АвторТема: Рязанская (русская) мещера  (Прочитано 23220 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Аббат БузониАвтор темы

  • Модератор
  • *****
  • Сообщений: 19888
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1818/-60
  • Y-ДНК: I1-SHTR7+
  • мтДНК: H16-a1-T152C!
Re: Рязанская (русская) мещера
« Ответ #90 : 14 Февраль 2016, 17:07:42 »
Действительно неплохо, но пока не вижу связи с русинами.

Оффлайн Аббат БузониАвтор темы

  • Модератор
  • *****
  • Сообщений: 19888
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1818/-60
  • Y-ДНК: I1-SHTR7+
  • мтДНК: H16-a1-T152C!
Re: Рязанская (русская) мещера
« Ответ #91 : 12 Февраль 2017, 22:07:30 »
Похохотал, некий рожанский пытается умничать ничего не зная о выборке и истории края, зато какие смелые выводы. Позор.


http://pereformat.ru/2016/12/kak-rusov-prevratili-v-kolonizatorov/
Точку в дискуссии Д.К. Зеленина и С.П. Толстова о происхождении мещеры, кажется, могут поставить данные с ДНК-проекта FTDNA «Эрзя, мокша, мещера». На нем размещена большая группа уроженцев Кадомского района Рязанской области, что располагается в самом сердце исторической Мещёры. Проект частный, а потому в списке есть несколько групп документированных родственников. Если засчитывать такую группу как одного участника, во избежание статистического перекоса, то всего получается 31 человек. Это немного, но с учетом численности населения Кадомского района (около 10 тыс. жителей), получается вполне репрезентативная выборка – один тестируемый на 150-200 мужчин.
 
Вот как они распределились по гаплогруппам: G2a -3, I1 – 2, I2a-CTS10228 – 6, R1a – 15, R1b-Z2103 -4, R1b-L51 – 1. О чем говорит эта статистика? Видимо, о том, что либо предки всех этих людей полностью вытеснили древнюю мещеру, не оставившую следа в их родословных, либо они сами были мещерой, но не с финно-угорскими, а со славянскими корнями. В обоих вариантах «идея-микс» терпит крах в данном конкретном районе.
 
Некоторую дополнительную информацию можно извлечь из ветвей, к которым принадлежат участники. Они были определены не у всех, поскольку многие ограничились базовым 12-маркерным тестом. Можно отметить группу из 5 участников, у которых оказались линии, весьма специфические для Западной Европы: G2a-L497 (2), I1-A196 (2) и R1b-L51 (1). Как их предки могли оказаться на Рязанщине, видимо, можно выяснить, привлекая материалы краеведения. Гаплогруппа R1a представлена почти исключительно субкладом Z280. Только один из 11 участников, имеющих надежное отнесение, оказался из центрально-европейской ветви (CTS11962), что присутствует у всех без исключения славянских народов. Остальные принадлежат к широко распространенным у русских северной евразийской (Z92), восточной карпатской (Y2902) и балто-карпатской-2 (YP578) ветвям. Последние 2 ветви, судя по особенностям филогении и географии, присутствуют в этом регионе не менее 2000 лет. Выводы делайте сами.

Оффлайн Аббат БузониАвтор темы

  • Модератор
  • *****
  • Сообщений: 19888
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1818/-60
  • Y-ДНК: I1-SHTR7+
  • мтДНК: H16-a1-T152C!
Re: Рязанская (русская) мещера
« Ответ #92 : 13 Февраль 2017, 15:42:31 »
А сейчас я пущу разящие стрелы критики по пунктам.

Цитировать
Точку в дискуссии Д.К. Зеленина и С.П. Толстова о происхождении мещеры, кажется, могут поставить данные с ДНК-проекта FTDNA «Эрзя, мокша, мещера».

Кажется совсем наоборот, тестируем ареал мещеры в основном мы с mefo, да и то узколокальный ареал, который входит в сферу наших генеалогических интересов, остальные результаты к великому сожалению меркнут на фоне нашей работы. С одной тот же рожанский и его лучший друг критикуют ученых за "северных русских", как эталон всех русских, с другой десяток деревень вдруг могут ответить на вопросы по этногенезу всей мещеры.

