Нашел интересную книгу Стефана Кузнецова - "Мордва" за 1908 год. И, по причина наличия в ней дореформенного русского текста и невозможности перекопировать в нормальный некарявый формат, я взял и перепечатал статью о буртасах вручную. Так что вот.
Кто такие буртасы
Первым, достоверно известным нам после гуннов, тюрским племенем, с которыми столкнулась мордва, были волжские болгары, в конце 5 века (около 482 год), часть их поселилась у берегов Дуная, другая часть поднялась по Волге на севере, в теперешнюю Казанскую губ., где с 9 века делается хорошо известной, благодаря торговым сношениям с арабами. В 7 веке на нижней Волге появляются хазары, заступившие место аваров, которые разъединили 2 ветви болгар. Хазары представляли собой смесь тюрского элемента с еврейским и, по мнению Френа, даже с финским. В течение полутора веков хазары ведут постоянную борьбу на Юге с арабами, которые стремятся прорваться через Кавказ в низовья Волги, на Западе со славянами и на Севере с болгарами.
Сплотившись с соседними финскими племенами, болгары образовали могущественный союз, который несколько столетий держал в своих руках всю среднюю Волгу с низовья рр. Оки, Камы и Вятки и руководил всей торговлей северо-восточной Руси с отдаленным Востоком. Мордва с этих пор начала испытывать двойственное влияние – южная ее ветвь подпала влиянию хазар, тогда как северная находилась в зависимости от болгар. Но арабские историки сравнительно немного говорят об эрзянском племени, совсем мало о каратаях и, наоборот, очень много повествуют о буртасах, которых они считают тюрками, другие – мещерой и даже мордвой. Наиболее распространено последнее мнение и оно заслуживает полного нашего понимания: в самом деле, если буртасы и мордва – один и то же народ, то мы можем начать достоверную историю мордвы по крайней мере с 9 века.
Более ранние известия о буртасах дает арабский компилятор Ибн-Даста, писавший ранее 913 году. По его словам земля буртас лежала к Северу от хазарской, в расстоянии 15 дней пути, простиралась на 17 дней пути в длину и ширину и граничила на протяжении 3 дней пути с землею болгар; страна эта отличалась ровной поверхностью, а из деревьев всего больше встречался в ней халендж (береза). Кроме болгар и хазар в соседстве с буртасами жили печенеги, и буртасы вели постоянную борьбу с двумя последними народами. Буртасы занимались земледелием, имели стада верблюдов и рогатого скота, а в лесах собирали много меду, но главное их богатство заключалось в мехах куньих и лисьих, в том, что восточные писатели называют словом «буртаcie». Царей или князей у них не было, но в каждом селении имелось по одному или по два старшины, которые и производили суд и расправу В тех случаях, когда буртасы признавали над собой власть хазарского царя, они выставляли на помощь ему конницу в 10 000 всадников.
Вера буртасов была похожа на веру кочевников гузов (половцев), а покойников своих одни из них хоронили в землю, другие сжигали.
Столь неточное определение границ занятой буртасами территории, какой мы находим у Ибн-Даста, дает повод к некоторым недоразумениям. Болгарское царство занимало левы берег Волги и устье Камы; на левом же берегу Волги помещает Ибн-Даста и хазар, на севере от которых, вплоть до болгарских владений простирались буртасские земли. Известия другого арабского писателя Масуди также говорят как будто в пользу того, что буртасы жили на левом берегу Волги. Рассказавший о битве, которая произошла между хазарами и руссамиподле Итиля, на устье р. Волги, Масуди дополняет, что после трехдневной битвы около 5 000 руссов спаслись и на судах отправились в страну, примыкающую к стране Буртас, где укрепились на суше; но одни из них были перебиты буртасами, другие попали в неволю к болгарам и там огибли. Покойный проф. Смирнов, основываясь на этом месте Масуди, утверждает, что битва произошла на правом берегу Волги подле ее устья, что потом руссы спаслись на левый берег этой реки и очутились в земле буртас, откуда они пытались пробраться до г.Болгара. Но здесь Смирнов слишком произвольно понимает слова Масуди, у которого нет и речи о левом береге р.Итиля; недоразумение произошло от того, что смирнов доверился неточному пересказу известия Масуди, приводимому ориенталистом Григорьевым.
Масуди дает также некоторое указание и на страну, населенную буртасами: по его словам, буртасы жили по берегам реки, вытекающей из окрестностей Булгарской страны и впадающей в Волгу выше Итиля; этой реке они дали свое имя, и по ней плавали суда хазар и болгар. Комментаторы Масуди принимают за р.Буртас то Оку, то рч.Буртас на границе Пензенской и Тамбовской губ. Но Волга только на нижнем течении называется Итиль, и мы не знаем тюрского названия реки Волги севернее болгарских пределов; с другой стороны рч.Буртас, ничтожная сама по себе (длина ее 39 в.) впадает в р.Вышу, Выша в р. Цну а последняя в Мокшу, приток Оки, и очень может быть, что именно эта последныы река у арабских писателей носила название Буртаса.
Другой арабский писатель Эль-Балхи говорит о буртасах: «буртасы – народ, который соседит с хазарами; между ними и хазарами нет никакого другого народа. Они живут разбросанно там и сям при речке Итиль». Но как невозможно предположить, что хазары, обложив данью всю Русь поселились только на левом берегу Волги, также невозмжно помещать и буртас на левом безлесном берегу Волги, где нельзя было добывать мехов, которыми славилась страна буртас. Помимо этого не следует упускать из виду, что в трех губерниях Среднего Поволжья находим мы целый ряд селений, урочищь и рек с именем Буртас, именно:
В Пензенской губ.: Буртас Керенск, Буртас большой Керенск, Буртас новый (малый) Керенск, Буртасы Краснослоб. Все эти селения расположены на рч. Буртас.
