В ПОИСКАХ ОГУЗ-ХАНАВведениеОгуз-хан – легендарный прародитель Огузов, которые с XI в. носят название туркмен и являются предками тюркских народов, живущих ныне в Китае, Узбекистане, Туркменистане, Азербайджане, Иране, Ираке, Турции, Балканских странах и Молдове. В русских летописях отдельные огузские племена известны под именем печенегов. Из среды Огузов вышли представители династий Сельджукидов, Османов, Каджаров, Авшаров. До настоящего времени сохранились представители династии шахского дома Каджар, а также кочевые племена Авшар. Огузская (юго-западная) подгруппа – самая многочисленная по числу носителей среди тюркских языков.
Исходные данныеОгузы, как и многие кочевые народы, придавали большое значение генеалогии рода, сохраняя её сначала в устной, а затем и в письменной форме. Согласно более поздней легенде, зафиксированной в письменных источниках – «Огуз-наме» Фазлаллах Рашид ад-Дина (XIII-XIV вв.) [1] и «Родословной туркмен» Абу-л-гази хана хивинского (XVII в.) [2] – от шести сыновей Огуз-хана – Гюн-хана (Солнце), Ай-хана (Месяц), Юлдуз-хана (Звезда), Гёк-хана (Небо), Даг-хана (Гора) и Дениз-хана (Море) – происходят 24 племенных объединения Огузов. Названия этих 24-х огузских племён также перечислены в словаре Махмуда Кашгарского [3], созданного в XI в. Это племенное деление в той или иной форме сохранилось вплоть до наших дней.
Имена сыновей – Солнце, Месяц и т. д. – указывают на то, что Огуз мог считаться творцом, создавшим Вселенную из своего тела. По всей видимости, Огуз-хан был царём, которого потом обожествили и мифологизировали. С принятием ислама возникли представления об Огуз-хане как о мусульманине, что отражено в указанных источниках.
Очевидно, что мы имеем дело с легендой. Но в основе легенд подобного рода всегда лежат некие реальные факты, которые со временем обрастают фантастическими подробностями. Мы будем исходить из предпосылки, что в некие отдалённые времена существовал царь, у которого было шесть сыновей. Каждый из этих сыновей мог иметь большой гарем жён, что в результате привело к формированию 24 племён Огузов.
Общая схема родословной ОгузовОгуз-хан – кто, где, когдаКто Авторы сознают, что их предположение о существовании в прошлом реального прототипа Огуз-хана является слишком смелым.
Следует отметить, что легенды о происхождении целых народов и племён от одного человека есть у самых разных народов – славян, арабов, евреев и т. д. При этом в науке уже есть подтвердившиеся прецеденты дедуктивного поиска гаплотипа древнего предка на основании данных его потомков.
Так были определены гаплотипы Чингиз-хана [4], библейского Аарона – как родоначальника современных коэнов, а также потерянных колен израилевых [5]. Исследования коэнов показали реальное наличие у них общего предка – «дедуктивного» Аарона, наряду с генетическим родством с арабами. Это подтверждает библейскую легенду об Исмаиле и Аврааме. Исследования различных славянских народов (русских, украинцев, белорусов, сербов, поляков, чехов) также выявило их генетическое родство между собой.
Учитывая перечисленное, дедуктивный поиск «Y-хромосомного Огуз-хана» как лица исторического, чей гаплотип мог сохраниться в его современных потомках, вполне оправдан.
Где Согласно общепринятой гипотезе, прародиной всех тюркских народов считаются Саяно-Алтай или провинция Ордос в Китае, прародиной Огузов – регион к востоку Аральского моря [6, 7]. На основании этого можно заключить, что предполагаемым местом жизни Огуз-хана является обширный регион между Аральским морем, Алтаем и Ордосом.
Предполагаемый регион проживания Огуз-ханаКогда Общий предок Огузов условно мог жить не позднее предполагаемого выделения огузской языковой общности, т. е. не позднее 7-8 в. н. э. [8], что является нижней хронологической планкой.
Схема распада огузской языковой общности [8]Учитывая, что миф об Огуз-хане существует только в среде группы тюркских народов, есть основания предположить, что верхней хронологической границей времени жизни Огуз-хана является период начала распада пратюркской общности, т. е. приблизительно 3 в. до н. э. [9] Итого, предполагаемый отрезок, когда мог жить Огуз-хан – 3 в. до н. э. – 7 в. н. э.
Схема распада тюркской языковой общности [9]Для воссоздания генома «Y-хромосомного Огуз-хана» гаплотипы исследуемых популяций должны иметь общего предка, жившего в указанном временн?м интервале 3 в. до н. э. – 7 в. н. э.
Исследуемые популяции – дворяне и кочевникиНесмотря на то, что общая численность современных народов, говорящих на огузских языках (турок, азербайджанцев, иракских туркоманов, гагаузов, хорезмийцев, туркмен) превышает 100 млн. чел., не вызывает сомнений тот факт, что подавляющее большинство из них сформировалось в результате вековой ассимиляции нетюркских народов, что привело к пестроте их гаплогрупп.
Для определения искомого гаплотипа Огуз-хана необходимо выбрать популяции, являющиеся ключевыми для Огузов. В первую очередь, к ним относятся племена, вплоть до настоящего времени сохраняющие замкнутый традиционный кочевой уклад жизни, и, поэтому наиболее изолированных от внешних вливаний по сравнению с прочими популяциями. К таковым относятся огузские кочевые племена Ирана – кашкайцы, авшарцы, айналлу и т. д.