Цитировать
На нем размещена большая группа уроженцев Кадомского района Рязанской области, что располагается в самом сердце исторической Мещёры.

Или с географией туго или за уши притянуть надо, поскольку Кадомский район это восточная окраина Мещеры. И более того, в этой группе есть люди из других районов.

Цитировать
Проект частный, а потому в списке есть несколько групп документированных родственников.
Чистой воды фантазия, да проект частный, но в нем не обязательно могут быть группы документированных родственников.

Цитировать
Если засчитывать такую группу как одного участника, во избежание статистического перекоса, то всего получается 31 человек.

146%, что это глупость.
1) в группе под названием "3. Meschera (Рязанская/Русская мещера)" всего 30 человек, а не 31.
2) если считать однофамильцев, как одного человека т.е. предствителя рода, то получится 27 уникальных фамилий
3) если считать только "кадомских" по системе, что в пп.2, то получается всего 22 человека
4) если учитывать, что люди с разными фамилиями, но с одинаковым субкладом и их корни из соседних деревень, которые в свою очередь вышли из двух больших деревень и у них скорее всего общий предок в районе 9-10 поколений, то получается всего 10 человек

Следовательно вот эта фраза становится очередной глупостью
Цитировать
Это немного, но с учетом численности населения Кадомского района (около 10 тыс. жителей), получается вполне репрезентативная выборка – один тестируемый на 150-200 мужчин.

Цитировать
Вот как они распределились по гаплогруппам: G2a -3, I1 – 2, I2a-CTS10228 – 6, R1a – 15, R1b-Z2103 -4, R1b-L51 – 1.

Теперь следим за руками из 31 человека оп системе рожанского

G2a - 3 по факту 2
I1 – 2 по факту 2
I2a – 6 по факту 6
R1a – 15 по факту 12
R1b - 4 по факту 4
R1b-L51 - 1 по факту 1
Итого 31 по факту 27

Думал я думал, какие же для подлога использовал данные рожанский, частично понял. Он взял еще и кадомских мещан и купцов, которые к слову не относятся к этногруппе рязанская мещера.
Но и даже в следствии этой хитрой манипуляции 15 R1a не получаются, даже если взять Акимова из Савино того же Кадомского района, да и Алямовских двое.

Цитировать
О чем говорит эта статистика?

О том, что статистик хреновый, больше она ни о чем не говорит.

Цитировать
Видимо, о том, что либо предки всех этих людей полностью вытеснили древнюю мещеру, не оставившую следа в их родословных, либо они сами были мещерой, но не с финно-угорскими, а со славянскими корнями. В обоих вариантах «идея-микс» терпит крах в данном конкретном районе.

А вот это еще один интересный момент и тут у меня масса вопросов:

Полностью вытеснили какие гаплогруппы? Видимо намек на N1c?
А разве есть данные по дДНК о наличии оной и вообще какой-либо?
А разве у соседней эрзи много N1c и есть "славянская" I2a?
А разве этногенез мещеры не дает нам данные о том какие племена участвовали в ее этногенезе?
А разве средневековая мещера и этногруппа русских - рязанская мещера это тождественные величины?

Так что там терпит крах еще бабка надвое сказала.


Оффлайн Srkz

  • Сообщений: 8462
  • Страна: ru
  • Рейтинг +4812/-3
  • Y-ДНК: N-L1025 Y64023
  • мтДНК: U4a1-a C16134T
Re: Рязанская (русская) мещера
« Ответ #93 : 21 Декабрь 2017, 14:19:27 »
Попробовал сравнить по IBD-сегментам выборку мещеры и рязанско-тульскую выборку. Бурое - больше общего с мещерой, зеленое - с рязанцами. Поскольку сильных различий между выборками не видно, ярко-красного или ярко-зеленого нет.

