В том-то и дело, что здесь же говорится о том, что славяне непосредственно пришли в Поднепровье и стали полянами и древлянами. Т.е., происхождение радимичей и вятичей от ляхов - это не позже, а тогда же. Это место можно интерпретировать по-разному, самое естественное - название славяне в данном отрывке употребляется в другом смысле, чем в рассказе о расселении. Как название конкретного народа, типа сегодняшних словаков. Тогда получается что-то вроде: поляне и древляне - от словаков, радимичи и вятичи - от поляков.
Рассказ о расселении пришедших с Дуная славян и рассказ о происхождении радимичей и вятичей находятся в разных местах Повести.
Рассказ о расселении идёт сразу после сообщения о происхождении славян от 72 народов, разделившихся при строительстве вавилонской башни. Рассказ о происхождении радимичей и вятичей находится дальше, после легенды о Кие с братьями и сестрой и легенды о погибших обрах.
То есть, происхождение радимичей и вятичей не идёт в контексте расселения пришедших с Дуная славян, поэтому, на мой взгляд, вполне допускает промежуток времени между расселением дунайских славян-нориков и приходом к Сожу и Оке братьев-ляхов Радима и Вятко.
Можно конечно противопоставить происхохдение от славян происхождению от ляхов в контексте гипотезы о параллельном существовании двух народов, славян и ляхов (хотя выше в Повесте говорится, что ляхи - это те же славяне, только живущие на Висле):
Поляномъ живущимъ о себѣ, якоже ркохомъ, сущии от рода словѣньска и наркошася поляне, а деревляне от словенъ же и нарекошася древляне; радимичи бо и вятичи от ляховъ.
Но тут можно также толковать, что поляне и древляне непосредственные потомки пришедших с Дуная славян-нориков, а радимичи и вятичи - так сказать, опосредованные потомки двух братьев-ляхов, которые в свою очередь являются потомками пришедших с Дуная на Вислу всё тех же славян-нориков.
Да и вообще, я думаю, требования логичности и последовательности изложения от средневекового книжника, собиравшего преданья старины глубокой о делах давно минувших дней, являются завышенными. Он мог записать общую легенду о расселении славян с Дуная, потом услышать легенду о происхождении радимичей и вятичей, и внести также и её. Хотя, как по мне, здесь одно с другим логически всё же можно соединить.
Не означает. Возможно, близки к истине слова Н.И. Толстого: "со времён Нестора Летописца и до наших дней общеплеменной показатель (славяне) никогда не был доминирующих, всегда был сопутствующим, или даже в отдельных славянских регионах отсутствовал"
Абсолютно согласен. Вполне реаольный и простой сценарий. Ещё Иордан говорил, что:
У левого их [Альп] склона, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы (Висла), на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами.
То есть ещё в те времена говорили о существовании названий, соответствующих родам и местностям (типа, радимичи и бужане ПВЛ), и в большинстве случаев/преимущественно параллельному им наименованию "славяне".
Что было необходимо автору ПВЛ изучается историками. Выдвигаются гипотезы, идут споры. Многое неясно, часто приходится карабкаться по витым тропам, сводить цитаты, корпеть над статистической цифирью, но поиск продолжается и результаты есть. В разноголосице приметны и лейтмотивы.
Даже насчёт моих мотивов мои современники могут только выдвигать гипотезы. Хотя у них есть возможность спросить о них у меня напрямую. И то не факт, что рассказанное мною будет соответствовать действительности. Человек, как мне кажется, вообще зачастую сам не может самому себе дать внятное объяснение собственной мотивации. Как говорил доктор из "Формулы любви",
голова - предмет тёмный, исследованию не подлежит © А тут другой человек, ещё и живший в период Средневековья.
Я конечно не начитан в теме мотиваций Нестора, но пока что вижу только процесс размножения гипотез, типа: Нестор заимствовал слово "славяне", Нестор придумал названия восточнославянских племён, вот из свежеопубликованного в этой теме выше - Нестор перенёс сведения о неравенстве между русью и словенами Русской правды в свою Повесть, превратив их в известие о различии парусов словен и руси, участвовавших в походе Олега на Царьград и т.д.
Возможно большинство исследователей в будущем поддержит какой-то один "пакет гипотез", и он станет мейнстимом. Но, он всё равно останется "пакетом гипотез".