Пост одного из крымских татар Судакского района.
https://vk.com/topic-455697_16274480 Асан Эмирсалиев
Диалект Бакъсанский горных татар действительно похож на къарачай тили. Иногда удивляешься сходству. Сам крымскотатарский отличается больше от карачаевского.
К югу от Бакъсана, в стороне села Янъсала (Янъы-Сала) глубже в горы есть взгорие Аланка. Много слов в радиусе Сувдакъ-Алушта-Эски-Къырым-Къарасувбазар имеет фрагмнет "алан". По легенде и по историческим сведениям деревню моего деда основали аланы во 2 веке. Деревня - Таракъташ. Еще в 14 в. в генуэзских источниках значится "Таратакши", еще до проникновения татар в горы. Соседня деревня - Сувдакъ - была основана предположительно одновременно с Таракъташем. Горцы Крыма, в особненности Судакские, - органичная часть крымскотатарского народа, но имеют много своих особенностей. У нас до сих пор актуально деление по кланам, хотя друнгие крымцы, даже если и запомнили свой "лагъап" - родовое имя, не придают этому большого значения. В их глазах наше деление на Чубаров, Шальверов, Чалашей, Харабиберов, Маштаков, Бальбеков, Тепардов (Тепе-арды), Козлыевых, Нагаевых (что удивительно, потому что до степи очень далеко, и никаких ярких признаков ногайского присутствия, кроме этого имени, не сохранилось), Дубаевых выглядит маразмом. Клановые имена сохранились почти во всем горном Крыму, притом много нетюркских по природе (Купа, Додой, Коки, Катакос, Катаман, Пинка, Татарис, Гуту, Налбант), но только у Судакских сохранились реальные кланы. Некоторые из них в состоянии холодной войны, даже если они выходцы из одной древни. Деревня делится на верхнюю и нижнюю, малую и большую или каким-то другим образом - на мале (кварталы), в каждом из которых есть малые кварталы - кварталы, веками закрепленные за кланом. В одной деревне отличается акцент и произношение внутри деревни - для нас это нормальное явление. Большую роль в развитии диалектов сыграла клановая изоляция. Самые яркие примеры яжнобережных диалектов Крыма как раз сосредоточены в Судакском районе, притом один маале может говорить "нечюн гельмиш", другой - "некин джельмуш". И это в одной деревне. И до сих пор это мало кого смущает. Первые, кто вернулся в родные деревни в Крыму - жители "аланского ареала" Крыма - от Ускута до Къоз и Отуз. Та небольшая часть, которая не вернулась в горы или на побережье, занимает высокие посты и признается как лидеры народа. Председатель меджлиса Мустафа Джемилев, его первый заместитель Рефат Чубаров, муфтий мусульман Крыма Эмирали Аблаев - выходцы из разных сел Судакского района. Приезжайте, братья, увидите своими глазами!