Среди восточноевропейцев у мещеры выделилась выборка русских с рек Унжа, Ветлуга и Вятка, я назвал ее Russian-Volga-Vyatka. По моей теории, искать потомков костромской мери надо среди них, возможно, связь идет по этой линии. Также выделилась мокшанская выборка, однако с ними никогда не знаешь, закономерность это, или случайность. Эрзяне и татары-мишари не выделились.
За пределами региона у рязанцев выделились западные славяне - поляки и словенцы, у мещеры - народы Сибири (в первую очередь угры и самодийцы), три среднеазиатские выборки и две из юго-восточной Азии.
Возможно, объяснять это надо следующим образом: основная масса восточноевропейцев одинаково родственна и мещере, и рязанцам. Поэтому выделились только самые крайние варианты - у рязанцев это крайний западный вариант славян, у мещеры - крайний восточный вариант уральцев. Однако все равно обращает на себя внимание, что не выделились марийцы с удмуртами, которые заметно отличаются от балто-славян и обычно проявляются у потомков финно-пермских народов. Поэтому не-славянский и не-балтский компонент мещеры выглядит не финно-пермским, а скорее степным.

PS И для сравнения, эрзяне минус та же рязанская выборка
« Последнее редактирование: 21 Декабрь 2017, 14:35:25 от Srkz »

Оффлайн Аббат БузониАвтор темы

  • Модератор
  • *****
  • Сообщений: 19888
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1818/-60
  • Y-ДНК: I1-SHTR7+
  • мтДНК: H16-a1-T152C!
Re: Рязанская (русская) мещера
« Ответ #94 : 15 Февраль 2018, 12:10:16 »
Спасибо.

В принципе все логично. Пресловутый субстрат у мещеры есть, но он крайне мал, чтобы говорить о конкретном месте его происхождения, однако вектор его однозначно восточный, что собственно не противоречит этногенезу рязанской мещеры = Западное влияние (КРИВИЧИ+балты ) + Восточное влияние (условно писеральцы, которые впитали в себя гены, опять же условно, степные и сибирские), где кривичи внесли самый весомый вклад. Эрзя несколько смутили, антропологически связь таки есть, но думаю и этому есть объяснение.

Возможно надо посмотреть варианты "-мокша" и "-эрзя", "-мокша-эрзя", "-мокша-эрзя-рязанцы" может что-то интересное получится.
 
Рязанцы (все кто южнее Оки) же это потомки вятичей в массе своей, поэтому они и тяготеют к западным славянам на контрасте рязанской мещеры. Все логично на первый взгляд.


Оффлайн Аббат БузониАвтор темы

  • Модератор
  • *****
  • Сообщений: 19888
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1818/-60
  • Y-ДНК: I1-SHTR7+
  • мтДНК: H16-a1-T152C!
Re: Рязанская (русская) мещера
« Ответ #95 : 21 Август 2018, 10:53:20 »
Очень интересные результат из Мещеры

IN32936   Ageev   Ageev Vladimir, b. 1936   Russian Federation   J-M172   12   24   15   10   14-17   11   15   12   12   11   28   16   8-9   11   11   28   16   19   29   13-15-15-18   12   10   19-20   13   15   16   17   36-37   11   9   11   8   17-17   8   12   10   8   11   9   12   21-23   16   11   12   12   17   8   13   23   20   12   13   11   14   10   12   12   11   33   15   8   14   12   26   27   19   13   11   13   11   11   10   12   11   10   11   11   31   11   12   23   14   11   10   26   15   18   11   22   14   11   14   25   12   21   18   9   15   18   9   10   11

На месте Максума и причастных я бы обратил на него внимание

Оффлайн Аббат БузониАвтор темы

  • Модератор
  • *****
  • Сообщений: 19888
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1818/-60
  • Y-ДНК: I1-SHTR7+
  • мтДНК: H16-a1-T152C!
Re: Рязанская (русская) мещера
« Ответ #96 : 26 Август 2019, 18:49:52 »
Интересный субклад

IN32936   Ageev Vladimir, b. 1936   Russian Federation   J-Z38241

https://www.yfull.com/tree/J-PH1602/

Оффлайн mikhail a.

