Буддийское учение основано на том, что тело состоит из бесчисленных «дхамм» – «квантовых» элементов, включающих телесное и психическое, которые как в бесконечном калейдоскопе перетасовываются, и после смерти воплощаются в новые телесные дхаммы. За всем этим нет неизменного и постоянного «Я».
Учение о дхаммах можно успешно приложить к… этническому развитию человечества.
Этнос – это калейдоскопическое сочетание «этнодхамм» – языка, этнонима, генов, расовых типов, традиций, ментальности, способов хозяйствования и т. д. Сочетание, никогда не бывающее в разные моменты времени полностью подобным, хотя и обнаруживающее непрерывность развития из одного сочетания в другое – как в калейдоскопе. В этносе идёт постоянное изменение и полная смена разных этнодхамм. Меняется язык, гены, традиции, способы добывать и развивать средства существования и пр.
Иначе говоря, не существует того, чтобы было внутренней сущностью этноса. Обыденное же сознание воспринимает народ (особенно свой собственный) именно как носителя некой неизменной сущности, несомой в веках.
В реальности текущее сочетание «этнодхамм» обнаруживает ясную преемственность только с недавними сочетаниями последних поколений. Но процесс калейдоскопических перетасовок непрерывен, и понять, что же такое особенное связывает ваш народ с «вашими» тысячелетними/двутысячелетними «предками» становится всё менее и менее очевидно с каждым временным шагом.
За большие промежутки времени преемственность начисто исчезает - в «одном этносе» сменяется всё: язык, этноним, гены, традиции и т. д. Да и самого «того» этноса уже нет: все этнодхаммы, даже те, что остались, сто раз перетасовались, перезаимствовались, этнос успел распасться и снова объединиться во что-то новое.
Эта реальность покажется любителям «корней» и «десятитысячелетних предков» неприятной, но от этого она не изменится. У этноса нет «внутренней сущности». Перевоплощаться нечему.