Информация для мордвы и мордвинизаторов.
1. Мордва в значении мокша+эрзя не может считаться этносом.
Определение этноса:
Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии (этнографии) включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. В советской и российской этнографии считается основным типом этнической общности.
Происхождение у мокшан и эрзян только частично общее. Языки у мокши и эрзя разные, мокшанский и эрзянский соответственно, мордовского языка не существует в принципе, при общении друг с другом представители данных народов предпочитают русский язык. Культура мокшан и эрзян также различная. Территория проживания различная, мокшане и эрзяне занимают не перекрываемые друг другом ареалы. Самосознание у мокшан и эрзян различное. По совокупности основных этнологических признаков мокшан и эрзян нельзя отнести к одному народу.
2. Термин "мордва" является средневековым, впервые мы видим его у Иордана, где под ним подразумевается население Мещеры:
“thiudos: Inaunxis Vasinabroncas Merens Mordens Imniscaris Rogas Tadzans Athaul Nauego Bubegenas Coldas” [Иордан, 116]. Его следует интерпретировать как сильно испорченный фрагмент текста на готском языке [Анфертьев 1994: 150-151], оригинал которого в части, касающейся интересующих нас территорий от Прибалтики до средней Волги можно восстанавливать примерно как “*þiudos: in Aunxis Vas, in Abroncas Merens, Mordens in Miscaris, Ragos stadjans / stadins [Athaul Nauego Bubegenas Coldas]” и переводить: ‘[покорил] народы: в Аунуксе – весь, в Абронкасе (?) – мерю,
мордву в Мещере, [по] Волге местности [атаул, навего, бубегенов, кольдов]’.
Подробнее здесь -
http://www.ruthenia.ru/folklore/napolskih5.pdfЗдесь интересен такой момент, само слово "мордва" в виде чистой основы mord-, очень близко среднеиранскому источнику (ср. перс. mard ‘человек’), его с большой вероятностью принесли в Мещеру племена, которые оставили памятники писеральско-андреевского типа, археологи предполагают, что это могли быть либо сарматы (Ахметов И.Р.), либо представители саргатской культуры (Зубов С.Э.). В любом случае их миграция шла с территории Южного Урала, а было ли это отправной точкой или нет пока не совсем ясно. Сложно сказать какой характер носили взаимоотношения между представителями местной городецкой культуры и пришлыми "сарматами", но в итоге появляется термин "mard/mord" по отношению к коренному населению. Предположу, что значение данного слова было не "человек/люди", а "смерд/челядь", было бы странным, если бы пришельцы дали местным такое же имя, которое носили сами. К тому же пришельцы были высоко милитаризированными и более агрессивными в сравнении с местным населением, об этом как будто говорит инвентарь могильников, например Андреевский курган:
В центре — захоронение вождя в большой (6,6 х 4,5 м) яме, обложенной деревянными плахами. При нём богатое воинское снаряжение: шлем, кольчуга, меч, кинжал, 2 наконечника копий, удила, колчан со стрелами. В изголовье — трофеи из отрубленных человеческих челюстей. Рядом захоронены 2 хорошо вооружённых воина, пленник или раб со связанными руками. Некоторые воинские захоронения, по-видимому, принадлежат пришельцам с юга или юго-востока
В результате симбиоза местной городецкой культуры и пришлой "сарматской" в Поочье появляется рязано-окская культура, вернее ее самый ранний, кошибеевский этип.
Как же пришельцы могли называть себя? Скорее всего они называли себя термином также "иранским". И вот здесь интересно взглянуть на самоназвания тех народов, которые выделились из той самой рязано-окской культуры, т.е. на этнонимы - "мокша" и "эрзя".
Вот мнение на этот счет Владимира Напольских:
Мокша, конечно, связана с одноимённой рекой. Не совсем понятно, что первично. Мне кажется, всё же река, название которой обычно считают балто-славянским или балтским, производным от того же корня, что и Москва, рус. мокрый и т.д. Другой приемлемой версии не знаю.
Относительно эрзи имеется только одно сравнение, небезупречное фонетически - от иран. arSHan (где SH - s с гачеком, рус. Ш) 'самец, герой'. Не уверен, что *Ш могло дать З в эрзянском, но с исторической точки зрения это нормально: самоназвания мари и удмуртов тоже иранские по происхождению.
Логично предположить, что слово "эрзя", как самоназвание народа возникло раньше, чем "мокша" и вот почему:
Напольских:
Антропологическое резкое отличие эрзян от мокшан не является новостью. Безусловная близость мокшанского и эрзянского языков к приб.-финским: я бы их просто объединял в один древний кластер. Есть ещё особенности традиционного костюма и проч., тоже в этногенетическом плане и в данном аспекте исследованные недостаточно. Однако, всё это заставляет думать, что предки мокши и эрзи или какая-то их часть могли прийти с запада или северо-запада (но не очень издалека, так как германизмов в мокшанском и эрзянском нет). Археологически, вроде бы, это не прослеживается, но археологически многое не прослеживается. При принятии такой гипотезы можно было бы предположить, что именно у эрзян этот западный тип сохранился лучше, а мокшане (изначально - южная и даже юго-восточная по отношению к эрзянам группа) - перешедшие на "эрзянскую" речь другие поволжские финны, более близкие изначально к мари и предкам чувашей.
Белорыбкин:
Верхнесурская группа, по мнению М.Р. Полесских, в IV-V веках н.э. испытывает западное – кошибеевское (рязано-окское) воздействие, что выразилось в появлении в могильниках типа Тезиковского, Селикса-Трофимовского кошибеевских вещей – гривен с напущенными бусами, гривен с перевитыми концами, пластинчатых блях с концентрическим орнаментом и т.п. (Полесских М.Р., 1977. С.41). В результате в бассейне Верхней Суры происходит смешение кошибеевских (праэрзянских) и верхнесурских (прамокшанских) племен, что, очевидно, привело к их сближению.
И мы знаем, что по результатам иследованиий Парижского университета (Сорбонны), расхождение между мокшанским и эрзянским языками насчитывает не менее 1500 лет и различия между этими языками ближе всего сопоставимы с различиями между итальянским и французским (по данным глоттохронологии). Т.е. полное согласие с данными Белорыбкина о миграции части рязано-окцев 1500 лет назад в Посурье, где и сформировался мокшанский язык на базе эрзянского или праэрзянского, кому как удобно.
Итак слово "эрзя" предположительно переводимое, как "самец, герой" (хозяин?) вполне себе антипод слову "mard/mord" в значении "человек/люди-смерд/челядь", соответственно можно предположить, что таким образом выражалось социальное деление.
Далее по сообщению Иордана Поочье покоряют готы Германариха и слово "mard/mord" попадает в готский и приобретает готское окончание -ens. Вероятно, что готы побеждают "сарматскую" верхушку и сами становятся во главе местного населения, сложно предположить, что в социальном отношении те кто назывался "mordens" сильно изменили свой статус, после покорения готами.