Эволюция культурВ самом начале Средневековья археологи обнаруживают славян как на прежних территориях их проживания, но в меньшем количестве, так и далеко за их пределами -- на северо-западе Русской равнины, на Средней Волге, н
а южном побережье Балтики, на Дунае и Балканах. Широкая славянская миграция привела к дальнейшей культурной и диалектной дифференциации. В конце VI века славяне пражско-корчакской культуры освоили также правобережные земли Среднего Поднепровья, а другая часть их, обогнув Карпаты, продвинулась в междуречье Дуная и Днестра. В конце IV-V века Среднее Повисленье, плотно заселенное в пшеворское время, почти полностью опустело. В связи с сильной увлажненностью жители этих земель вынуждены были переселиться на северо-восток вдоль возвышенной гряды, оставшейся от последнего оледенения, простирающейся вплоть до Валдая.
На новом месте славяне вступили в контакт с аборигенным финно-угорским населением и вместе с ним создали новые культуры. В бассейне озер Псковского и Ильменя, на территории, ранее принадлежавшей прибалтийско-финскому населению, формируется культура псковских длинных курганов.В 1974 г. В. В. Седов издал монографию, посвященную длинным курганам. По его мнению культура сформировалась в результате миграционных потоков славянского и балтского населения, в основном, из бассейна Вислы и разделяется на два вида: псковские длинные курганы и смоленско-полоцкие длинные курганы. Носители культуры псковских длинных курганов являлись представителями разнообразного в этническом отношении населения, включавшего в себя как
местный финский элемент, так и доминирующий аллохтонный славянский компонент[В составе населения, расселившегося в Новгородско-Псковских землях, кроме славян несомненно были еще балты. Мощные миграционные волны, исходящие из Повисленья, пересекали области, занятые балтскими племенами, и они не могли не быть увлечены потоками переселенцев. Об одном из ятвяжских элементов в строении некоторых длинных курганов говорилось выше. Этими переселенцами, очевидно, оставлена какая-то часть балтской гидронимики в Новгородско-Псковском крае, которая здесь весьма многочисленна147. Некоторые водные названия балтского происхождения, по всей вероятности, восходят к периоду р151аннего железа, когда в областях прибалтийско-финского расселения имела место инфильтрация племен культуры
штрихованной керамики. Однако среди гидронимов русского Северо-Запада есть и названия несомненно более позднего происхождения, в
частности несущие в себе западнобалтские черты148. Их происхождение может быть объяснено только миграцией в Ильменско-Псковские земли более или менее крупных групп ятвяжско-прусского населения. Источник:
http://historylib.org/historybooks/Valentin-Sedov_Drevnerusskaya-narodnost--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/8Так, что не многочисленный процент R1a у финнов является привнесенным. Подвергать, это сомнению вряд ли имеет смысл.
Для Латвии: 40 % Галогруппа R1a (имеет большой процент у поляков, белорусов, русских, украинцев), N - 38 % (финно-угорские миграции) и 12 % - R1b (характерна для Западной Европы)
Для Литвы: 42 % - гаплогруппа N,
38% - R1a, 6 % - I2a.
Культу́ра штрихо́ванной кера́мики — балтская[2] археологическая культура железного века (VII век до н. э. — V век н. э.), расположенная на территории восточной Литвы, юго-восточной Латвии, а также северо-западной и центральной Белоруссии. Разделяется на ранний и поздний периоды. В позднем периоде культурные изменения связаны с широким распространением металлургии и контактами с Римской империей, а также расширением ареала культуры на юго-востоке и влиянием зарубинецкой культуры.
Культура была родственна культуре западнобалтийских курганов и днепро-двинской культуре.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Культура_штрихованной_керамики
Культура самбийских курганов, или западнобалтийских курганов, — балтийская археологическая культура раннего железного века (VI — I века до н. э.), располагавшаяся на территории Калининградской области, западной Литвы, восточной Польши, западной Белоруссии. Генетически связана с жуцевской культурой[1]. Эволюционирует в западнобалтскую культуру.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Культура_самбийских_курганов
Жуцевская культура, от археологического памятника Жуцево, польск. Rzucewo, нем. Rutzau, в немецких источниках также культура побережья залива, нем. Haffküstenkultur[1] — локальная археологическая культура позднего неолита — халколита. Центр культуры находился на побережье Гданьского залива и Калининградского залива[2], откуда культура простиралась на север до Куршского залива и далее до современного посёлка Швянтойи в Литве.[3] Культура названа по археологическому памятнику в деревне Жуцево близ польского города Пуцк, III—начало II тыс. лет до н. э
Жуцевская культура представляла собой гибрид доиндоевропейской нарвской культуры с индоевропейскими культурами шаровидных амфор и шнуровой керамики.[4] Традиционно жуцевская культура определялась как местный вариант культуры шнуровой керамики, однако более поздние исследования показали, что она сложилась ещё до появления шнуровой керамики.[3] В дальнейшем она эволюционировала в культуру самбийских курганов[5].
http://ru.wikipedia.org/wiki/Жуцевская_культура
О Балто-славянской общности можно добавить следующее:В IV—III веках до н. э. сложились различия между
балтами западными (пруссы, курши, галинды, мазуры, ятвяги, голядь, полексяне и
восточными (земгалы, селы, латгалы, жемайты, литва) причём считается, что западные балты ятвяги являются одними из предков белорусов,
а голядь (галинды) — одними из предков русских.[5]
Часть западных балтов — пруссы, мазуры, ятвяги также являются одними из предков
поляков, а восточные балты аукштайты — собственно литва, жемайты и частично курши, земгалы и селы являются предками
литовцев, а курши, земгалы, селы, латгалы и угрофиннское племя ливов являются предками
латышей. К VI—VIII векам относят разделение восточных балтов на участвовавших в этногенезе литовцев (литва, жмудь, иначе жамойты, а также надрувы, скальвы), с одной стороны, и ставших предками современных латышей (курши, земгалы, селы, латгалы), с другой.
В семье индоевропейских языков особенно близки друг другу славянские и балтийские языки. К последним относятся современные литовский и латышский (так называемые во-сточнобалтийские) и мертвые (в разное время исчезнувшие) языки древних племен, обитавших на территории лесной зоны Восточной Европы от верховьев реки Оки до южной Прибалтики. А именно: голядский (до XII—XIII вв. голядь жила в междуречье Москвы и Оки, следы близкого голядскому языка заметны в названиях водоемов между Днепром и Десной),
ятвяжский (ятвяги жили в междуречье Немана и Западного Буга) и прусский (до XVIII в. на этом языке говорило население, жившее к западу от ятвягов, вдоль южного берега Балтийского моря). Три этих языка принято называть западнобалтийскими. О том, что когда-то,
до сложения восточнославянских народностей — русских, белорусов и украинцев, на территории нынешней Белоруссии и смежных районов России жили носители балтийских языков, свидетельствуют названия местных рек и речек. В большинстве своем они являются по происхождению балтийскими: сменив с течением времени язык, потомки древнего населения оставались жить на земле предков, сохраняя, в частности, и древние местные географические названия.
http://slovarfilologa.ru/19/