Тут кстати скахать, то ветхозаветной еврейство имее все признаки религиозной общины, а не этнической.
в втхозаветные времна этноса "евреи" тем более по Y не существовало, но был народ поклоняющийся Богу Истинному. Таковым мог стать любой как и ныне в исламе или христианстве
Как по мне, так, читая Танах и Новый завет, народ Израиля - не этноконфессиональная, как ты говоришь, а вполне себе классическая родоплеменная структура, в которой важна принадлежность к определённому племени (колену), и каждое племя считается потомками одного человека, а все вместе эти прародители - братья и сыновья одного предка.
Емнип со своими коллегиальными органами управления у каждого племени.
Даже со своими субэтническими особенностями - как например "сибболет" у ефремлян.
Причём, знания о племенной принадлежности сохраняются ещё в римскую эпоху. Для чего у каждого специально для этого есть своя родословная (так сказать, своё шэжэре как, например, у тюркских народов, сохранивших родоплеменное деление).
И, насколько я помню, после раскола на два царства, Иудею и Израиль, жителей первого постоянно штормило в религиозном плане: то переходили на культы соседних народов, то возвращались обратно, а жители второго от самого раскола и до ассирийской депортации вообще по большей части перешли навсегда на соседние культы.
При всём при этом, и при всех обличениях полного "выхода из конфессии" от пророков, народ всё равно в их книгах остаётся сынами Израиля. Потому что принадлежность к народу Израиля основана на племенной принадлежности по мужской линии и, как следствие, на идее происхождения от общего предка.
Религия уже позже, особенно в рассеянии, становится главным этноскрепляющим фактором где-то наверно до 1947 года. Сейчас при наличии государства, я думаю, у неё уже нет эксклюзивности в этом вопросе.