Другим объектом для исследования могут быть аристократические роды, которые отслеживают свою родословную по мужской линии. Из среды Огузов вышли представители династий Сельджукидов, Османов, Каджаров, Авшаров. До настоящего времени сохранились представители династии шахского дома Каджар, среди них – род Зиядлы, а также аристократический род Кенгерли, восходящий к племени Бичене.
Для исследования потребуются данные нескольких десятков человек из ключевой популяции, не имеющих близкого родства. Общий объём ключевой популяции с учётом огузов-кочевников и каджаров составляет около 5000 чел.
Если мы исследуем какой-нибудь народ, состоящий из 5000 человек, то, как правило, половину популяции составляют женщины, которые отпадают. Остаётся 2500 чел. Проверив гаплотип одного человека, необходимость тестирования его сыновей, отца, дядьёв по отцу, родных и двоюродных братьев по отцу, деда и всех остальных родственников по мужской линии отпадает. Их гаплотип такой же, как у обследованного человека. Иначе говоря, узнав гаплотип одного человека, мы можем исключить из исследования всех его родственников по мужской линии. В итоге мы имеем ситуацию, что нам надо проверить представителей тех огузских семей, которые не имеют памяти о родстве друг с другом. Обычно на 1000 человек замкнутой популяции таких семей бывает 10-20, которые точно знают, что не являлись родственниками в обозримом прошлом.
Таким образом становится очевидно, что для подробного исследования достаточно протестировать не все 2500 человек, а где-то 50 мужчин из разных родов, не имеющих родства в обозримом прошлом.
Недостатки дедуктивного методаНедостатком данного метода исследования является отсутствие сторонних достоверных данных, подтверждающих реальное происхождение тех или иных племён. Кроме того, известно, что в тюркской среде был распространён аталыг – обычай усыновления мальчиков из других родов и народов, что является источником внесения иных гаплогрупп. Также всегда присутствует вероятность адюльтера. Совокупность этих данных предопределяет тот факт, что даже в замкнутых популяциях вероятность наличия нескольких гаплогрупп практически неизбежна.
Результаты и их обсуждениеДля выявления гаплотипа «Y-хромосомного Огуз-хана» рассмотрим данные современных туркмен [10] и представителей аристократических родов Зиядлы и Кенгерли.
Учитывая предполагаемые время и место жизни Огуз-хана, его наиболее вероятными гаплогруппами могут быть R1, N1, C3 и O3, как наиболее характерные для территории между Средней Азией и Ордосом. Гаплогруппы, имеющие явное ближневосточное или африканское происхождение рассматривать не будем, считая их «привнесёнными».
Наиболее распространённые гаплотипы, выявленные у группы современных туркмен:
R1b – 36%, J – 23,8, N – 9,5%, R1a – 6,7% [10]
Сравним степень родства исследованных людей.
Носители гаплогруппы R.[/i] Выявлено X чел. с гаплогруппой R1a и R1b, что составляет Y% от общего числа обследованных. Степень родства носителей R1a указывает, что общий предок жил Z лет назад, у носителей R1b – Z1 лет назад. В предполагаемый период жизни Огуз-хана вписываются результаты родства носителей гаплогруппы R1ab.
Носители гаплогруппы C. Выявлено X1 чел. с гаплогруппой C3, что составляет Y1% от общего числа обследованных. Степень родства носителей C3 указывает, что общий предок жил Z2 лет назад. Это вписывается/не вписывается в предполагаемый период жизни Огуз-хана.
Носители гаплогруппы N. Выявлено X2 чел. с гаплогруппой N1c, что составляет Y2% от общего числа обследованных. Степень родства носителей N1c указывает, что общий предок жил Z3 лет назад. Это вписывается/не вписывается в предполагаемый период жизни Огуз-хана.
Суммируя имеющиеся данные, можно заключить, что предполагаемый «Y-хромосомный Огуз-хан» мог иметь гаплотип 1 или гаплотип 2.
Выводы• Предложена гипотеза о существовании «Y-хромосомного Огуз-хана» – общего предка современных огузских народов
• Определены приблизительные время и место жизни Огуз-хана
• Определена ключевая популяция для исследования
• Сопоставлены Y-ДНК представителей ключевой популяции
• Определён наиболее вероятный гаплотип/гаплотипы «Y-хромосомного Огуз-хана»
Литература1. Фазлаллах Рашид ад-Дин. Огуз-наме. Баку, 1987 г.
2. Абу-л-гази. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-гази, хана хивинского. Изд-о АН СССР, 1958 г.
3. Махмуд Кашгарский. Диван лугати ат-тюрк («Словарь тюркских наречий»).
4. Сабитов Ж. В поисках Чингис-хана. Вестник Российской Академии ДНК-Генеалогии. Веб-публикация, 2008
5. Клёсов А. А. Поиски пропавших колен израилевых. История, записанная в ДНК. «Еврейское Слово», №28 (350), 2007 г. Веб-публикация
6. Природное окружение и материальная культура пратюркских народов. Под ред. Дыбо А. В. М., Изд-во «Восточная литература» РАН, 2008 г.
7. Вайнберг Б.И. Этногеография Турана в древности. VII в. до н.э. - VII в. н.э. М., 1999.
8. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Региональные реконструкции
9. Дыбо А. В. Лингвистические контакты ранних тюрков. Лексический фонд. М., Изд-во «Восточная литература» РАН, 2007 г.
10. R. Spencer Wells. The Eurasian Heartland: A continental perspective on Y-chromosome diversity