Лингвисты по-моему единодушны, что Σκλαβηνοί заимствованы из славянского, и что корни слова "славяне" - в праславянском *slověne. Поэтому самое простое на мой взгляд объяснение, что данное самоназвание возникло ещё в праславянские времена и сохранилось в исторической памяти разошедшимися потомками праславян параллельно со своими родо-племенными или политическими названиями, почему мы и встречаем это название на разных концах территории их расселения в письменных источниках их письменных соседей. А потом и в их собственных первых письменных источниках. Причём всё это было зафиксировано при ещё сохранившейся памяти о своём славянстве, когда это не успело забыться. Поэтому славяне возможно единственные в Европе, кого объединяет не только общая языковая семья, но и память о былой общности (иначе нас, русских, не пытались бы так усиленно выталкивать из славян, из Руси и даже из русских), не открытой ретроспективно учёными мужами, а передававшейся из поколения в поколение.
В общем, ничего нового и оригинального.
В плане восстановления самоназвания славян у языковедов не единодушие, а почти единодушие: еще довольно большая группа исследователей считает изначальным самоназванием *
стлаваны в значении "расстилающиеся по земле". Это позволяет надежно отождествлять их со
спорами "рассеянными [по земле]" и
ставанами. Но не
спалами/спалеями - они, напротив, одни из самых ненавидимых славянами врагов (иранского, скорее всего, происхождения) и угнетателей - см. Алексаху.
Особенно ценно тут слово
споры, т.к.
1) Прокопий четко говорит, что это былое имя и склавинов, и антов;
2) слово явно является калькой со славянского подлинника;
3) Прокопий сам приводит этимологию подлинника - "населяющие землю, разбросанно расположив на ней свои жилища".
Помните этноним племени
ободричи/ободриты, которое до 1970-х восстанавливали как "живущие по Одре", но смущались тому, что от них до Одры как от Москвы до Тулы? В 1970-х Брюкнер и Трубачев обратили внимание на приписку Эйнхарда о том, что местные люди (vulgo) зовут их -
praedenecenti "разбойники и убийцы" и тогда стало ясно, что к Одре они, действительно, никакого отношения не имеют, а название их племени (обдиратели) это что-то вроде современного
душегуб или Крижаничского
людодёр Комментарии это важно!
Но, несмотря на поддержку
*стлаванов Шафариком, Гаркави, Топоровым, Ивановым, Ловмянским, Мачинским и Тихановой, объемной работы по исследованию диалектов, этимологии и вероятности того, что это вообще не ошибка, никто не проделал.
А в 2015 Романчук вскользь
предложил восстанавливать самоназвание славян как
*стлавене, что понравилось Балановской и рассвирепило Коломийского. Через год, в 2016, Романчук опубликовал полнокровную работу
"*СТЛАВЕНЕ КАК ИСХОДНАЯ ФОРМА ЭТНОНИМА ‘СЛАВЯНЕ’:КОНТУРЫ ГИПОТЕЗЫ", где проанализировал диалекты, предложил этимологию (*stl- "стелить") и показал, что в текстах у римлян не только не было какой-либо описки, но и даже искажения (замены "запретного" -сл- на -скл-) - римляне передавали названия тех племен стлавенов, которых они встречали, ровно так, как те им себя представляли: а т.к. диалектов уже тогда была тьма (как показал Зализняк и как шутил какой-то академик Словении - "Карта диалектов Словении выглядит так, словно каждое славянское племя когда-то прислало сюда свою делегацию - почти 50 диалектов!"), то отсюда и такой зоопарк похожих, но разных слов для описания одних и тех же варваров. В частности, у псковского, кашубского и некоторых польских диалектов выявлен переход *tl>kl (стлавене стали склавенами, Вистла стала Висклой), а у некоторых словенских и закарпатских диалектов наблюдается сохранение *tl.
Но сторонникам "пражского капкана" и "критерия бездиалектности" такие версии придутся не по нраву и так будет продолжаться до тех пор, пока археологи и языковеды живут на разных планетах
Единственное, что меня смутило в работе Романчука, это отсутствие этимологии для второй половины слова
*стлавене, а именно "вене". В ИЕ корень *ven- означает "влажный, мокрый" и тогда название народа можно объяснить как "стелящиеся у влажных мест (рек, озер)" - очень банальное, а потому высокодостоверное имя - его можно вообще к почти любому европейскому племени применить
В последние годы, что не может не радовать, уродилось сразу несколько здоровских работ по диалектологии - Грацианский, например,
доказал и
отстоял то, что слова "венет" и "ант" это одно и то же слово (со значением "влажный, мокрый") в разных диалектах праславянского.