансонса - внушительные.
4) "Известность" чего-то кому-то сложно подтвердить/опровергнуть без письменных свидетельств (судовой журнал там, или еще что
). Но венды Ливонии - славяне и, почти наверняка, балтийские. Об их присутствии на реках Латвии и Литвы см. п. 5.
5) В землях балтийских славян сопки появляются под влиянием скандинавов в конце 8 века - факт (см. Седов 2002 "Славяне: историко-археологическое исследование" Стр. 345). В землях вендов сопки появляются в "последних веках 1 тысячелетия" - точной датировки не нашел. В землях словен сопки появляются в 8 веке, но начало/середина/конец века - не уточняется (см. Седов 1999 "Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование" Стр. 164). Т.е. словене уже несколько десятилетий как отгрохали Любшу и начали осваиваться на мелких реках у Ладоги, а тут к ним приходит новый обряд! Выходит, что обряд образовался на территории балтийских славян как результат контакта со скандинавами, а потом распространился в земли их колоний. !НО! Я не нашел ни у одного исследователя связывания этих трех дат и делания аналогичного вывода, т.е. это не более чем мои, неакадемические, выводы.
Академические исследователи включают Культуру новгородских сопок в список потомков Суковско-дзедзицкой культуры опираясь на другие материалы: керамика, постройки и т.д. (см. Седов 1995 "Славяне в раннем средневековье" Стр. 244-245) Лингвистическое родство словинского диалекта с ильменско-словенским говором подтверждают и акцентологи, внося оба языка в 3-ю акцентную группу славянских языков. (см. Дыбо 1990 "Основы славянской акцентологии" Стр. 111, 156) Традиционные языковедческие исследования говорят о том же: новгородский диалект близок к севернолехитских языкам (См. Зализняк 1984 "Наблюдения над берестяными грамотами" Стр. 151, 110. 1986 "О новгородских берестяных грамотах с лингвистической точки зрения" Стр. 217-218. 1988 "Древненовгородский диалект и проблемы диалектного членения праславянского языка" Стр. 169, 174)
6-7) Суметь вывести этимологию этнонима из балтского/финского языка - одно, а привести пример его применения по отношению к балтам/финам - другое. Нет свидетельств того, что в последние века 1 тысячелетия, когда иноземцы появляются в Ливонии, кто-то звал вендами кого-то из балтов/финнов. Зато есть тьма примеров, когда в синхронное время германцы так звали представителей племени славян. Да и часть финнов неспроста перенесла это имя на русских. Гидронимы и топонимы, очевидно, происходят от этнонима народа. (см. Седов 1995 "Славяне в раннем средневековье" Стр. 175-177, Казанский 2010 "Реки восточной части Балтийского бассейна и античные географы. Еще раз о Турунте и Хесине", Стр. 127-128. Кузнецов 2006 "Этногенез восточных славян: исторические очерки" Стр. 91 и далее)
Фасмер, кстати, разделял антов и венетов/венедов, выводя антов из иранского "край", но работа Грацианского 2012 "О происхождении этнонима "Анты"" (стр. 29, 32, 36-37) разбила его построения. Идея разделения антов и венедов вдвойне абсурдна, если вспомнить, что Винитарий ("потрошитель венетов") получил свое прозвище за победу над... антами.
Кстати, Назин, вторя Иордану и Прокопию, считает, что некогда венедами звалось и племя славян (которые на Дунае) - до того момента, когда не попали под власть Рима и не появилась нужда в противопоставлении "говорящий словами (по-нашему)" к "говорящий на романском". (см. Назин 2017 "Происхождение славян: реконструкция этнонима, прародины и древнейших миграций" Стр. 79)
8 ) На мой взгляд, ответ представителя паблика "Варяжский вопрос" очень мало соотносится с тезисом Белохвостова о том, что необходимо изучить территории пути Балтика->Эмайыга->Чудское озеро на предмет наличия там следов перемещения славян.
Диалог не сложился:
А: - Нам следует изучить Днепровскую нить пути из варяг в греки - там нас могут ждать новые открытия
Б: - Между прочим, в низовьях Днепра обитали кочевники и торговцам было опасно там плавать!
А: - што
9) ИМХО, Азбелев и Белохвостов тут перегибают: на основании совпадения имени в 2 источниках +/- одного времени объединять 2 личности в одну - очень странно.