АвторТема: Однодворцы: Визуализация  (Прочитано 11361 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн shekhol

  • Сообщений: 688
  • Страна: ru
  • Рейтинг +121/-2
  • Y-ДНК: N1*(L1025+)
« Последнее редактирование: 17 Ноябрь 2013, 21:26:07 от shekhol »

Оффлайн shekhol

  • Сообщений: 688
  • Страна: ru
  • Рейтинг +121/-2
  • Y-ДНК: N1*(L1025+)
Re: Однодворцы: Визуализация
« Ответ #31 : 16 Январь 2014, 12:26:19 »
Знаменский храм, с.Колодное







 В селе Колодном Курского уезда первая деревянная церковь во имя мученицы Параскевы Пятницы построена стараниями прихожан в 1779 году.
В 1851 году была отстроена каменная церковь с помощью коллежского асессора Ивана Петровича Шеховцова.
После революции храм разделил участь многих православных святынь в России. Он был частично разрушен (в частности, была разрушена колокольня храма), но не уничтожен.
В настоящее время храм реставрируется, православная жизнь на приходе не угасает.

Дорога к Знаменскому храму
(статья в газете "Курские епархиальные ведомости")

Недалеко от Курска, километрах 35-ти от областного центра, между селом Шумаково и деревней Полевой, на широких просторах среднерусской лесополосы в смиренном молчании раскинулось село Колодное. Есть в нем старинный храм иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Недавно он отметил 160-летие со дня освящения. Возведенный на средства коллежского асессора Ивана Петровича Шеховцова в 1851 году, этот духовный центр для более чем четырех тысяч жителей сел Колодное, Шумаково, Кувшиново, Хвостово, деревни Полевой в1998 года получил официальный статус памятника культовой архитектуры местного значения.
Православный храм на Руси всегда являлся хранителем вековечных идеалов, великих мыслей, высшей идеи, высшего смысла, высшей цели жизни человеческой жизни. Однако зло всегда старалось разрушить святыню, и ввергнуть человека в пучину трагической бессмысленности – потери веры в Бога.
- После революции Знаменский храм разделил участь многих православных святынь России, - говорит иерей Александр Бычков, настоятель храма, - были разрушены колокольня и купол. Со временем крыша храма обветшала и стала во многих местах протекать, пол сгнил, стены храма медленно разрушаются. Но православная жизнь на приходе никогда не угасала. В храме всегда звучала молитва, даже в лютые безбожные гонения на Церковь. Местные жители рассказывают, что прихожанкой его была и почитаемая в народе монахиня Мисаила (Зорина), жившая недалеко от Колодного – в деревне Муравлево. Очевидно, она и передала в храм подаренный ей приезжавшим монахом из Иерусалима список чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица». В Знаменский храм села Колодное немало и других намоленных икон и образов угодников Божиих.
- В современных условиях религиозное образование и катехизация являются одним из приоритетных в деле пастырского служения, - поясняет отец Александр Бычков. - Огромное значение они имеют на сельском приходе, где имеется нужда в особом душепопечении и учительстве. Духовный-нравственный центр села постоянно проводит беседы с прихожанами и жителями села Колодное на духовно-нравственные темы, чаще всего о вреде пагубных привычек, греховных наклонностях, в частности, о вреде табакокурения и пьянства. Наряду с проповедями, произносимыми за каждым богослужением, катехизаторскими беседами, проводимыми перед Таинствами крещения и венчания, большую роль в деле религиозного образования на приходе играет воскресная школа, активно сотрудничающая с Шумаковской средней школой.
После воскресного богослужения мальчики и девочки, собираются в сельском клубе, проводят рождественские и пасхальные утренники, организуют выставки детского творчества. Руководит школой матушка Тамара Боева. С праздничными концертами и подарками воспитанники выступают в сельском клубе перед детьми и жителями села, а также часто бывают желанными гостями вечерней школы №12 г. Курска, Новопоселеновского дома-интерната, дома-интерната№2 для дитей сирот и детей, оставленных без попечения родителей пос. Моква
Надежда Федоровна Ботяева, прихожанка храма, сама родом из Западной Сибири, из Кемерова. Их семья, как и многие другие, были эвакуированы в Ташкент, где прожили 20 лет, оттуда она вслед за дочерью, которая вышла замуж за курянина, приехала в Курский край.
- В Ташкенте был один большой православный храм, туда мы все ездили. Я жила в поселке Улукбек, на территории которого расположен институт ядерной физики. Работала начальником отдела кадров больницы. Храм, богослужение, молитва в моей жизни имеют огромное, ни одну Пасхальную службу мы не пропускали, детей в церковь непременно водили. Сюда приехали 10 лет назад, маму здесь похоронила, потом сына, стала посещать Знаменский храм села Колодное. Приду, а в церкви так хорошо, благодать душу очищает, икон столько замечательных, святые на них, будто живые, на тебя смотрят, радуются тебе.
- Много храмов в курских селах заброшено, смотреть на них больно, - говорю я Надежде Федоровне и спрашиваю.- Как их надо возрождать? Ждать богатых спонсоров? Или самим быть более активными, привлекать других к благому делу восстановления поруганных святынь?
- Офишировать, что я помогаю храму, не надо. Благочестивее будет, если мы, как та вдова, о которой сказано в Евангелие, положила на храм свою жертву тихо, - отвечает прихожанка. - Наш храм освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение», этот святой образ явился здесь, на курской земле, да и церковь наша никогда не закрывалась – и в годы войны, и в мирные дни, в гонения в нём звучала молитва. Это памятник истории и культуры! Так почему же равнодушны власти к его внешнему виду, почему и они не помогают. Я иду в храм семь километров от дома, по колено в грязи, но не унываю. Вижу, что к магазину уже хорошая дорога проложена, а до храма всего 3 километра – там сплошной бурьян. Была бы дорога, непременно больше людей ходили на молитву, водили своих детей и, глядишь, пьянство, сквернословие, раздоры ушли бы из сельских семей.
Батюшка у нас очень хороший, отец Александр на приходе служит семь лет. От дома, а он живет в Курске, ездит на богослужение на велосипеде – 33 километра! Недавно приезжали ко мне в гости мои знакомые из Подмосковья, как раз это было под праздник Успения Божией Матери, а с ними была монахиня. Так после богослужения они признались, как хорошо было в нашем храме, какой молитвенный настрой в нём жив! Радостно на душе от этих слов.
Силами общины постоянно приводится в порядок территория и внутренние помещения храма, осуществлено и несколько выездов добровольцев, оказавших помощь, тем не менее нынешний внешний вид Знаменского храма вызывает горькое чувство. Нужно восстановить колокольню и купол, а на реставрационные работы необходимо более полутора миллионов рублей. Издревле православный люд заботился о своем храме и ревностно возрождал его, потому что прекрасно осознавал, что храм является центром духовно- нравственных идеалов всего народа. Пока будет жить храм, будет жить и народ, хранящий свои святыни, ревностно и зорко. Иерей Александр Бычков, прихожане Знаменского храма веруют, что не оскудела еще земля Курская такими ее молитвенниками и заступниками, как коллежский асессор Иван Петрович Шеховцов!