  • Сообщений: 1474
  • Страна: ru
  • Рейтинг +472/-0
  • Y-ДНК: J2a-PF5252
  • мтДНК: T2b
Re: Рязанская (русская) мещера
« Ответ #97 : 27 Август 2019, 00:24:50 »
Интересный субклад

IN32936   Ageev Vladimir, b. 1936   Russian Federation   J-Z38241

https://www.yfull.com/tree/J-PH1602/
Оттуда же 314932 Gorbachev,  курируемый ув. Evg33. Тут обсуждали http://forum.molgen.org/index.php/topic,373.msg239467.html#msg239467
По близости "обитает" еще некий 792852, но кто он - понятия не имею. Может кто-то знает.
« Последнее редактирование: 27 Август 2019, 00:35:41 от mikhail a. »

Оффлайн Аббат БузониАвтор темы

  • Модератор
  • *****
  • Сообщений: 19888
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1818/-60
  • Y-ДНК: I1-SHTR7+
  • мтДНК: H16-a1-T152C!
Re: Рязанская (русская) мещера
« Ответ #98 : 09 Сентябрь 2019, 17:53:28 »
Рюрикович у нас в селе есть, теперь "подобрались" к ратшичам. 6-ой век конечно, но и так не плохо. Вангую, что у нас там еще несколько кандидатов на эту ветку есть.

http://forum.molgen.org/index.php/topic,4410.msg458313.html#msg458313
http://forum.molgen.org/index.php/topic,1280.msg458312.html#msg458312

Оффлайн AppS

  • Свідок ДНК 47 рівня
  • Сообщений: 4096
  • Страна: ua
  • Рейтинг +748/-2
  • R1a1a (P278.2*) / U5a1b1c
    • ДНК родословные исследования Чернигов-Нежин
Re: Рязанская (русская) мещера
« Ответ #99 : 04 Декабрь 2019, 13:14:21 »
что-то из этого может быть правдой?

http://mediaryazan.ru/ekskursia/detail/355135.html
Цитировать
Курша — это историческая местность на берегу Балтики, выдающаяся в янтарное море знаменитой песчаной дюной Куршской косы, и как это название перекочевало в мещёрскую глушь неизвестно.

В начале ХХ века на страницах научных изданий этнографы стали открыто заявлять: в мещёрской глубинке в семи селениях (Ветчаны, Курша, Сергеевка, Иванково и другие) обитает неизученная этнографическая группа русских — куршаки. Было установлено, что жители окрестных селений по каким-то причинам кличут куршаков «литвой», «литвой головастой» и «литвой некрещёной».

Учёные же доказали, что традиционная одежда куршаков включает красную понёву с ромбическим орнаментом, где применяется особая техника тканья, известная, кроме куршаков, только литовцам и удмуртам. Облик дополняли лапти «мордовского» типа, чёрные повилы, встречающиеся у мордвы, марийцев и чувашей, плетёные оборы, сближающие куршаков с белорусами и литовцами, и, конечно, «цокающий» говор, где звук «ч» заменялся на «ц». Так и говорили: «Отцаво бы цайку не попить». Обнаружили в говоре куршаков и чисто балтийские слова. Пожилые жители села Ветчаны и сегодня непременно расскажут о том, как в советские годы к ним приезжали учёные за образцами волос на «генный анализ» и доказали наличие балтийских кровей. Иван Алексеевич из села Иванково рассказывал: «У моего брата выстригали волосы и делали анализ в Литве. Приехали во второй раз, сказали — сходится, значит — с Литвы».

Теперь уже вопрос встал перед историками: в какую эпоху в Мещерские леса могли попасть литовцы-балты? В итоге, о происхождении куршаков единой точки зрения нет и до сих пор. Полагают, что куршаки являются потомками литовских воинов, захваченных в плен и поселённых в мещёрской глуши в период противоборства рязанских князей с Литвой, примерно в ХІV-ХV веках. В период Куликовской битвы Литва активно боролась за свой ломоть русских земель, а в эпоху Ивана Грозного граница литовских земель проходила в непосредственной близости от Москвы: напряжённость и конфликты были обычным делом.

