Встретила утверждение, что Мокша "известная арабам под именем Буртас".
Народ никуда не исчез? Все дело в названии?
Мокшанская царица
Нарчатка по одним преданиям позиционируется как буртасская, по другим - как мокшанская царица (Нарчатка ( Лебедев В. И. Нарчатка / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 376. )
Теории происхождения буртасов:
*Алано-асская - отождествляет буртас с аланами, приводя иранскую этимологию буртас;
* Тюркская - тюркоязычность буртас и их родство с волжскими булгарами;
* Мордовская (финно-угорская) - отождествляет буртас с частью финно-угорского массива, предками мишарей и мордвы.
Материал взят тут
https://bit.ly/2x8KybSБуртасы исповедали одну из самых архаичных форм ведийской веры, вследствие чего и получили прозвание "БуртАсы". Свои мистерии они проводили в прорубленных в невысоких холмах пещерах, из подошвы которых вытекает хотя бы один родник ("бурты" - невысокие холмы, "асы" - потомки богов). Один из таких рукотворных подземных храмов находится за околицей села Сканово. Найденные здесь артефакты экспонируются в музее. Буртасы то и рекам давали названия, обозначающие священные символы их веры - Мокша (состояние слияния индивидуального духа с вселенским духом), Сура (Сурья - солнечное божество), Атмис (атма - индивидуальный дух) и т.д.
Музей истории и культуры буртасСловом "буртасы" в восточных летописях и документах Российского государства названы те славяне до принятия ими христианства, которые проживали в междуречье трех впадающих в Волгу и Оку рек - Цны, Мокши и Суры. Как установили археологи, в этом регионе господствовал следующий дохристианский обряд захоронения - головой на юг, ногами на север. Костные остовы в ямах или вытянуты на спине, или находятся в позе эмбриона. В могилы укладывали как тела, так и остатки их сожжения на погребальном костре. Им сопутствуют целые или намеренно разбитые глиняные горшки (керамическая посуда), бронзовые коньковые подвески, иногда - конская сбруя и предварительно умертвленные кони. В могилах обнаруживаются различного рода украшения, чаще всего бронзовые, орудия труда, боевые железные топоры, наконечники стрел и копий.
Экспозиция музея состоит из четырех разделов. Первая ее часть посвящена верованиям буртас, вторая - золотоордынскому городу Мокша, третья - христианству и четвертая - мордве-мокша. Здесь представлены экспонаты с изображением символов таких божеств как Сурья, Рудра, Мокошь (она же Сарасвати или Адвисура Анахита), Индра и Парджанья. Гордостью музея является собрание вышивок мордвы-мокша с древними символами (свастикой, зиккуратами, древом жизни, лотосами, звездами и крестами). Золотоордынский город Мокша предстает во всем своем великолепии - с православными храмами, чеканеными здесь монетами, ювелирными изделиями и керамической посудой. Увидите вы и большое собрание меднолитых иконок и нательных крестиков. Отседаво взято:
https://bit.ly/2FH3Jyn (неавторитетный источник)
https://olster28.livejournal.com/312927.html (с фотками)
С начала эпохи христианства бурта́сами звали также чувашей; см. Магницкий, Этногр. Обозр. 67, 132.
Находки на фотках музея конечно интересные, вот только знак большой свастики с Ганешей по стилю уж очень на индийскую похожа. Очевидно была привезена.