Рудольф, по поводу мордвы и ислама.
ИСЛАМ У ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ
Абд аль-Малик Московский (Абд аль-Малик аль-Ибади)МOPДВА (ЭРЗЯ и МОКША) "О том, что значительная часть мордвы была мусульманами в период ее завоевания монголами, свидетельствует Гильом де Рубрук, монах-францисканец, в 1253—1255 годах по поручению французского короля Людовика IX посетивший Улус Джучи ("Золотая Орда"). В частности, он сообщает:
"Эта страна за Танаидом очень красива и имеет реки и леса. К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно татары вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому моксель очень одобряют германцев, надеясь, что при их посредстве они еще освободятся от рабства татар. Если к ним прибудет купец, то тому, у кого он впервые пристанет, надлежит заботиться о нем все время, пока тот пожелает пробыть в их среде. Если кто спит с женой другого, тот не печалится об этом, если не увидит собственными глазами; отсюда они не ревнивы. В изобилии имеются у них свиньи, мед и воск, драгоценные меха и соколы. Сзади них живут другие, именуемые мердас, которых латины называют мердинис, и они — сарацины. (то есть мусульмане)" . В данном контексте следует отметить, что Рубpук – первый из путешественников, обративший внимание на двойственность, бинарность мордвы, состоящей из, говоря словами путешественника, двух родов людей»: «Моксель» и «Мердас»; под Мердас он подразумевал эрзю.
Можно также предположить, что мердас входили в раннегосударственное образование на территории проживания мордовских племён, известное как «Пургасова Русь» и, будучи федератами Булгарского Эмирата, защищали его пределы от посягательств Владимиро-Суздальских князей «Дома Мономахова» и их союзников из племен мордвы, исповедовавших язычество, которыми правил некто Пуреш, получавший также помощь и от половцев. На этом этапе противостояния мусульман с христианами и язычниками на земли мордвы и обрушивается монгольское нашествие. Тем не менее, о том, что многие из мордовцев исповедовали ислам еще в 15 – 16 веках обращают внимание европейские путешественники, побывавшие в те времена в Московском государстве.
В частности, Рафаэль Барберини, итальянский аристократ, посетивший Московию в 1564 году, сообщал:
«Но обращаясь к тому, что сам я видел, скажу, что почти в ста сорока милях от Нижнего Новогорода находится река, текущая с юга, и именуемая Сура (Zura); вливается она в Волгу, там именно, где стоит крепость называемая Васильев-город (Ваsilonugorod). Река эта составляет границу московского княжения и казанского царства. Не во многих милях оттуда протекает еще другая река, именуемая Малая Москва, которая впадает в Оку повыше города Мурома (Muron). На этом пространстве, между означенными двумя реками, находятся большие леса, в которых обитает народ — Мордва (popoli Morduisti), частью идолопоклоннический, частью магометанского исповедания, подчиненный тоже московскому государю; народ это воинственный, но пеший, вооруженный луками и стрелами».
Также, А. Гваньини в своем «Описании Европейской Сарматии» указывал:
«Двигаясь на юго-восток от Нижнего Новгорода, который мы описали выше, встречаем огромные дикие леса, которые населены на большом протяжении вдоль знаменитой реки Волги народами под названием мордва.
Они говорят на собственном языке, живут в деревнях, разбросанных повсюду, и занимаются земледелием. В изобилии у них мед и разнообразная ценная пушнина.
Люди эти суровые и воинственные, они храбро отгоняют от своих земель разбойничающих татар (которые обитают по соседству), сражаются почти всегда пешими, вооружены длинными луками, чрезвычайно искусны в стрельбе: зверей бьют стрелой, пущенной в нос, чтобы сохранить мех неиспорченным и нетронутым.
Некоторые из них исповедуют магометанскую религию, некоторые упорно остаются язычниками».
У более поздних русских историков принадлежность в прошлом значительной части мордвы к мусульманам также не вызывала сомнений. Так, известный исследователь истории Рязанского княжества Дмитрий Иловайский во второй половине XIX в. писал, что еще в XVI веке часть мордвы исповедовала ислам.
Подвести итог главе об исламском периоде в истории мордвы можно словами современного мордовского историка профессора Владимира Абрамова:
«Как показывают имеющиеся документы, почти все мордовские князья переходили в христианство из ислама, причем мусульманскими были нетолько мокшанские князья (их можно было посчитать мишарями или даже татарами), но и феодалы из чисто эрзянских мест, например, вышеназванные арзамасские мурзы Мустофины, или князья Баюшевы, чье эрзянское происхождение не вызывает сомнений. С учетом указания Рубука на мусульманство Мердас и более чем двухсотлетнего пребывания в составе Золотой Орды, где ислам являлся государственной религией, это явление вполне естественно »."
Из всей прочитанной информации о побывавших/живших в Волжском регионе народах:
хазары, авары, татары, булгары, буртасы, аланы, сарматы, скифы, мокша, эрзя, каратаи, чуваши, сарацины, марийцы (черемисы), бесермяне, половцы, гунны, готы… чо-то как-то охото себя спросить «там русские славяне в то время были вообще?»