Автор: Людмила ШТУКИНА
« Последнее редактирование: 16 Январь 2014, 13:19:47 от shekhol »

Оффлайн dim-ev

  • Сообщений: 90
  • Страна: 00
  • Рейтинг +54/-0
    • Фамильный сайт Евсюковых
Re: Однодворцы: Визуализация
« Ответ #32 : 16 Январь 2014, 17:25:59 »




Оффлайн dim-ev

  • Сообщений: 90
  • Страна: 00
  • Рейтинг +54/-0
    • Фамильный сайт Евсюковых
Re: Однодворцы: Визуализация
« Ответ #33 : 16 Январь 2014, 17:26:30 »



Оффлайн dim-ev

  • Сообщений: 90
  • Страна: 00
  • Рейтинг +54/-0
    • Фамильный сайт Евсюковых
Re: Однодворцы: Визуализация
« Ответ #34 : 16 Январь 2014, 17:30:50 »



Оффлайн dmpir

  • Данков
  • Сообщений: 670
  • Страна: ru
  • Рейтинг +87/-3
  • R1a1(BY32008)
  • Y-ДНК: R1a1a1g (M458>CTS11962>L1029> FGC66323>YP6048>BY32008)
  • мтДНК: HV9A
Re: Однодворцы: Визуализация
« Ответ #35 : 14 Февраль 2014, 13:43:53 »
любопытную статью нашел.


Действительно, интересно. Чем можно объяснить такое отличие в орловско-курском костюме. Край же был обезлюжен при татарах и потом заселялся заново. Но разница в костюме с северными великорусскими губерниями и с малорусскими - очевидна. Объяснение найти не так просто.