Версия о пленении и насильственном заселении справедлива ещё и потому, что добровольно жить и вести хозяйство среди неосушенных болот Мещеры смерти подобно. Со временем переселенцы, включавшие, видимо, и белорусский компонент, смешались здесь с местным населением. В результате такого сложного переплетения судеб возникла оригинальная народность, вобравшая в себя русские, белорусские, литовские, финские и тюркские мотивы. Хозяйство составляли хлебопашество, животноводство, бортничество, углежжение и заготовка дров.

Колорит местного населения в повести «Мелюзга» отразил классик Александр Иванович Куприн. «В полутораста вёрстах от ближней железнодорожной станции, в стороне от всяких шоссейных и почтовых дорог, окружённая старинным сосновым Касимовским бором, затерялась деревня Большая Курша. Обитателей её зовут в окрестностях Куршей-головастой и Литвой-некрещёной. Смысл последнего прозвища затерялся в веках, но остался его живой памятник в виде стоящей в центре деревни дряхлой католической часовенки, внутри которой за стёклами виднеется страшная раскрашенная деревянная статуя, изображающая Христа со связанными руками, с терновым венцом на голове и окровавленным лицом. Жители Курши — коренные великороссы, крупного сложения, белокурые и лохматые. Говорят по-русски чисто, хотя нередко мешают «ч» и «ц»: вместо винцо — произносят винчо, вместо человек — целовек».

Оффлайн AppS

  • Свідок ДНК 47 рівня
  • Сообщений: 4096
  • Страна: ua
  • Рейтинг +748/-2
  • R1a1a (P278.2*) / U5a1b1c
    • ДНК родословные исследования Чернигов-Нежин
Re: Рязанская (русская) мещера
« Ответ #100 : 04 Декабрь 2019, 13:21:23 »
Заказал полное мито человеку, с женской линией с Колычево Спас-Клепиковского района.
Мещера или нет, не знают.

Цитировать
https://клепиковскийрайон.рф/raion/history.php
Клепиковский район
Краткая историческая справка

В нынешней Мещере люди жили с незапамятных времен. Подтверждением тому служат следы поселения первобытных охотников и рыболовов времени неолита, возникшего в конце III тысячелетия до нашей эры на Черной горе у деревни Фомино, что стоит на реке Пра.

Клепиковская Мещера – центр Мещерской низменности, край лесов и болот, голубых туманов, озер и темноводных речушек. Сказители населили Мещеру лешими, водяными и русалками. Неподалеку, на старинном тракте, промышлял, согласно преданиям, былинный Соловей-разбойник.

Сердцем Мещеры являлся маленький уездный городок Спас-Клепики. В окладной книге 1676 года, как гласит документальная история, записаны Преображенская церковь, 138 дворов в с. Клепикове Стружанской десятины Старорязанского стана. Это одно из старейших упоминаний о купеческом селе. О самом названии города ходит немало легенд. Наиболее распространенные из них описаны в дипломной работе учителя истории Клепиковской средней школы С.В. Алексашева: «В далеком прошлом на месте города существовала узкая переправа через реку. Дремучий лес и болота делали эту переправу местом легкой наживы. Особой жестокостью отличались среди разбойников братья Клепиковы. Разбогатев на грабеже, испугавшись гнева божьего, построили они на высоком берегу темноводной Пры храм Спаса Преображения. А еще говорят, что воздвигли этот храм люди во избавление от братьев-разбойников, которые были полонены и казнены властями».

Согласно другой версии свое название село получило от названия рыбочистного ножа: клёпик – рыбочистный нож. Отсюда – Спас на рыбочистье.

Во второй половине ХVII купцы и помещики основывают мануфактуры. В с. Спас-Клепики возникает полотняная фабрика. Повелением Петра I в с. Стружаны открываются «государевы верфи» по строительству судов-стругов для русского флота. Весной они сплавлялись по реке Пре в реку Оку.