В Казанской губ.: Буртас Цивильск, Буртас-кассы Ядринск, Буртасы Ядр., Цив, Спасск., Буртасы большие Тетюшск, Буртасы нижние Спасск, Буртасы полевые.
В Тамбовской губ.: рч. Буртас, приток р.Выши у с.Матчерки.
Такой факт не может быть делом случая, но в нем следует видеть отражение исторических судеб этого края. Исходя из данных хорографической номенклатуры возможно заключить, что страна буртас главным образом занимала не левый, а правый берег Волги в губ.Казанской и через Симбирскую губернию тянулась на запад в бассейны реки Суры и Мокши, т.е. в Пензенскую и Тамбовскую губернию. Преобладающее население этого края преобладающе составляет мордва: на севере до пределов Симбирской губернии живет эрзя, на юге и западе – мокша, третье племы – каратаи совершенно отатарились, и только в языке каратайцев уцелели еще в некоторой степени мордовские элементы. Наконец, главнейшим доказательством того, что буртасы обитали на правом берегу Волги, служит отмеченное арабами богатство их мехами чернобурых лисиц, которые не могли водиться на степной стороне Волги теперешней Самарской губ., где у буртасов могли быть только летние становища и кочевья.
Любопытно при этом отметить, что в то время как арабы говорят о буртасах и не знают мордвы, западные писатели и русская летопись на той же территории знают мордву, но не знают буртас; выходит таким образом, что в одно и тоже время буртасы жили там, где жила мордва – мокша. В пользу отождествления этих племен можно указать на то, что буртасы говорили особым языком, не похожим ни на булгарский, ни на хазарский: оба эти племени занимались охотой и земледелием. Против этого можно выставить соображение проф.Смирнова, что язык буртас, не походя ни на булшарский и хазарский языки, мог и не быть мордовским, а чувашским, который который представляет столь сильные фонетические отклонения от всех тюрских языков. Картина мордовского быта, которую рисует нам в 8 веке путешественник Рюбрук, по весьма понятной причине не во всем совпадает с картиною быта буртас у арабских писателей, потому что известия эти разделяет огромный промежуток, обнимающий почти 4 столетия.
«За Доном к Северу, читаем мы Рюбрука, идут громадные леса, в которых живут 2 народа: Moksel (мокша) – чистые язычники, не знающие законов; они не имеют городов и живут в шалашах (in in casulis) среди лесов; у них имеются в изобилии свиньи, мед и воск, драгоценные меха и соколы. За ними живет другой народ, который называется merdas, а у латинян – morduini (по другим спискам – mardues, mardes): они – сарацины (т.е. мусульманского закона)».
Кроме географических данных, в пользу тождества мордвы и буртас говорит масса документов 16 и 17 вв, в которых, как отголосок глубокой древности, встречаются неоднократно выражения: «буртасская дорога, буртасские ухожеи». В Степной книге буртасы упоминаются в числе народов, которые покорены татарами. В грамоте царя Федора Алексеевича на имя стольника кн. Кугушева (1682 г.) велено каждому воеводе Засецкому изготовить «новокрещенных и мордве и буртасам именные списки и ясачные книги, по чему с буртас и мордвы сбирают ясак и посопной хлеб и медвяной оброк». В Алатырском уезде мордва жила также смешанно с буртасами, что видно из писцовой книги «письма и меры Пушечникова до подьячаго Костяева» 1624-36 г. Алатырские у. в 17 веке имел огромные размеры и заключал в себе весь нынешний Ардатовский у. и часть Курмышского и Лукояновского. Таким образом, начиная с 16 века, имя буртас приобретает некоторое этнографическое значение: рядом со словом буртас мы встречаем термин «посопные татаровя»; значит к 17 веку буртасы настолько отатарились, что писцы отличали их от татар только тем, что буртасы платили так называемый посопный хлеб. Симбирские акты определенно указывают несколько деревень, населенных буртасами, то были:
Старое Янышево Буинск, Тетяково
Нагаева Карсунск, Алтыщева Алатыр.
В нчалале 17 века буртасская окраина представляла на половину опустеышей, а в середине этого столетия буртасы исчезают неведомо куда. Анализируя географические названия буртасского района мы наталкиваемся на целый ряд названий своеобразных рек с оригинальным окончанием: черма, селма, сюрма, серма, название которых по мнению проф. Смирнова всего ближе напоминают чувашское сьырма – овраг. Только сюрма легко счесть за чувашское слово, но скорее всего оно представляет искажение мокшанского слова сорма (узор, выщивка); серма можно уже считать производным от эрз. Серя – жолудь, а селма вполне соответствует эрз. сельме – глаз, родник, черма – эрз. чурамо – урина.
Таким образом по мнению проф. Смирнова выходит как будто посопные татары, буртасы и чуваши оказываются в очень близком родстве, т.е. казалось бы можно выдвигать старую гипотезу Сбоева, обставивши ее новыми доказательствами, но дело в том, что эту гипотезу, основываясь на архивных данных, можно выдвигать для очень позднего времени, не ранее 17 века. Отождествляя буртас с чувашами, покойный проф.Смирнов допускает, что буртасы передвинулись на правый берег, будучи увлечены в половине 11 векка переселениями половцев в фжно-русской степи, тогда как Сбоев предполагает обратное передвижение (стр. 186). Но русские летописи довольно пространно рассказывая о столкновениях с половцами, ни слова уже не говорят о буртасах; поэтому нам думается, что нельзя излагать судьбу известного племени на основании только соображений без всяких фактических данных, тем более, что до сих пор не сделано самой важной работы – не выделены в языке мордвы все заимствованные элементы.