Оффлайн Воропот

  • 249066
  • Сообщений: 411
  • Страна: ru
  • Рейтинг +60/-0
  • R-YP310. YF06830
    • http://www.toporov.info
  • Y-ДНК: R1a R-YP310
Re: Однодворцы: Визуализация
« Ответ #36 : 14 Февраль 2014, 20:43:18 »
любопытную статью нашел.

http://brother2.livejournal.com/2431820.html

Действительно, интересно. Чем можно объяснить такое отличие в орловско-курском костюме. Край же был обезлюжен при татарах и потом заселялся заново. Но разница в костюме с северными великорусскими губерниями и с малорусскими - очевидна. Объяснение найти не так просто.

Так будет лучше.

Мои предки носили не лапти, а чуни. Чуни — крестьянские лапти из пеньковой верёвки [W].

чуни
I чу́ни I мн., также чу́ны, чунги́ "лапти, крестьянская обувь из пеньковых веревок", новгор., тверск., калужск. (РФВ 49, 335), смол. (Добровольский), яросл. (Волоцкий), пинежск., мезенск. (Подв.), ряз., симб., казанск. (Даль) [ACADEMIC].

Указывает на всё тот же новгородский след.

Сейчас чуни из овечьей шерсти - модная обувь.
У меня есть книга учителя Адриана Топорова из Стойла-он там хорошо описывает жизнь однодворцев конца 19 века и в том числе о плетении чуней.Они даже воду не пропускали.

Оффлайн татиаАвтор темы

  • Главный модератор
  • *****
  • Сообщений: 5050
  • Страна: 00
  • Рейтинг +639/-0
  • Y-ДНК: R-L1029+
  • мтДНК: J1c2c
Re: Однодворцы: Визуализация
« Ответ #37 : 14 Февраль 2014, 23:48:40 »
любопытную статью нашел.


Действительно, интересно. Чем можно объяснить такое отличие в орловско-курском костюме. Край же был обезлюжен при татарах и потом заселялся заново. Но разница в костюме с северными великорусскими губерниями и с малорусскими - очевидна. Объяснение найти не так просто.

dmpir, я специально костюмом не занималась, поэтому не буду имитировать глубокое знание, как это принято иногда среди наших с Вами знакомых  :).

Вот более разнообразный визуальный материал навскидку:

http://www.perunica.ru/stfoto/6689-fotografii-kollekcii-shabelskih-iz-sobraniya-rossiyskogo-etnograficheskogo-muzeya.html

Мои впечатления не столь категоричны, как у участников диалога по Вашей ссылке)

Оффлайн татиаАвтор темы

  • Главный модератор
  • *****
  • Сообщений: 5050
  • Страна: 00
  • Рейтинг +639/-0
  • Y-ДНК: R-L1029+
  • мтДНК: J1c2c
Re: Однодворцы: Визуализация
« Ответ #38 : 15 Февраль 2014, 02:23:10 »
Поставила ссылку на скачивание альбома в тему: "Однодворцы: Источники. Литература. Ссылки. Карты"

Интересно отличие однодворческого женского костюма от других из Курщины - №38.

dmpir, обратите внимание на головные уборы Костромских костюмов. Например, №53.




Оффлайн МашкИн

  • Сообщений: 726
  • Страна: ru
  • Рейтинг +83/-3
  • МашкИн Михаил Николаевич
    • Личный сайт
  • Y-ДНК: 112 R1a [Y2609*], FTDNA 219850, YSEQ 347, 6KEAB; FF; GEDMATCH T861056
  • мтДНК: FGS H* , H96, GenBank KC810015
Re: Однодворцы: Визуализация
« Ответ #39 : 15 Февраль 2014, 10:55:21 »
Поставила ссылку на скачивание альбома в тему: "Однодворцы: Источники. Литература. Ссылки. Карты"

Интересно отличие однодворческого женского костюма от других из Курщины - №38.

dmpir, обратите внимание на головные уборы Костромских костюмов. Например, №53.
Вынуждаете меня просканировать альбом курского женского костюма, который приобрёл прошлым летом в Дмитриевском музее. Тема близкая - когда-то даже книгу написал "Моделирование, конструирование и изготовление женского платья".
« Последнее редактирование: 15 Февраль 2014, 13:15:52 от МашкИн »

Оффлайн татиаАвтор темы

  • Главный модератор
  • *****
  • Сообщений: 5050
  • Страна: 00
  • Рейтинг +639/-0
  • Y-ДНК: R-L1029+
  • мтДНК: J1c2c
Re: Однодворцы: Визуализация
« Ответ #40 : 15 Февраль 2014, 11:27:10 »
Цитировать
Вынуждаете меня просканировать альбом курского женского костюма

МашкИн, буду очень признательна, очень и очень интересно. Только, пожалуйста в тему "Однодворцы: Визуализация". Я чуть позже перенесу эту тему о костюме туда.