Мещеряки возделывали землю, но подзолистые почвы не отличались высоким плодородием. И в начале XX века жители района вели полунатуральное хозяйство. Обилие местного сырья, опыт и искусство кустарей способствовали развитию своеобразного местного рынка. Важную роль в традиционном хозяйстве Мещеры играл лес. Своеобразные «стожки», сложенные из дров – отличительная черта мещерских деревень. В Спас-Клепиковском уезде преобладали столяры-плотники, колесники и санники, мастера по изготовлению посуды из дерева, частей к ткацким станкам и сельскохозяйственным машинам, мелких токарных изделий. Были колечники, лубочники, угольщики, лопатники, бондари, корзинщики, вальщики-катальщики, портные и другие мастера.

В Москве, многих других городах, на Дальнем Востоке бывали мещерские плотники, но более других прославился Андрей Филиппович Тулупов. Он строил в Китае, Австралии и на Филиппинах. Замечательные слова пишет о наших мастерах-плотниках в своей книге «Отчизны родники живые» Валерий Яковлев: «В лесной глубинке, над холодными родниковыми струями рек и озер я не могу равнодушно слушать стук плотницких топоров… Мне кажется: это стучит богатырское сердце Мещеры, и с каждым его толчком постигаешь что-то новое о суровом лесном крае, что-то очень личное, сокровенное, чему не враз и определение подберешь…»

В тумской стороне с незапамятных времен существовали кулечно-рогожные промыслы, чему способствовали липовые леса. Тумские кули шли за пределы Рязанской губернии на российские рынки. Занимались мещеряки и лаптеплетением, женщины – ткачеством, плетением кружев, вышиванием. Девочки приучались к этому ремеслу с 6-7 лет. Замечательные образцы рукоделия, народных мещерских промыслов сохранились и до сих пор.

В годы Советской власти (1920г.) купеческое село Спас-Клепики получает статус города. В 30-х годах по всей округе создаются колхозы.

Оффлайн Аббат БузониАвтор темы

  • Модератор
  • *****
  • Сообщений: 19888
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1818/-60
  • Y-ДНК: I1-SHTR7+
  • мтДНК: H16-a1-T152C!
Re: Рязанская (русская) мещера
« Ответ #101 : 04 Декабрь 2019, 17:31:19 »
что-то из этого может быть правдой?

http://mediaryazan.ru/ekskursia/detail/355135.html
Цитировать
Курша — это историческая местность на берегу Балтики, выдающаяся в янтарное море знаменитой песчаной дюной Куршской косы, и как это название перекочевало в мещёрскую глушь неизвестно.

В начале ХХ века на страницах научных изданий этнографы стали открыто заявлять: в мещёрской глубинке в семи селениях (Ветчаны, Курша, Сергеевка, Иванково и другие) обитает неизученная этнографическая группа русских — куршаки. Было установлено, что жители окрестных селений по каким-то причинам кличут куршаков «литвой», «литвой головастой» и «литвой некрещёной».

Учёные же доказали, что традиционная одежда куршаков включает красную понёву с ромбическим орнаментом, где применяется особая техника тканья, известная, кроме куршаков, только литовцам и удмуртам. Облик дополняли лапти «мордовского» типа, чёрные повилы, встречающиеся у мордвы, марийцев и чувашей, плетёные оборы, сближающие куршаков с белорусами и литовцами, и, конечно, «цокающий» говор, где звук «ч» заменялся на «ц». Так и говорили: «Отцаво бы цайку не попить». Обнаружили в говоре куршаков и чисто балтийские слова. Пожилые жители села Ветчаны и сегодня непременно расскажут о том, как в советские годы к ним приезжали учёные за образцами волос на «генный анализ» и доказали наличие балтийских кровей. Иван Алексеевич из села Иванково рассказывал: «У моего брата выстригали волосы и делали анализ в Литве. Приехали во второй раз, сказали — сходится, значит — с Литвы».

Теперь уже вопрос встал перед историками: в какую эпоху в Мещерские леса могли попасть литовцы-балты? В итоге, о происхождении куршаков единой точки зрения нет и до сих пор. Полагают, что куршаки являются потомками литовских воинов, захваченных в плен и поселённых в мещёрской глуши в период противоборства рязанских князей с Литвой, примерно в ХІV-ХV веках. В период Куликовской битвы Литва активно боролась за свой ломоть русских земель, а в эпоху Ивана Грозного граница литовских земель проходила в непосредственной близости от Москвы: напряжённость и конфликты были обычным делом.

Версия о пленении и насильственном заселении справедлива ещё и потому, что добровольно жить и вести хозяйство среди неосушенных болот Мещеры смерти подобно. Со временем переселенцы, включавшие, видимо, и белорусский компонент, смешались здесь с местным населением. В результате такого сложного переплетения судеб возникла оригинальная народность, вобравшая в себя русские, белорусские, литовские, финские и тюркские мотивы. Хозяйство составляли хлебопашество, животноводство, бортничество, углежжение и заготовка дров.

Колорит местного населения в повести «Мелюзга» отразил классик Александр Иванович Куприн. «В полутораста вёрстах от ближней железнодорожной станции, в стороне от всяких шоссейных и почтовых дорог, окружённая старинным сосновым Касимовским бором, затерялась деревня Большая Курша. Обитателей её зовут в окрестностях Куршей-головастой и Литвой-некрещёной. Смысл последнего прозвища затерялся в веках, но остался его живой памятник в виде стоящей в центре деревни дряхлой католической часовенки, внутри которой за стёклами виднеется страшная раскрашенная деревянная статуя, изображающая Христа со связанными руками, с терновым венцом на голове и окровавленным лицом. Жители Курши — коренные великороссы, крупного сложения, белокурые и лохматые. Говорят по-русски чисто, хотя нередко мешают «ч» и «ц»: вместо винцо — произносят винчо, вместо человек — целовек».

то что они были точно, а вот "литва" они или нет сложный вопрос, но антротип был чисто нас среднеокский.

Оффлайн Аббат БузониАвтор темы

  • Модератор
  • *****
  • Сообщений: 19888
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1818/-60
  • Y-ДНК: I1-SHTR7+
  • мтДНК: H16-a1-T152C!
Re: Рязанская (русская) мещера
« Ответ #102 : 04 Декабрь 2019, 17:31:51 »
Заказал полное мито человеку, с женской линией с Колычево Спас-Клепиковского района.
Мещера или нет, не знают.

Цитировать
https://клепиковскийрайон.рф/raion/history.php
Клепиковский район
Краткая историческая справка

В нынешней Мещере люди жили с незапамятных времен. Подтверждением тому служат следы поселения первобытных охотников и рыболовов времени неолита, возникшего в конце III тысячелетия до нашей эры на Черной горе у деревни Фомино, что стоит на реке Пра.

Клепиковская Мещера – центр Мещерской низменности, край лесов и болот, голубых туманов, озер и темноводных речушек. Сказители населили Мещеру лешими, водяными и русалками. Неподалеку, на старинном тракте, промышлял, согласно преданиям, былинный Соловей-разбойник.

Сердцем Мещеры являлся маленький уездный городок Спас-Клепики. В окладной книге 1676 года, как гласит документальная история, записаны Преображенская церковь, 138 дворов в с. Клепикове Стружанской десятины Старорязанского стана. Это одно из старейших упоминаний о купеческом селе. О самом названии города ходит немало легенд. Наиболее распространенные из них описаны в дипломной работе учителя истории Клепиковской средней школы С.В. Алексашева: «В далеком прошлом на месте города существовала узкая переправа через реку. Дремучий лес и болота делали эту переправу местом легкой наживы. Особой жестокостью отличались среди разбойников братья Клепиковы. Разбогатев на грабеже, испугавшись гнева божьего, построили они на высоком берегу темноводной Пры храм Спаса Преображения. А еще говорят, что воздвигли этот храм люди во избавление от братьев-разбойников, которые были полонены и казнены властями».