Оффлайн татиаАвтор темы

  • Главный модератор
  • *****
  • Сообщений: 5050
  • Страна: 00
  • Рейтинг +639/-0
  • Y-ДНК: R-L1029+
  • мтДНК: J1c2c
Re: Однодворцы: Визуализация
« Ответ #41 : 15 Февраль 2014, 11:42:31 »
К слову, вот здесь Аббат Бузони обратил внимание на закономерность расположения курских I1:

http://forum.molgen.org/index.php/topic,491.885.html

Он написал:

Цитировать
Курские I1 прям у истоков шлейфа I1, который явно бросается в глаза.

Было бы интересно проследить есть ли совпадение мотивов традиционного костюма в населенных пунктах этого шлейфа.

Оффлайн mefo

  • Сообщений: 1139
  • Страна: ru
  • Рейтинг +158/-0
  • Y-ДНК: N-Z16975 Neuri
  • мтДНК: J2b1a6
Re: Однодворцы: Визуализация
« Ответ #42 : 15 Февраль 2014, 17:40:44 »
любопытную статью нашел.


Действительно, интересно. Чем можно объяснить такое отличие в орловско-курском костюме. Край же был обезлюжен при татарах и потом заселялся заново. Но разница в костюме с северными великорусскими губерниями и с малорусскими - очевидна. Объяснение найти не так просто.

dmpir, я специально костюмом не занималась, поэтому не буду имитировать глубокое знание, как это принято иногда среди наших с Вами знакомых  :).

Вот более разнообразный визуальный материал навскидку:

http://www.perunica.ru/stfoto/6689-fotografii-kollekcii-shabelskih-iz-sobraniya-rossiyskogo-etnograficheskogo-muzeya.html

Мои впечатления не столь категоричны, как у участников диалога по Вашей ссылке)
Интересно, что буквально вчера вечером моя супруга читала тему по костюму из группы фольклорного ансамбля «Веретёнце», в который она водит детей на занятия: http://vk.com/topic-1616935_29548127
По ссылке можно посмотреть костюмы Орловской и Курской губерний.
Ещё примечательно, что «Веретёнце» несколько лет назад осуществил этнографическую поездку в Курскую область, в том числе были в с.Плёхово Суджанского района, что по соседству с.Борки, из которого предки моей бабушки и г-н Польской! :)

Оффлайн татиаАвтор темы

  • Главный модератор
  • *****
  • Сообщений: 5050
  • Страна: 00
  • Рейтинг +639/-0
  • Y-ДНК: R-L1029+
  • мтДНК: J1c2c
Re: Однодворцы: Визуализация
« Ответ #43 : 15 Февраль 2014, 23:31:06 »
mefo, большое спасибо) Очень разные костюмы в разных уголках Курской губернии. Однодворческий костюм пока только один из коллекции Шабельской (№38).

Оффлайн dmpir

  • Данков
  • Сообщений: 670
  • Страна: ru
  • Рейтинг +87/-3
  • R1a1(BY32008)
  • Y-ДНК: R1a1a1g (M458>CTS11962>L1029> FGC66323>YP6048>BY32008)
  • мтДНК: HV9A
Re: Однодворцы: Визуализация
« Ответ #44 : 16 Февраль 2014, 00:22:59 »
dmpir, я специально костюмом не занималась, поэтому не буду имитировать глубокое знание, как это принято иногда среди наших с Вами знакомых  :).

Вот более разнообразный визуальный материал навскидку:

http://www.perunica.ru/stfoto/6689-fotografii-kollekcii-shabelskih-iz-sobraniya-rossiyskogo-etnograficheskogo-muzeya.html

Мои впечатления не столь категоричны, как у участников диалога по Вашей ссылке)

Нда-с... понял, что в теме народных костюмов я, как свинья в апельсинах. тут много вопросов. И миграции и изменения костюмов во времени. были ли идентичны костюмы костромской губернии 19 и 14 (например) веков. И если менялись во времени, то под влиянием чего? Тут может быть конкретные детали о чем-то более существенном могут говорить (вышивка), которые меньше менялись со временем и несли какие-то сакральные, обережные функции. В общем, тема интересная и требующая своего исследователя. Параллели с генетикой и антропологией были бы любопытны.

 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.


Rambler's Top100