Согласно другой версии свое название село получило от названия рыбочистного ножа: клёпик – рыбочистный нож. Отсюда – Спас на рыбочистье.

Во второй половине ХVII купцы и помещики основывают мануфактуры. В с. Спас-Клепики возникает полотняная фабрика. Повелением Петра I в с. Стружаны открываются «государевы верфи» по строительству судов-стругов для русского флота. Весной они сплавлялись по реке Пре в реку Оку.

Мещеряки возделывали землю, но подзолистые почвы не отличались высоким плодородием. И в начале XX века жители района вели полунатуральное хозяйство. Обилие местного сырья, опыт и искусство кустарей способствовали развитию своеобразного местного рынка. Важную роль в традиционном хозяйстве Мещеры играл лес. Своеобразные «стожки», сложенные из дров – отличительная черта мещерских деревень. В Спас-Клепиковском уезде преобладали столяры-плотники, колесники и санники, мастера по изготовлению посуды из дерева, частей к ткацким станкам и сельскохозяйственным машинам, мелких токарных изделий. Были колечники, лубочники, угольщики, лопатники, бондари, корзинщики, вальщики-катальщики, портные и другие мастера.

В Москве, многих других городах, на Дальнем Востоке бывали мещерские плотники, но более других прославился Андрей Филиппович Тулупов. Он строил в Китае, Австралии и на Филиппинах. Замечательные слова пишет о наших мастерах-плотниках в своей книге «Отчизны родники живые» Валерий Яковлев: «В лесной глубинке, над холодными родниковыми струями рек и озер я не могу равнодушно слушать стук плотницких топоров… Мне кажется: это стучит богатырское сердце Мещеры, и с каждым его толчком постигаешь что-то новое о суровом лесном крае, что-то очень личное, сокровенное, чему не враз и определение подберешь…»

В тумской стороне с незапамятных времен существовали кулечно-рогожные промыслы, чему способствовали липовые леса. Тумские кули шли за пределы Рязанской губернии на российские рынки. Занимались мещеряки и лаптеплетением, женщины – ткачеством, плетением кружев, вышиванием. Девочки приучались к этому ремеслу с 6-7 лет. Замечательные образцы рукоделия, народных мещерских промыслов сохранились и до сих пор.

В годы Советской власти (1920г.) купеческое село Спас-Клепики получает статус города. В 30-х годах по всей округе создаются колхозы.

Y поинтересней))

Оффлайн AppS

  • Свідок ДНК 47 рівня
  • Сообщений: 4096
  • Страна: ua
  • Рейтинг +748/-2
  • R1a1a (P278.2*) / U5a1b1c
    • ДНК родословные исследования Чернигов-Нежин
Re: Рязанская (русская) мещера
« Ответ #103 : 05 Декабрь 2019, 00:22:51 »
Y - уже другой человек, с которым еще не установил контакт нормальный.

А как вообще определить мещерское село или нет? Есть какой-то каталог сел? Карты же рисуют по каким-то критериям? (к слову, есть легенда к зелено-красной карте?)
Или это не уместно и там все перемешалось даже к 17-18 веку?

Про цокание я читал, но цокали там или нет - неизвестно (речь про Колычево и др. деревни рядом в Спас-Клепиковском районе).
По упомянутой карте попадает в красные кружочки (где-то на 3/7 дороги от Рязани к Владимиру почти по прямой).

Оффлайн Аббат БузониАвтор темы

  • Модератор
  • *****
  • Сообщений: 19888
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1818/-60
  • Y-ДНК: I1-SHTR7+
  • мтДНК: H16-a1-T152C!
Re: Рязанская (русская) мещера
« Ответ #104 : 05 Декабрь 2019, 01:41:59 »
Легенда где то была, но в общем розовое это цоканье. Надо смотреть историю села и изучали ли его этнологи, мне повезло мои деревни изучили вдоль и поперёк. Про это ничего сказать не могу, запад Мещеры совсем мало интересовал, в основном восток.

 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.